Надежда Баннова
Открытое занятие кружка по домоводству «Мой дом» для воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие кружка по домоводству для воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Тема программы: Кулинария «Сервировка стола», «Приготовление чая», «Приготовление бисквита»
ЦЕЛЬ:
1. Систематизировать знания и умения несовершеннолетних по сервировке стола к обеду, по технологии приготовления бисквита, по завариванию чая.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
• Продолжать знакомить детей с основными правилами сервировки стола;
Воспитательные :
Публикация «Открытое занятие кружка по домоводству „Мой дом“ для воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
• Воспитание коммуникативной культуры несовершеннолетних,
• Воспитание чувства прекрасного.
Развивающие:
• развивать творческий потенциал несовершеннолетних, их инициативу, уверенность в своих силах;
• развивать навыки общения, умение высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию;
• развивать творческую активность несовершеннолетних.
Умение себя вести – настоятельная потребность и большой дефицит сегодняшнего дня. Грустно, но факт, многие из нас имеют смутное представление о правилах хорошего тона, о вежливости, о культуре поведения. Нередко самые простые жизненные ситуации ставят нас в тупик: как принять гостей? Как сервировать праздничный стол? Как вести беседу? Как выбрать подарок? По тому, как человек ведет себя за столом, как разговаривает с людьми, можно определить степень его воспитанности. В последнее время наша жизнь стала разнообразнее: расширились деловые, экономические связи с зарубежными странами. Естественно, каждому хочется предстать перед своими партнерами в лучшем виде. Но сколько же разных недоразумений, подчас неловких ситуаций возникает из-за незнания элементарных норм поведения! А ведь знание и соблюдение правил этикета делает человеческое общение взаимоприятным, сближает даже самых разных людей, помогает избежать конфликтных ситуаций. Одно из занятий я и хочу представить.
Оборудование и продукты: набор посуды и столовых приборов, скатерть, заварочный чайник, чай листовой, продукты для приготовления бисквита.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организационное начало занятия, сообщение темы занятия, постановка задач перед детьми.
2. Вступительное слово воспитателя :
С любовью накрытый стол – это, как и в давние времена, гордость многих хозяек. Но есть и мужчины, которые придают этому большое значение и могут накрыть стол также красиво и со вкусом. Но независимо от того, “колдуют” тут женские или мужские руки, возможностей накрыть стол никогда не было так много, как сегодня. Правила сервировки и поведения за столом вырабатывались на протяжении столетий, и их основная цель состоит не в том, чтобы различными формальностями затруднить процесс еды, а в том, чтобы сделать прием пищи и общение за столом красивым, удобным, приятным. Красиво накрытый стол всегда смотрится лучше и привлекательней, чем тот, который ломится от яств, но не создает ощущение праздника. Сервировка стола – дело достаточно творческое, но и здесь существуют каноны общего характера, которые следует принимать во внимание: наличие свободного пространства, стиль дома или квартиры, повод, по которому устраивается мероприятие, вкусы хозяев.
Вопросы детям:
- По какому поводу мы можем накрывать праздничный стол? (День рождения, свадьба, юбилей, новый год и т. д.).
- Какие торжества бывают? (Семейные, официальные)
Воспитатель : Бывают торжества, когда гостей рассаживают за столом, а бывают, когда гостей не рассаживают (фуршет). Сегодня мы с вами попробуем определить основные правила и принципы сервировки праздничного стола. Основная цель сервировки стола – это создать порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. И сейчас мы попробуем показать наглядно, как правильно сервируют стол к обеду.
Перед вами набор посуды и столовых приборов, скатерть. Давайте попробуем накрыть стол на одну персону. Как мы расположим тарелки и приборы?.С чего надо начинать, что сделать сначала?
Дети: сначала необходимо вымыть руки, затем надеть форму дежурных (берет и фартук).
Воспитатель : и только после этих процедур мы приступаем к сервировке стола. И что же нам необходимо теперь сделать?
Дети: постелить скатерть.
Воспитатель : верно. А как постелить скатерть, чтобы было красиво?
Дети: мы стелим скатерть и предлагаем проверить, красиво ли получилось.
