Татьяна Дасаева
Открытое занятие для старших и подготовительных групп по познанию мира «День космонавтики»
▼ Скачать + Заказать документы
Я и моя коллега Юлия Викторовна на кануне дня космонавтики решили рассказать детям не только о космонавтах, но и о космосе.
Развивающая задача: Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом
был гражданин России Юрий Гагарин.
Обучающая задача: Расширять представления детей о космических полётах;
познакомить с российскими учёными, которые стояли у
истоков развития русской космонавтики –К. Э. Циолковским,
С. П. Королёвым.
Публикация «Открытое занятие для старших и подготовительных групп по познанию мира „День космонавтики“» размещена в разделах
- День Космонавтики, 12 апреля
- День Космонавтики. Конспекты занятий, НОД к 12 апреля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательная задача: Воспитывать гордость за нашу Родину, за её
достижения в науке, за героизм российских людей.
Здоровьесберегающая задача: Подвести детей к пониманию того, что
космонавтом может быть только здоровый,
образованный, сильный человек.
Материал: мультемедио.
Ход
Дети входят в зал под космическую музыку. Включен экран на, экране заставка космос…
- Ребята, догадались, о чём мы сегодня будем вести разговор? (о космосе, космонавтах)
-Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (День космонавтики –слайд – заставка)
- Почему этот праздник так называется (это праздник не только космонавтов, но и тех, кто участвует в разработке, строительстве и испытании космических ракет, спутников, всей космической техники).
- Кто такие космонавты? (до того как в космос поднялся первый человек, туда отправляли искусственные спутники, лунные и межпланетные автоматические станции – слайд. И только потом на космических орбитах появились люди. Их стали называть космонавтами).
- Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос?
Ответы детей…
Человек смотрел на звёздное небо - слайд, и ему хотелось узнать, что же это за звёзды, почему они такие яркие. Учёные придумали специальные приборы – телескопы -слайд, и наблюдая за звёздным небом, узнали, что кроме Земли есть и другие планеты – одни –меньше, другие – больше.
- Какие вы знаете планеты (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон - слайд).
Общий слайд галактики, «Опыт№1 «Солнечная система».
Цель:- объяснить детям. Почему все планеты вращаются вокруг Солнца.
Оборудование: желтая деревянная палочка, нитки, 9шариков.
Представьте, что желтая палочка- Солнца, а 9шариков на ниточках- планеты
Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?. - Солнцу помогает вечное движение.
-Правильно, если Солнышко не будет двигаться вся система развалится (остановится) и не будет действовать это вечное движение Солнечная система»
-Ребята,а вызнаете как наступает день и ночь?
Опыт№2 «День и ночь».
Цель:
- объяснить детям, почему бывает день и ночь.
Оборудование: фонарик, глобус.
Лучше всего сделать это на модели Солнечной системы! .
Для нее понадобятся всего-то две вещи — глобус и обычный фонарик. Включите в затемненной групповой комнате фонарик и направьте на глобус примерно на ваш город. Объясните детям: Смотри; фонарик — это Солнце, оно светит на Землю. Там, где светло, уже наступил день. Вот, еще немножко повернем — теперь оно как раз светит на наш город. Там, куда лучи Солнца не доходят, — у нас ночь. Спросите у детей, как они думают, что происходит там, где граница света и темноты размыта. Уверен, любой малыш догадается, что это утро либо вечер.
Стихи:
Какие светила называются планетами?
На небе есть звёзды, но странные очень.
Гуляют по небу они между прочих
Других, настоящих, мерцающих звёзд.
И звёзды ль они? — Нас волнует вопрос.
По небу блуждающий странник-звезда —
Совсем не звезда, а планета она!
Планеты, в отличье от звёзд, холодны —
Не светят, лишь свет отражают, увы!
И свет этот ярок, но разных оттенков.
Они отличаются чем-то, наверно.
Различны поверхности — вот в чём секрет.
Изучим планеты — поищем ответ.
Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, кто там живёт? Похожи ли эти живые существа на людей? Но чтобы об этом узнать, надо до этих планет долететь. Самолёты для этого не годились, потому что до планет было очень далеко. И тогда учёные придумали ракеты.
- Кто же в России построил первую ракету?
