Овчарова Лариса
Открытое занятие на экологической тропинке «Обыкновенное чудо»
▼ Скачать + Заказать документы
«Обыкновенное чудо».
(С элементами театрализации)
Цель:
-знакомить детей с природой ближайшего окружения;
-учить различать части растения, дать представление о пне как об экосистеме;
-формировать представление о связях растений и животных между собой и с неживой природой;
-развивать познавательный интерес.
Оборудование: картосхема экологической тропинки; для каждого ребенка ведерко со снаряжением (лупа, 1,5 – 2 м. веревки, подарок для дерева); письмо ивы (в виде листа дерева); зонт или белая ткань (для рассматривания насекомых); модели насекомых для игры «Кто какого цвета»; знаки, напоминающие о том, как нужно вести себя в природе; стрелка – указатель на лесную полянку; лейка с водой; опрыскиватель с водой, аудиозапись голоса Пня Корнеевича, прозрачные емкости для исследования почвы.
Публикация «Открытое занятие на экологической тропинке „Обыкновенное чудо“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Посещаемые видовые точки:
1. Ива.
2. Горка сорных трав.
3. Лес (Пень Корнеевич).
4. Альпийская горка.
У центральных ворот встречает гостей хозяин экологической тропинки Старичок – Боровичок.
Боровичок: Здравствуйте, гости дорогие!
Рад новой встрече с вами на экологической тропинке д/с
Тропинка наша длинная, Какие же точки нам сегодня посетить? Так хочется что – то необычное сказочное посмотреть.
(Появляются Старичок – Лесовичок и Садовник).
Лесовичок: (с корзинкой шишек).
Лесные сказки! Кому сказки!
Берите без опаски!
Сказки из птичьего гнезда.
От Пня Корнеевича,
На ежевичном листе настоены,
Ключевою водою напоены!
Садовник:
А вот цветочные сказки!
Все оттенки и краски!
Лесовичок: Древесные!
Садовник: Чудесные!
Лесовичок: Смолистые!
Садовник: Душистые!
Вместе: Берете?
Дети: Да!
Нам на месте не сидится!
Мы готовы в путь пуститься!
К новым впечатлениям!
К новым приключениям!
А где они?
Лесовичок: Не в заморском царстве, не в дальнем государстве, не на берегах невиданных, диковинных морей, а у нас в детском саду, на обычной, нет волшебной экологической тропинке! Идемте в гости к деревьям.
Письмо ивы.
Я ивушка плакучая, очень рада вашему приходу, так как очень люблю гостей.
-Давайте поздороваемся, обнимите меня крепко – крепко (дети берутся за руки вокруг ствола).
-Смотрите, какая я большая! Ну – ка, давайте померяемся силой, попробуйте вытащить меня из земли (дети пытаются это сделать).
-Кто из нас сильнее? Есть у меня еще силушка!
-А теперь ответьте на мой вопрос: что же меня в земле так крепко держит? (дети отвечают)
- А для чего мне еще мои корни – ноги нужны?
(Чтобы брать из земли воду, «пищу»)
- Полейте меня, пожалуйста, мне очень хочется пить (Дети из лейки поливают дерево)
- Спасибо, ребятки, я теперь так хорошо себя чувствую!
- Потрогайте меня руками, погладьте мою кору – кожу и скажите, какая она – шершавая или гладкая?
Мокрая или сухая?
Теплая или прохладная?
А чем я пахну? (Дети выполняют просьбы).
- А теперь постойте и послушайте, как шелестят мои листочки, - это я с вами разговариваю.
- Что я сейчас сказала? (Предположения детей).
- А почему шелестят мои листочки?
Кто из вас помнит, что такое ветер?
Вы правильно ответили на вопросы, я подарю вам свои листочки (искусственные).
Подарки дереву:
Птица (из бумаги) – спасет от гусениц;
Солнышко – согреет, поможет листочкам окраситься в зеленый цвет;
Капелька воды – умоет, напоит дерево;
Дождевой червяк – сделает землю плодородной и она будет кормить дерево;
Кормушка – прилетит много птиц – друзей;
Земля – почва – дерево лучше будет расти;
Семена – из них вырастит много деток дерева;
Бабочка – отдыхает на листочках;
Боровичок предлагает детям поиграть в игру: «Похлопали – потопали"
Боровичок рассказывает о деревьях.