Воспитатель и правда красиво, со всех сторон края скатерти свисают ровно, одинаково. А что дальше?
Дети: чашки, блюдца, тарелки, вилки и ложки надо то же положить. Из чего ты и твои гости будут есть и пить? А еще необходимо поставить салфетницы и хлебницы.
Дети (дежурные, а остальные наблюдают) ставят салфетницы, затем хлебницы на середину стола.
Воспитатель : а что дальше?
Дети: чашки с блюдцами расставим.
Воспитатель : что дальше мы делаем?
Дети: глубокие тарелки для супа ставим на маленькие - которые предназначены для второго блюда.
Дежурные ставят. Воспитатель смотрит и спрашивает, всем ли детям хватит тарелок.
Воспитатель : тарелки расставили, что делать дальше?
Дети: вилки, ложки и еще нож, на случай если в меню на второе блюдо котлета, а ее мы едим с помощью ножа и вилки.
Воспитатель : молодцы. А как правильно надо раскладывать столовые приборы?
Дети: ножи кладут справа от глубокой тарелки лезвием к ней, вилки – слева, зубцами вверх. Суповую ложку кладем рядом с ножом. Ложку для компота – за тарелкой, параллельно краю стола, ручкой вправо.
Воспитатель : как интересно, а я не знал. А как проверить у всех ли лежат столовые приборы?
Дети: мы останавливаемся около каждой тарелки и проверяем наличие столовых приборов и как они лежат.
(Один из учащихся накрывает стол на одну персону, при этом комментирует свои действия, объясняет, как и почему он ставит тарелки, фужеры, раскладывает столовые приборы).
Воспитатель : Давайте посмотрим, что получилось. Ваши замечания и предложения? Прокомментируйте.
(Ребята высказывают свою точку зрения о том, как накрыт стол, делают замечания, исправляют, помогают друг другу).
Воспитатель : А теперь давайте попробуем накрыть стол для десерта (чайный стол).
Девочки я хочу вам предложить прочитать основные принципы и правила сервировки стола.
(Ребята должны с помощью учителя определить основные правила) :
• Сервировка стола предполагает разумное, удобное, аккуратное и симметричное расположение всех предметов.
• Сервировка начинается со скатерти: она должна быть чистой, хорошо выглаженной.
• Набор посуды должен быть одинаковым по форме, рисунку, цвету.
• Посуду на столе размещают в строго определенной последовательности, каждый предмет сервировки должен иметь своё место.
• Необходимый штрих к сервировке - полотняная или бумажная салфетка. Она должна быть индивидуальной, и кладут её на закусочную тарелку.
Воспитатель : Сегодня, девочки, мы с вами закрепили наши знания о том как красиво и правильно сервировать стол к обеду и чайный стол, рассмотрели различные варианты оформления и украшения стола. Данные знания пригодятся вам в дальнейшем при организации и проведении семейных праздников или встреч с друзьями.
Воспитатель : Далее ребята поговорим о том какое угощение можно приготовить для гостей:
Воспитатель предлагает прочитать памятку №2.
Воспитатель : Давайте повторим наши знания и приготовим наш вкусный пышный бисквит.
Сейчас мы ответим на несколько вопросов, а далее приступим к практике.
Скажите, как правильно взбить яичный белок?
Ответ: яичные белки должны быть свежими и холодными, они лучше взбиваются. Взбивать белки нужно без перерыва. Взбитые белки следует вводить, в тесто осторожно помешивая. При сильном помешивании белки «оседают» и изделия получаются плотными, непропечёнными.
Взбиваем белки и добавляем все нужные ингридиенты, перечислите их:
сахар, сода, погашенная уксусом, ванилин, мука.
Тесто, в которое они положены, нужно выпекать сразу. Белок лучше взбивать в фарфоровой, пластмассовой, стеклянной или медной посуде с толстыми стенками. Алюминиевая посуда придаёт взбиваемым белкам тёмный цвет, а от эмалированной может отбиться кусочек эмали и попасть в белок. При взбивании в белок не должны попасть какие-нибудь примеси: желток, вода, жир с посуды. В противно случае взбить белок не удастся.
