Тодирашку Лилия Михайловна
Открытое занятие «Краски осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Краски осени "
(Художественно – эстетическое развитие)
Цели и задачи:
1. Учить детей сравнивать контрастные музыкальные произведения, различать характер музыки.
2. Обобщить представление детей о признаках осени, учить видеть колорит осеннего пейзажа, закреплять знания об изменениях в осенней природе, вызывать восхищение красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций, слушании музыкальных произведений, чтении стихов.
Публикация «Открытое занятие „Краски осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
3. Развить умение слышать в музыке осенние краски и передавать их в движении, пластике; развивать музыкальные способности, воспитывать эстетическое восприятие
путем исполнения песен.
4. Совершенствовать умение детей передавать в движении характер музыки.
Содержание:
1. ВИДЕО ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Осенняя фантазия»
2. Слушание: «Осенняя песня» Чайковского, «Осень» А. Вивальди («Времена года»).
3. Стихотворение об Осени
4. «Осень раскрасавица» Гульнара Азаматова.
5. «Пластический импровизационный этюд с осенними листьями» музыка «Осенний сон» Джойса
6. Игра на музыкальных инструментах «Во кузнице» р. н. м.
Оборудование: Компьютер, проектор, мультимедийная доска.
Материал: три иллюстрации с изображением пейзажа сентября, октября и ноября, письмо, конверт, осенние листочки, музыкальные инструменты (деревянные ложки).
Ход занятия:
Дети заходят в круг простым шагом под музыку «Вальса» Е. Доги. На ковре разложены листья (по два на каждого ребенка). Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы должны будете ее отгадать. Слушайте внимательно.
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья,
Она птиц к югу отправляет, она же и деревья раздевает,
Ребята, когда это бывает? Осенью!
ВИДЕО ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Осенняя фантазия»
М. р: Доброе утро друзья. Сегодня мы с вами переместимся на осеннюю поляну, и попадем в волшебный мир музыки, красок и стихов. Ребята, посмотрите на эти иллюстрации скажите, какое время года на них изображено?
Дети рассматривают три иллюстрации с изображением сентября, октября и ноября.
Дети: Осень!
Воспитатель: А какую осень мы знаем?
Дети: Раннюю, золотую и позднюю.
Воспитатель: Покажите, где и какая осень здесь изображена, и как вы это поняли?
Дети по одному выходят к иллюстрации и показывают раннюю, золотую и позднюю осень.
Воспитатель: А как можно разделить осень по цветам?
Музыкальный руководитель: Да, действительно, осень бывает такая разная, только осенью бывает такое буйство красок! Ранней осенью природа наряжается в разноцветный наряд. Каких только цветов и оттенков не увидишь! А поздней осенью льют дожди, листья уже опали. Все эти переодевания бывают осенью.
Сейчас мы с вами послушаем два музыкальных произведения, одно уже знакомое «Осень» Чайковского, а второе итальянского композитора Антонио Вивальди «Осень». Послушайте отрывок из первого произведения, подумайте и скажите какое настроение этого музыкального произведения. Но прежде чем начнется музыка, я предлагаю вам закрыть глаза, расслабиться и представить осенний лес.
Дети слушают муз. отрывок «Осень» А. Вивальди («Времена года»).
Музыкальный руководитель:. Какое настроение у этого музыкального произведения?
Дети: Веселое, радостное, светлое, игривое.
Музыкальный руководитель: Да, ребята, пьеса полна света, жизнелюбия. Музыка звучит легко, радостно.
Музыкальный руководитель: Замечательно, а теперь слушайте другой отрывок под таким же названием и определите его настроение.
Дети слушают муз. отрывок П. И. Чайковский «Осеняя песня» «Времена года».
Музыкальный руководитель: Какое настроение у этого музыкального произведения?
Дети: Грустное, печальное, жалобное, серое, плачущее.
Музыкальный руководитель: Да, в этой пьесе выражено тоскливое, подавленное, печальное настроение, созвучное неуютной, безрадостной картине увядающей природы. Музыка звучит монотонно, жалобно.
