Татьяна Сухова
Конспект открытого занятия «Использование графических диктантов на логопедических занятиях с младшими школьниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Дисграфия - составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся начальных классов. Это нарушение является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении основ русского языка на более поздних.
Достаточная степень развития моторного и сенсорного компонентов двигательного анализатора и готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений являются одним важным условием полноценного овладения ребенком в начальный период обучения учебными навыками и в первую очередь навыками письма.
Публикация «Конспект открытого занятия „Использование графических диктантов на логопедических занятиях с младшими школьниками“» размещена в разделах
- Графические диктанты
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Открытые занятия. Конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
На логопедических занятиях в целях профилактики и устранения нарушений письменной речи, я активно использую различные виды графических диктантов.
Методика “Графический диктант” была предложена в свое время Д. Б. Элькониным, но мало кто помнит, что прообраз этих диктантов был введен К. Д. Ушинским. В “Азбуке” Ушинского сначала помещались рисунки для изображения их детьми (переноса) на квадратной клетке. Все это делалось с целью подготовки глазомера ребенка и развития мелкой моторики руки.
Для развития пространственной ориентации на листе бумаги, формирования усидчивости, слухового внимания, развития мелкой моторики руки и графических навыков, использую графические диктанты «Занимательные клеточки».
Это развивающие задания, при выполнении которых получается чёткий рисунок из отрезков. Данная методика позволяет определить умение ребенка точно справиться с заданиями, предлагаемыми в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу, формировать у ребенка способность свободно распознавать понятия “верх”, “низ”, “право”, “лево”, “диагональ”.
При проведении графических диктантов, придерживаюсь следующих требований:
1. правила игры должны быть простыми, точно сформулированными;
2. материал должен быть посилен для всех детей;
3. начинать нужно с простых упражнений и постепенно переходить к более сложным упражнениям;
4. перед выполнением проводится четкий инструктаж;
5. при диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы учащиеся успевали кончить предыдущую линию.
Примеры заданий.
• На клетчатой бумаге нарисуйте узор под диктовку : 3 клетки вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 3 вправо, 2 вниз, 3 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 3 вправо.
Рисунок:
• Отгадайте загадку:
Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей.
И питается он листьями –
Листьями деревьев. (Жираф.)
Диктант : От начальной точки 1 клетка вверх, на уголок вправо, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз на уголок вправо, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 вверх на уголок, 1 влево, 1 вверх, на уголок влево, 8 вниз, 1 влево, 5 вверх, 5 вниз, 1 влево, 5 вверх, 3 влево, 5 вниз, 1 влево, 4 вверх, 1 вниз на уголок влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 вверх на уголок вправо, 1 вверх на уголок вправо, 1 вверх на уголок влево, 1 вверх, 1 вверх на уголок вправо, 7 вверх, 1 влево, 1 вверх на уголок влево, соединяем в начальной точке.
Рисунок:
Обследование фонематического восприятия обнаруживает, что большинство учащихся испытывают затруднения при выделении заданных звуков, определении их числа и последовательности в слове. При формировании навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза использую различные виды графических диктантов. Записи графических диктантов можно делать разными способами. Перед началом работы вводим символы, это могут быть буквы, цифры или различные знаки, фигуры, с помощью которых учащиеся будут выполнять графические записи. После выполнения заданий обязательно проводится проверка, в процессе которой ученики анализируются записи, доказывают правильность выполняемых учебных заданий.
Примеры заданий и выполнение графических записей.
• Прослушайте слова и отметьте количество звуков в слове точками.
Слова: дом, слон, мышка, раки, сторож, дупло, стол, школа.
Графическая запись : •••, ••••, •••••, ••••, ••••••, •••••, ••••, •••••.
• Прослушайте слова и отметьте количество звуков в слове цифрой.
Слова: пчёлы, сад, тучи, дверь, стакан, пила, рыбак, пень.
Графическая запись : 5, 3, 4, 4, 6, 4,5, 3.
• Зашифруйте слова с помощью гласных букв.
Слова: сыр, стол, шуба, куры, улица, карандаш, малыш, лисица.
Запись: ы, о, уа, уы, уиа, ааа, аы, ииа.
В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. У детей с акустической дисграфией отмечается неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.
При коррекции нарушений письма, связанных с недоразвитием фонематического слуха, которые проявляются в заменах звуков (букв, сходных акустически и артикуляторно, я использую различные упражнения и игровые задания, одними из которых являются графические диктанты.
Примеры заданий и выполнение графических записей.
• Прослушайте слова и зашифруйте их с помощью букв «с» и «з». Если услышите в слове звук c, запишите букву «с», услышите слово со звуком з – букву «з».
Слова: сосна, зима, весна, зонт, заноза, маска, коза, усы.
Графическая запись : сс, з, с, з, зз, с, з, с.