Как правильно замешивать бисквитное тесто? (быстро и сразу выпекать или наоборот)
Ответ: бисквитное тесто необходимо замешивать быстро и сразу выпекать, а то из бисквита могут, выйти пузырьки воздуха и он потеряет вкус и нежность.
Как добавить изюм в тесто, чтобы он распределился равномерно?
Ответ: изюм промыть в горячей воде, а потом, обсыпать мукой, тогда изюминки равномерно распределяться в тесте.
Какой консистенции должно быть тесто для бисквита?
Ответ: для бисквитов замешивают жидкое тесто или средней консистенции (жидкость вливают в муку).
Какое тесто замешивают для рулетов?
Ответ: тесто замешивают средней консистенции (муку всыпают в жидкость).
Как правильно выпекать изделия в жарочном шкафу?
Ответ: духовка должна быть умеренно горячей, противень с изделием оберегать от сотрясения, дверцу духовки надо закрывать осторожно. Выпекать изделия следует на равномерно смазанных листах, противнях, в формах, иначе изделия будут прилипать к ним. Выпеченное изделие следует держать на противне или в форме, пока оно не остынет, лишь затем вынуть и украсить.
Обязательно ли просеивать муку сквозь сито?
Ответ: обязательно, просеянная мука имеет однородную плотность, обогащается кислородом.
В какой духовке выпекать бисквит, кекс? (в раскалённой или согретой, холодной)
Ответ: в согретой и на медленном огне, если бисквит печётся в жаркой духовке, он будет твёрдым снаружи и сырым внутри.
Как легче всего вынуть испечённый бисквит для торта, из формы?
Ответ: вынув из духовки, поставить форму на тряпочку, смоченную водой.
Когда нужно добавлять пряности в тесто? (в начале или в конце)
Ответ: в конце, после того как положены все ингредиенты.
Как узнать испёкся ли бисквит?
Ответ: вставить в изделие деревянную заострённую палочку (шпажку, спичку, зубочистку, если она сухая, бисквит или другая выпечка готовы, можно вынимать из духовки.
Воспитатель : ну а пока готовится наш бисквит мы с вами поговорим и заварим вкусный чай и между делом развлечем гостей частушками, поговорками,отгадаем загадки.
Воспитатель предлагает заварить чай и прочитать каждому теорию о чае.
конечно, за одну встречу мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. а ведь многим из них мы следуем и сейчас. да, что и говорить, любили наши дедушки и бабушки попить ароматного чайку после трудового дня. или после бани. вас приглашали когда-нибудь на чай? можно с уверенностью сказать, что на чашку чая вас не приглашали. у нас “чайная страна”, и пьют его много, но культура чаепития потерялась. совсем немногие знакомы с традициями чаепития. чаепитие – это одна из тропинок к здоровому образу жизни.
чайная церемония – это обряд, зародившийся в Китае еще до нашей эры. в настоящее время в Японии есть специальные чайные домики для чаепития. входя в домик, человек оставляет все заботы дня за его стенами. после чаепития у людей снимаются стрессы, они успокаиваются и становятся более здоровыми и жизнерадостными.
русское чаепитие отличается от японского. чай считался целительным, им старались напоить больного. в городе чаепитие входило в обычный распорядок дня и было непременной частью приема гостей. с него в большинстве случаев и начинали угощение.
в России чай начали употреблять с 1638 года. завезли его из Монголии. в повседневный обиход русских он вошел в xix в. в европейской части России и несколько ранее в Сибири. чай заваривали байховый, главным образом китайский. сначала чаем пользовались как лекарством, затем как напитком, снимающим усталость и благотворно влияющим на весь организм человека.
вот ещё немного информации. воду для чая кипятили в самоварах, которые из России распространились во многих странах Европы, а в деревне - в чугунах. заваривали чай в чайниках - фаянсовых и фарфоровых, пили из таких же чашек с блюдцами, из стеклянных стаканов. самовар и чайная посуда у простонародья считались роскошью. пили чай с сахаром, больше - вприкуску, с медом, вареньем. у русских, соседствующих с монгольским и тюркскими народами, существовал обычай пить чай, приправленный мукой, солью, жиром. вот такой был чай.