Музыкальный руководитель: Ребята, характер этих двух произведений одинаковый или различный.
Дети: Характер у них разный. В первом произведении – светлое, полетное, радостное, во втором – грустное, печальное.
Воспитатель: Обо всех временах года художники пишут картины, поэты посвящают стихи. И мы с вами знаем об осени стихи.
Дети читают стихотворение об Осени (по программе).
Музыкальный руководитель: Ребята, а вы знаете, что бывают такие композиторы, которые сочиняют музыку на стихи, и получается песня. А давайте и мы с вами исполним осеннюю песню веселого и задорного характера.
«Осень раскрасавица». Гульнара Азаматова.
Музыкальный руководитель: Ребята, я хочу вам рассказать историю, которая случилась с маленьким ветерком, но мне нужна ваша помощь. Надо представить, что мы осенний листопад, летящий по ветру.
Дети вместе с воспитателем выходят на середину зала, под музыку берут листья, исполняют танцевальную фантазию в сопровождении и в соответствии с текстом. «Пластический импровизационный этюд с осенними листьями» музыка «Осенний сон» Джойса
Музыкальный руководитель: Однажды нежный летний Ветерок почувствовал приближение холодов и решил улететь в теплые края. Путь туда лежит через парк, в котором жили его друзья – листочки. Он посмотрел вниз и ахнул: на земле лежал необыкновенной красоты ковер из разноцветных листьев. Ветерок опустился вниз и начал играть с листьями. Он поднимал их с земли и подбрасывал в воздух, кружил в осеннем прощальном танце, собирал в букеты, разбрасывал в разные стороны, а потом опять кружил, кружил. Но вот Ветерок последний раз взмахнул крылом и улетел, а листочки тихо опустились на землю, стараясь улечься так, чтобы получился яркий, красивый ковер.
Дети бегают врассыпную по залу, останавливаются, поднимают листья, далее дети импровизируют в соответствии с текстом. В конце этюда дети останавливаются в кругу, оставляя листья на ковре.
Музыкальный руководитель: Какой замечательный ковер укрыл землю!
Воспитатель обращает внимание на осеннее дерево.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, какое красивое дерево находится в нашем музыкальном зале. Опишите его (высокое, золотое, красивое и т. д.).
Смотрите, письмо! Это от Осени.
Давайте его откроем и прочтем, что же там написано.
Воспитатель открывает конверт, вынимает письмо, читает.
Воспитатель: «Ребята, скоро придет черед мне уступать место зиме. Но чтобы вам не было грустно, я оставила на дереве вам задания.»
Воспитатель отрывает первый листок и читает в слух.
Игра на музыкальных инструментах «Во кузнице» р. н. м.
Воспитатель срывает второй листок
Вот задание второе, не простое – игровое
Музыкальная игра – танцевальная она.
Музыкальный руководитель. Друзья, мне эта игра очень знакома. А вам? Кто помнит правила игры (ответы).
Музыкальная игра «Волшебная шляпа» р. н. м.
М. р: Восхитительно!. Вы справились с заданием осени. Ну, а чтобы завершить наше увлекательное путешествие я предлагаю вам переместиться с осенней поляны в настоящую телевизионную передачу. Закройте глаза и повторяйте за мной «Раз, два, три, в передачу попади» (дети открывают глаза, музыкальный руководитель берет игрушечный микрофон) Сегодня мы ведем прямой репортаж прямо в музыкальном зале детского сада №16 «Капелька». Именно сейчас, мы узнаем, что особенно понравилось ребятам на занятии, что было интересным и были ли трудности?
Музыкальный руководитель подходит к каждому ребенку и задает вопросы. Дети отвечают.
М. р: Ребята, как настроение? (ответы). Наша передача подходит к концу, но не стоит огорчаться, мы скоро снова с вами увидимся. До свидания. До новых встреч.
Музыкальный руководитель под музыку прощается с детьми, дети уходят.