Это был учёный - конструктор Сергей Павлович Королёв - слайд, смог сконструировать и изготовить первый космический спутник - слайд, в котором вокруг Земли сначала полетели кто? (собаки Белка и Стрелка – слайд). Это произошло 20 августа 1960 года, после суточного полета они были возвращены на Землю в катапультируемой капсуле и стали мировыми знаменитостями.
А под руководством С. П. Королёва была сконструирована ракета- слайд, в которой 12 апреля 1961 года впервые в мире в космос полетел человек.
Стих:
- Назовите фамилию этого человека? Кто же был первым космонавтом? (Ю. А. Гагарин) -слайд
Стих:
В космической ракете
С названием «Восток»,
Он первым на планете
Подняться к звездам смог
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе,
Гагарин и апрель.
После полёта Гагарина в космосе побывало очень много космонавтов, среди них были и женщины
- Кто знает, имя первой космонавтки? (Валентина Терешкова и Светлана Савицкая - слайды)
- Как вы думаете, каким должен быть космонавт?
- Прежде всего, у космонавта должно быть крепкое здоровье, он должен быть сильным, выносливым, потому, что во время космического полёта человек испытывает огромные перегрузки.
Физминутка «Я ракета»
Ребята, а вы знаете, что когда ракета взлетает и когда приземляется, то тело того, кто находится в космическом корабле, становится очень тяжёлым, а руки и ноги невозможно поднять. Но, зато, когда космический корабль оказывается в космосе, тело становится лёгким. Как пух и люди летают по кораблю, как пёрышки - слайд.
- Как называется такое состояние в космосе? (состояние невесомости).
Стих:
Мы играем в невесомость
Он –ракета, я- пилот.
Он меня водил сначала
А теперь- наоборот.
Я теперь бегу кругами,
А Сергей сидит на мне:
- Не болтай,- кричу,- ногами
И не ерзай по спине!
Он в ответ: –Не понимаешь,
Ты же в космосе летаешь!
А в кабине - невесомость,
А в кабине - я живу.
Я как будто невесомый
И как будто бы плыву.
Подо мной летит планет.
Видишь?
Африка прошла.
Но сказал я: - Стоп, ракета!
Невесомость…тяжела.
Игра «Невесомость» :
-Ребята,а вам сейчас легко было летать (ответы детей) ,а как выдумаете космонавту легко в своем костюме быть в невесомости и выходить в открытый космос?- слайд. рассказать о костюме космонавта.
Как называется одежда космонавта? (скафандр, шлем).-Слайд
-Ребята, мы с вами каждый день кушаем, а как интересно питается космонавт в своем космическом корабле? - Знаете ли вы, в чём находится еда у космонавтов? (ответы детей)
в тюбиках - слайд, иначе космонавты гонялись бы по всему кораблю то за хлебом, то за соком).
-Вот видите, как трудно космонавту.
- Почему мы говорим, что космонавт должен быть бесстрашным?
Раньше люди никогда не летали в космос и не знали, с чем они могли там столкнуться. Ведь в ракете могли быть какие – то неисправности. Поэтому космонавты должны очень хорошо знать, как устроена ракета, чтобы починить неисправности. Космонавты могли столкнуться с другими летательными аппаратами – ведь никто не знал, есть ли жизнь на других планетах.
Возвращение космонавтов ждут не только их родные, но и весь народ. И все радуются. Когда они благополучно приземляются.
Поэтому, когда впервые в космос полетел Ю. Гагарин, весь наш народ следил за этим полётом, все волновались за первого космонавта. И когда он благополучно приземлился, вся страна радовалась. слайд
В Москве люди собрались в центре, на Красной площади и до позднего вечера продолжался праздник, они кричали «Ура! Гагарин», «Слава нашей Родине!» слайд.
Труд космонавтов по достоинству оценила наша страна: все космонавты удостоены высоких наград. – слайд.
Военно– воздушная академия, где готовят лётчиков –космонавтов, также носит имя Ю. А. Гагарина - слайд
Именем С. П. Королёва названа улица (ул. Академика Королёва - слайд).
Итог:
- Что нового и интересного вы сегодня узнали?
- О чём бы ты рассказал дома, из того что увидел и услышал?
Может быть, кто – то из вас тоже станет космонавтом или конструктором ракет и изобретёт такую ракету, в которой люди не будут испытывать таких перегрузок, которые испытывают сейчас космонавты. И прославите нашу Родину.
У каждого народа есть люди, которые прославили свою страну, свою Родину, и мы гордимся тем, что в нашей стране России есть такие замечательные люди.