ведущая. русский самовар нечета японским чайничкам. чаепитие связано с шумом кипящего самовара. для русских церемония чаепития означало — объединяться, общаться, раскрываться перед другими. задушевный разговор за стаканом чая успешно заменял в нашей стране научную психотерапию. дети, грызя баранки, с удовольствием слушали рассказы стариков «о жизни». супруги, вместе растапливая самовар шишками, мирились. а купцы только в чайных и только после третьего, четвертого совместно выпитого самовара, заговаривали о делах.
ведущий. Очень интересная информация, да девочки, хочется немного добавить про травяной чай, который очень полезен для здоровья. Раньше вместо натурального чая употребляли сухие ягоды, траву иван-чая, земляничник. и сейчас вам предстоит определить название травы.
конкурс “узнай траву” (1-2 человека)
в розетки положить лекарственные травы, которые заваривают в чай, и разместить на столе. под каждую розетку положить красиво оформленную салфетку с номером. заготовить карточки, обозначив на каждой номер всех розеток. раздать карточки, и в течение 5-7 минут каждый из них должен отгадать название травы.
наградой будут конфеты.
Воспитатель :Ну, а какой же чай без частушек. наши девочки сейчас споют их.
«чайные частушки»
1. на столе стоит пирог, булочки и сушки
пропоём мы вам сейчас «чайные» частушки.
2. чай из листиков нарезан, снятых с чайного куста,
человеку чай полезен, чайник дома неспроста.
3. лучше доктора любого лечит скуку и тоску,
чашка вкусного, крутого самоварного чайку.
4. посидеть за самоваром рады все наверняка,
ярким солнечным пожаром у него горят бока.
5. подавайте чашку чая, ведь люблю я сладкий чай.
в чае я души не чаю, наливай горячий чай.
поговорки
1. «чай пить – приятно жить».
2. «с чаю лиха не бывает, а здоровья прибавляет».
3. «чай не пьёшь, где силу берёшь?»
4. «чай усталость всю снимает, настроенье поднимает».
5. «выпьешь чайку – позабудешь тоску».
6. «холодно – пей чай. жарко – пей чай. устал – пей чай».
загадки.
стоит девица на грядке,
вся в заплатках,
кто взглянет -
всяк заплачет (лук)
что в решете не унесешь? (вода)
не книжка, а с листочками? (капуста)
что красно снаружи,
бело внутри,
с зеленым хохолком на голове? (редиска)
посреди двора – золотая голова (подсолнух)
всех кормлю с охотою,
а сама – безротая (ложка)
белое, а не вода,
сладкое, да не мед,
от рогатого беру,
да деточкам даю (молоко)
сидит краса в темнице,
а коса на улице (морковь)
Воспитатель : В конце практического занятия по сервировке стола и выпечке бисквитных тортов воспитатель подводит итоги :
Девочки ответьте на несколько вопросов:
1. Как правильно накрыть скатерть на стол?
2. Как должны располагаться столовые приборы на столе?
3. Главное условие при выполнении кулинарных работ (чистота помещения и рабочего места)
4. Как правильно убирают рабочее место.
5. Перечислите продукты, необходимые для приготовления бисквита.
6. И последний вопрос, какой должна быть хозяйка? (аккуратной, опрятной, улыбчивой, довольной, добродушной, тогда и работа в доме будет кипеть, а самое главное выпечка всегда пышная, румяная.)
Я очень надеюсь что эти знания и умения всегда пригодятся вам в вашей дальнейшей взрослой жизни и вы с удовольствием будете готовить для ваших близких и родственников.
Р. S.
Проведение открытых уроков побуждает детей к активной мыслительной и творческой программной работе. разнообразие методов обучения создаёт у них интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к занятиям.
Развивается умение выступать и работать публично, выстаивать перед лицом критики, а также не бояться высказывать своё мнение о проделанной работе, что является очень ценным и важным качеством современного человека.
Подготовила воспитатель : Баннова Н. В.
КРУЖКУ «МОЙ ДОМ»
Подготовила : Баннова Н. В.
24.04.2017г