Если он говорит правду, дети хлопают, если нет – топают.
- Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.
- Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.
- Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.
- Внутри деревьев течет сок.
- В лесу много разных деревьев.
- Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.
Наблюдение:
Боровичок ведет детей к заранее намеченному кустарнику.
Расстилает под кустом белую ткань или раскрывает зонтик и переворачивает его.
Боровичок: Я хочу показать вам своих невидимых друзей. Они живут рядом с вами на деревьях, кустарниках, но вы их не видите и даже не подозреваете об их существовании. Ну – ка, букашки, выходите с нами знакомиться. (Легонько встряхивает куст, чтобы на ткань упали насекомые и другие животные, обитающие на этом растении).
Ребята, возьмите волшебные стекла (лупы) и рассмотрите моих друзей.
Пожалуйста, обращайтесь с ними поаккуратнее, они такие маленькие, их так легко обидеть.
Видите, ребятки, в моем царстве – государстве лесном у каждого жителя свой дом есть. И я, хозяин тропы, строго слежу, чтобы дома эти никто не разрушал и покой жильцов не нарушал.
(После окончания исследования Боровичок помогает детям вернуть всех животных обратно на куст, отряхнув осторожно ткань).
Микротропа «Мир под ногами» :
Каждому участнику микропохода выдается веревочка длиной 1.5 – 2 м и лупа. Ребенку предлагается растянуть на земле веревочку и проползти этот маршрут, внимательно рассматривая все, что встречается на пути. Потом проводится обсуждение результатов.
Игра: «Кто какого цвета».
Боровичок: Сегодня на тропинке можно обнаружить необычных красивых бабочек, жуков и других насекомых, а также дождевых червяков. Одни из них спрятались, другие, наоборот, заметны издалека.
Задание: Найти как можно больше разных бумажных насекомых, червяков и принести их Боровичку.
При этом нужно запомнить, где именно затаились бабочки, жуки и какого цвета было их окружение.
Лесовичок: Ребята, а что такое лес? (деревья, кустарники, травы, грибы, насекомые, птицы, звери).
- А это что за указатели?
Боровичок: Это знаки, которые напоминают нам, как нужно вести себя в природе.
- А вот и чудо лесное! Что это, ребята? (показывает на пень). Лесовичок, а ты, что скажешь?
Лесовичок: Это Пень Корнеевич. Давайте поздороваемся с ним. (Пожимают корни).
Боровичок: Ребята, мы здоровались с ним как бы за руки. Что это у него? (Корни).
- Корни, какие? (прямые, ветвистые, запутанные, длинные, короткие, крепкие, толстые и другие).
- Зачем корни нужны дереву? (Корни держат дерево, через корни дерево питается и пьет воду).
- Чем покрыт сам пень? (Корой)
- Потрогайте и скажите, какая она? (гладкая, шероховатая, с трещинками).
- Понюхайте, чем пахнет пень? (деревом, лесом, землей).
Ребята, давайте спросим Лесовичка, что он знает о Пне Корнеевиче?
Лесовичок: Я - то много что знаю. Знаю, как можно узнать возраст спиленного дерева. Подойдите поближе к пню. Вот видите эти колечки. Оказывается, каждая колечко - это прожитый деревом год. Давайте посчитаем, сколько было дереву лет.
По расстоянию между годичными кольцами можно определить, как жилось дереву в разные годы. Близко расположенные друг к другу кольца говорят о недостатке влаги, о плохом питании.
Вывод. Значит, мы можем сказать, что дерево росло в хороших условиях (воды было в достатке, ярко светило солнышко, было достаточно места для роста).
Лесовичок: Чтобы ребята, лучше рассмотрели пень, предлагаю взять лупы.
Пень Корнеевич: (запись голоса). Ох, ох, ох! Скучно и грустно мне. Был я деревом зеленым, ветвистым, птицы гнездились на моих ветках, люди отдыхали в моей тени, а сейчас стал пнем на поляне и стою один - одинешенек. Помогите мне найти друзей!
Боровичок: Ребята, о каких друзьях говорит Пень Корнеевич? Вы знаете? Давайте спросим Лесовичка.