• Прослушайте слова и зашифруйте их. Вместо слов со звуком «б» - зарисуйте круг, а вместо слов со звуком «п» - квадрат.
Слова: работа, пакет, бубен, помидор, попугай, собака, капуста, барабан.
Графическая запись : O,, OO,, , O,, OO.
• Прослушайте слова. Найдите четвертое лишнее слово. Объясните. Ответ зашифруйте треугольником, если в слове слышится звук «и», или квадратом, если в слове звук «ы».
Слова:
Колбаса, сосиска, кирпич, ветчина.
Молоток, пила, гитара, клещи.
Пирог, бублик, пирожок, сыр.
Дубы, липы, сосны, клены.
Купание, жара, радуга, зима.
Запись:, ,, , .
Преобладающим видом нарушений письма является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Поэтому упражнения на развитие звукослогового анализа и синтеза необходимо включать в работу по коррекции нарушений письменной речи. Навыки деления слов на слоги (слоговой анализ) и составления из слогов слов (слоговой синтез, умения определять место, последовательность и количество звуков и слогов в слове имеет большое значение в овладении детьми письменной речи. При формировании звукослогового анализа и синтеза применяю различные игровые упражнения, дидактические игры и вариативное использование графических диктантов.
Примеры заданий и выполнение графических записей.
• Прослушайте слова и отметьте количество слогов в слове цифрой.
Слова: снег, язык, молоко, клумба, тракторист, жеребёнок, площадь, хвост.
Графическая запись : 1, 2, 3, 2, 3, 4, 2, 1.
• Прослушайте слова и нарисуйте столько черточек, сколько слогов в слове :
Слова: барс, иголки, письмо, дедушка, листок, подсолнух, мяч, удочки.
Графическая запись : __, __ __ __, __ __, __ __ __, __ __, __ __ __, __, __ __.
• Прослушайте слова и зашифруйте слоги гласными буквами.
Слова: стул, творог, страница, шарики, соль, скрипка, камыш, мальчуган.
Графическая запись : у, оо, аиа, аии, о, иа, аы, ауа.
• Ответьте на вопросы, одним словом. В угаданных словах запишите буквы б или п, укажите их место в словах.
Вопросы: Графическая запись :
Кого ловят рыболовы? б-3
Какой день начинает рабочую неделю? п-1
Какой день после четверга? п-1
О каком овоще говорят
«Сто одежек и все без застежек?» п-3
Какое дерево называют белоствольной красавицей? б-1
Стол, стул, диван-это б-3
По данным Р. И. Лалаевой, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза является наиболее распространенным видом нарушения письма у младших школьников. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется в искажениях структуры слова и предложения. Вследствие этого в письменных работах учащихся наблюдаться ошибки на слитное написание слов, особенно предлогов с, другими словами, пропуски предлогов, раздельное написание слов.
Большинство учащихся испытывают трудности при выделении слова из предложения, при определении количества слов в предложении, что зачастую это связано с недостаточностью развития анализа пространственных отношений.
Формирование предложно-падежных конструкций осуществляется в процессе расширения и уточнения словарного запаса, развития грамматических средств языка и связной речи. Одним из приемов коррекционной работы по развитию грамматических средств языка, формированию представлений о лексическом и синтаксическом значении предлога как средства выражения связи между словами в предложении, используемых мною на занятиях, являются графические диктанты.
Примеры заданий и выполнение графических записей.
• Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.
Предложения: Наступила долгожданная зима. Пушистый снег покрыл землю. Дуют метели. В лесу замело все тропинки. По лесу можно ходить только на лыжах.
Запись: 3, 4, 2, 5, 7.
• Прослушайте предложения. Запишите предложения графически, отмечая предлоги знаком V.
Предложения: Птица жила у нас в комнате в клетке.
Ласточки с юга вернулись на север. В углу за шкафом жил щенок.
Запись: _ _ V _ V_ V _. _ V_ _ V_. V_ V_ _ _.
• Прослушайте предложения. Запишите предлоги и их место в предложении.
Предложения: Мяч закатился под шкаф. К вечеру ребята вернулись домой. В лесу под деревьями лежит снег.
Запись: под-3. К-1. В-1под-2.
Таким образом, вариативное использование графических диктантов на логопедических занятиях с младшими школьниками способствует эффективному устранению недостатков устной и письменной речи. Данный вид заданий сочетает в себе логопедическую помощь с психологической коррекцией произвольного внимания, слухоречевой памяти, наглядно-образного мышления, что является основой для формирования полноценных навыков чтения и письма.
Использованная литература :
1. Кукушкина В. С. Логопедия в школе : Практический опыт. – М. : Март, 2004;
2. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М. : Владос, 1997;
3. Ястребова А. В. Преодоление Общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М. :Аркти, 2000;