Татьяна Кудряшова
Открытое занятие по обучению детей грамоте «В стране звуков [ж]-[з], [ж]-[ш]. Шипящих согласных звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: - продолжать учить сопоставлять звуки;
- дать понятие о шипящих звуках;
- продолжать учить называть слова с данными звуками
в разных позициях;
- формировать быструю реакцию на слово, учить отвечать
быстро и точно.
Оборудование: - звуки : [ж],[ ш], [з], [щ], [ч];
- слоги: ЖУ – ШУ, ЖИ – ЗЫ;
- карточки для чтения;
- карточки с ребусами;
- кассы букв;
- тетради в клетку;
- рабочие тетради;
- простые карандаши;
- картинки для рассматривания;
Публикация «Открытое занятие по обучению детей грамоте „В стране звуков [ж]-[з], [ж]-[ш], Шипящих согласных звуков“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Согласные звуки
- Темочки
- музыкальная запись к драматизации сказки «Теремок»;
- игрушки – ежик, лисенок, сова.
Ход
- Ребята, с какой буквой и каким звуком вы познакомились на прошлом занятии? ([Ж]).
- Правильно, мы говорили о звуке [Ж].
- Предлагаю из слов со звуком [ж] построить пирамиду.
Игра «Пирамида слов» (дети называют слово и кладут ладошки друг на друга).
- Вот сколько слов дружат со звуком [ж]. Не будь этого звука – не было бы столько слов.
- Вспомните, пожалуйста, как наши игрушки спасли жуков (они спрятали их в домике, а лисенок угостил птиц пирожками).
- Что же случилось дальше с нашими игрушками хотите узнать?
Тогда, предлагаю сесть на ковер и слушаем.
Дети инсценируют.
«Как там наши жучки? – поинтересовалась мудрая Сова, после того, как ее крылатые родственники улетели. Оглянулась, а жуков и след простыл. Расползлись тихонько кто куда.
«Могли бы и поблагодарить за помощь - обиделся Лисенок - из-за них мы едва не поссорились с птицами, а я еще и остался без пирожка!» Но как выяснилось вскоре, Лисенок был не прав, обвиняя жуков в неблагодарности: через некоторое время игрушки опять услышали приближающееся жужжание. То что они увидели, повергло их в
величайшее изумление. Со всех сторон к ним слетались насекомые и несли в своих лапках всевозможные подарки. А впереди этого крылатого полчища летели спасенные игрушками жуки. Насекомые окружили трех защитников жуков и сложили перед ними свои дары.
«Ну что? - спросил Лисенка Ежик – Теперь ты не жалеешь о потерянном ужине?»
- Спасибо, ребята, вы очень хорошо рассказали сказку, расположите игрушек на их место и мы с вами займем места за столами.
- С каким звуком летит пчела, жужжит жук, шипит шина?
- Сегодня, мы поговорим о звуках [ш], [ж], [з]. (выставить звуки)
- Посмотрите на картинку и давайте перечислим подарки насекомых,
в названии которых слышится звук :
[ш]- шиповник, шоколад, каштан, мишка, вишня, ракушка;
[ж]- крыжовник, ножницы, ожерелье, снежинка, ежевика, уж;
[з] – гвоздика, роза, звезда.
- Из всех подарков наших друзей больше всего заинтересовала игрушечная Змейка.
Причем это оказалась не змейка, а уж. Этот уж умел по-разному Шипеть, в зависимости от того, как на него нажать: если долго и сильно – то «Ж-Ж-Ж», если чуть слабее – то «Ш-Ш-Ш», если слабее – то «Щ-Щ-Щ», а если быстро – то «Ч-Ч-Ч». Очень интересный подарок. - Перечислите еще раз все шипящие звуки (показать). Молодцы! - Что общего у звуков [ш] и [ж]? (согласные, твердые, шипящие)
- Чем они отличаются? (звонкий, глухой).
- Откройте кассы букв и мы переходим к следующему заданию.