Лесовичок: Вспомнилась мне одна история: Был пень. Первыми прослышали про свеженький пень жуки всякие. Есть, говорят, дом свободный, никем не занятый, вот мы станем, его жильцами. И пищу для личинок наших прожорливых искать не нужно, вон древесной еды в пенечке сколько. Стали жуки - древоточцы, жуки - короеды для личинок своих ходы сверлить, квартиры строить. Живут - жуют, горя не знают.
Налетел как-то ветер с дождем и забросил на пень и вокруг него семена разных растений. И выросли из них водоросли, лишайники и другие растения.
А на самой верхушке пня мох зеленый появился. Не узнать пень - в настоящий дом превратился.
Боровичок: Поможем ребята, пню обрести друзей? Подойдите поближе. Посмотрите как много живых существ.
Как вы думаете, какие из них могут жить в пне, под ним и около него (важно, чтобы на столе были и обитатели других экосистем: рыбка, орел и пр.) Выбирайте, кем бы вы хотели быть? (жуком-оленем, усачом, бронзовкой, короедом, многоножкой, муравьем, мышкой - норушкой лягушкой - квакушкой и т. д.) Как вы думаете, почему его так назвали жук-олень?
Ребята, каждый из вас будет держать свое живое существо в ладошках, и не выпустит до тех пор, пока не узнает, кто живет в пенечке-теремочке. Не грозит ли опасность вашему обитателю?
Сейчас пойдем и сядем вокруг пня. Перед тем как заселится, в новый дом будем спрашивать: "Кто-кто в пенечке-теремочке живет?"
Послушайте, как я жук - олень буду заселяться. Я подхожу к пню и спрашиваю: "Кто - кто в пенечке-теремочке живет?" Никто не живет. Тогда я буду жить под этим крепким, толстым корнем. Здесь я найду себе пищу, буду питаться опилками. Теперь иди ты, жук-короед, заселяйся.
( Далее все дети спрашивают: "Кто - кто в пенечке живет? " и заселяют своих животных).
Боровичок: Ой, ребята, какая туча черная приближается к нашей поляне. Скоро пойдет дождь ("дождь" из опрыскивателя с водой). Какой дождь? теплый, сильный, тихий, холодный? Хорошо, что быстро перестал. А после дождя на пне и вокруг него растут растения.
Подойдем к столу, посмотрим и выберем растения, которые могут расти на пне и около него.
Где растет папоротник, на пне или около него? А грибы? Мох? Ребята, а роза может расти на пне? Почему?
Подойдем к Пню Корнеевичу и заселим свои растения.
Посмотрите, как он повеселел, то был один – одинешенек, а сейчас превратился в настоящий дом.
Пень Корнеевич: (запись голоса). Спасибо вам, ребята, что помогли мне обрести друзей!
Точка «Альпийская горка».
Садовник: А вот и до цветочных сказок дошли. У меня для вас есть несколько интересных заданий. Боровичок с детьми рассматривает альпийскую горку.
- Что здесь растет?.
- Какие растения уже знакомы дошкольникам?
-Может быть, у ребят есть такие же во дворе дома или на даче?
Изучение цветков. Садовник предлагает найти на клумбе
- самые большие и самые маленькие цветки,
- самые яркие и самые незаметные,
- самые душистые.
Дети рассматривают цветок: из чего он состоит? (Из нежных, мягких лепестков и желтой серединки.) наблюдают, не прилетит ли кто-нибудь из насекомых к цветкам.
Изучение строения цветка.
Знакомство с почвой на горке. Садовник предлагает рассмотреть и потрогать землю:
- какого она цвета,
-сухая или влажная,
-плотная или рыхлая? (Боровичок и дети пробуют почву рукой или втыкают в нее палочку).
Садовник: Для чего растениям нужна земля?
-А как узнать, есть ли в почве воздух?
Боровичок вместе с детьми проводит опыт: берет комок рыхлой земли с горки и комок земли с тропинки или с другого места участка, где почва сильно утрамбована, и опускает их в две большие прозрачные емкости с водой. В банке с рыхлой землей появляется много пузырьков воздуха. В банке с плотной почвой их намного меньше.
В какой почве растениям живется лучше? (В рыхлой, в ней больше воздуха, который необходим корешкам.)