Я называю вам слог а вы в кассах выкладываете слог, изменяете звук [ш] на [ж] или [ж] на [ш]. Понятно?
(ша, жи, ше, жу, аша, оже). Давайте прочитаем что получилось.
Молодцы! Отложите кассы, наведя порядок.
А сейчас, я называю слова, а вы меняете также звук [ш] на [ж] и [ж] на [ш].
Приготовились, будьте внимательны.
(шар, шить, шаль, шила, жесть, жарить, жалость, жирок, жутко,
Луша, сажа, тужить, кружить, сужу, машет).
Вы замечательно справились с заданием.
- Готовы к выполнению следующего задания?
Послушайте внимательно. Вам нужно добавить слог ЖУ или ШУ в конец слова.
(напи, поло, ска, пома, дока, гля… спе, сторо, уку, свя, дру).
И это задание вы выполнили очень хорошо.
- А сейчас физминутка. Все готовы? Кто хочет провести?
«Как живешь»
- как живешь?
- вот так! (с настроением показать большой палец)
- а плывешь?
- вот так! (любым стилем)
- а бежишь?
- вот так! (согнув руки в локтях, бег на месте)
- вдаль глядишь?
- вот так! (руки «биноклем» к глазам)
- ждешь обед?
- вот так! ( поза ожидания: подпереть щечки руками)
- машешь вслед?
- вот так!
- ночью спишь?
- вот так! (ручки под щечку)
- а шалишь?
- (надуть щеки и хлопнуть по ним кулачками –
тут никак не скажешь: «вот так!»)
- Очень весело отдохнули, а сейчас продолжаем наше занятие.
- А сейчас, открываем тетради, в них прописаны слоги, вам нужно вместо точек вставить нужный звук : вместо [з] – [ж], и вместо [ж] –[з]. Всем понятно? Приступайте. Давайте прочитаем, что получилось.
Закройте тетради и отложите их на край стола.
- Чем отличаются слоги ЗА и ЖА?
Скажите пожалуйста, что это за таблица? (по этой таблице один из слогов нужно поставить вначале или в конце слова). Правильно.
Итак, давайте прочитаем, что же у нас получится. Читаем по очереди по рядам.
- Скажите, а чем отличаются слоги ЖИ и ЗЫ?
Возьмите на столе карточки и простые карандаши. Прочитайте слог и
добавьте к нему нужный из этих слогов,какое слово у вас получится.
Молодцы, быстро и точно выполнили задание.
- Ребята, открываем наши рабочие тетради и следующее задание:
вам нужно соединить картинку с подходящей схемой. Будьте
внимательны.
- А теперь вам нужно соединить картинки в цепочку, определяя
первый и последний слоги в названии картинок. Начинаем с вазы.
(Ва-За, Закол-Ка, Ка-Ша, Ша-Ры, Рыжики). Замечательно справились
и с этим заданием.
- Задание для самых сообразительных. Вот здесь лежат карточки с
ребусами. Кто хочет проявить смекалку и разгадать ребус?
(выходят 7 – 8 детей и разгадывают ребусы).
Очень хорошо вы разгадали ребусы. Я рада что вы такие умные и
сообразительные.
- Я приглашаю вас выйти на ковер и поиграть. (Драматизация сказки
«Теремок»).
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок не высок, не высок,
Вот по полю буква «З» бежит
У дверей остановилась и стучит
«Кто-кто, в теремочке живет,
Кто- кто в невысоком живет?»
Буквы дружные живут, здесь живут
И все в гости вас зовут, вас зовут.
(то же с буквами «Ж», «Ш».)
-Итак, о каких звуках мы сегодня говорили? Какие звуки называем шипящими. Вы сегодня очень хорошо занимались, я рада, что вы у меня
такие умные, сообразительные, умеете отвечать быстро и точно.
Давайте поаплодируем друг другу за вашу дружную и отличную работу. На этом занятие наше окончено.