Наталья Полищук
Открытая НОД в подготовительной группе «Как хлеб на стол пришел»
▼ Скачать + Заказать документы
открытое нод в подготовительной группе.
Тема: "Как хлеб на стол пришел"
Программное содержание: Дать детям представление о том что хлеб нужен каждому человеку. Рассказать о строении и внешних отличиях ячменных, пшеничных колосьев и зерен. Уточнить знания детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом, сколько людей трудится, чтобы вырастить урожай хлеба. Учить отвечать на вопросы грамматически правильно. Воспитывать уважение к труду хлебороба. Развивать интерес, удовольствие от полученных знаний.
Публикация «Открытая НОД в подготовительной группе „Как хлеб на стол пришел“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материал: Хлеб черный и белый, хлебобулочные изделия, иллюстрации с изображением комбайна, уборки урожая. Тарелочки с мукой, зернами, влажные салфетки, лупы, колоски пшеницы и ячменя, выставка книг о хлебе, камни.
Предварительная работа: Рассматривание в повседневной жизни хлебных изделий, чтение книг, рассказов о хлебе, стихов и поговорок, загадывание загадок. Выращивание ростков пшеницы в горшке, чтение книг: "Откуда хлеб пришел", "Руки пахнут хлебом", рассказ Я. Тайц "Все здесь", "Хлеб".
Словарь: Трактор, комбайн, хлебороб, пшеница, рожь, ячмень.
Методические приемы: Художественное слово, исследовательская и опытническая работа, беседа, вопросы, чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок, пение песни, игры, выставка хлебобулочных изделий.
Литература: В. В. Гербова "Занятие по развитию речи", "Ребенок в детском саду" №4 2006г. Книга Департамента Образования и науки Краснодарского края "Ты Кубань, ты наша Родина", Энциклопедия растений.
Ход НОД.
Дети входят, садятся на стульчики. Воспитатель читает стихотворение М. М. Пименовой (Перед ним на блюде буханка черного и белого хлеба)
Воспитатель:
- Спасибо любимой отчизне за то,
что в полях возмужал и окреп
спутник, помощник, друг нашей жизни
щедрый, большой, полновесный хлеб.
Мне до земли хочется поклонится хлебу,
рожденному нашей страной!
Труд - его имя! Мир - его отчество!
И для народа он самый родной!
- Посмотрите, дети, перед вами свежий, душистый, всеми любимый хлеб. Хлеб - всему голова! - говорят в народе.
- Сегодня мы поговорим о том, из чего он сделан и как попадает к нам на стол. Вы узнаете, почему белый и черный хлеб отличаются по цвету и вкусу.
- Вечным символом жизни, труда, благополучия и богатства был хлеб - основа всему, всему голова. Им встречаем дорогих гостей, приветствовали жениха и невесту в день свадьбы, без него не обходится ни один праздник, ни одно застолье. С ним связана вся жизнь человека, от младенчества до старости. (Воспитатель подводит детей, где выставлены разные хлебобулочные изделия).
- Дети, подойдите сюда, посмотрите что лежит у меня на столе? (Дети перечисляют)
- Расскажите о каждом из этих хлебных изделий.
Дети:
1) Здесь веселые подружки, с сладким творогом ватрушки.
Обойди хоть целый свет, а вкусней их к чаю нет.
2) А вот только из печи Бублики и калачи,
Пряники, печенье, пирожки с вареньем!
3) Пирог бывает с толокном,
с рисом, мясом и пшеном,
с вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.
Воспитатель:
- А из чего все это сделано?
Дети:
- Из муки.
Воспитатель:
- Из муки пекут хлеб, пироги, блины, булочки. А где их пеку?
Дети:
- На хлебном заводе, дома.
Воспитатель:
- А что кладут в хлебобулочные изделия? (Дрожжи, сахар, масло, молоко, воду, яйца, сметану).
- Но главный продукт?
Дети:
- Мука!
Воспитатель:
- Посмотрите, на столе мука, а рядом зерно. Есть между ними разница?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Мука мягкая (трогают муку и зерно, сыплется, белая. А зерно желтое, твердое. Как вы думаете, как получается мука? Зерна мелют, растирают и получается мука. Раньше мололи между плоскими камнями.
- Попробуйте это сделать (дети твердым предметом раздавливают зерно).
- А в чем можно увидеть зерна? (В колосе) Дети, отгадайте загадку: "Вырос в поле дом, полон он зерном. " (Колос) Воспитатель показывает колосья пшеницы и ячменя.
- Рассмотрите колосья. Какие они? Чем похожи и чем отличаются? (Дети рассматривают колосья, выявляют их сходства и различия.)
- Перед вами травянистое растение: ячмень и пшеница. У них длинные тонкие стебли с узкими листьями. Стебли у пшеницы длинней и светлей по цвету. На верхушке каждого стебля расположен колос, а в нем семена - зерна. Колос пшеницы крупней, в нем много зерен. Зерна в колосе покрыты жесткими чешуйками, которые защищают их от повреждений.
- Когда зерно созревает, колосья скашивают и обмолачивают специальными машинами. Как они называются?
Дети:
- Комбайнами (иллюстрации)
Воспитатель:
- Возьмите колоски, попробуйте потереть их между ладонями, чтобы очистить зерна от чешуек. Рассмотрите зерна, какие они? Дети обмолачивают колосья, рассматривают зерна через лупу.
Дети:
- Зерно твердое, гладкое, овальной формы, желтого цвета.
Воспитатель:
- А вот чем отличается пшеница от колоса ячменя?
Дети:
- Зерно пшеницы крупнее. Оно более светлое.
Воспитатель:
- Хотя зерна пшеницы и ячменя незначительно отличаются по цвету, после помола и выпечки из муки хлеба, мы видим что, пшеничный хлеб получается белым, а ржаной черным. "Черный" был на столе каждый день, а "Белый" каравай выпекали по праздникам.
Проводится игра "Каравай"
Дети: (Встают в круг, поют)
Шел павлин горою,
Все люди за мною.
Одного нет у нас – Владика (он выходит в центр круга)
У его маменьки печь истоплена,
Каравай состряпанный,
Этакий высокий (поднимает руки вверх)
Этакий широкий (в широту)
Этакий низенький (приседают)
(Дети хлопают в ладоши, выбранный ребенок танцует).
Воспитатель:
Ну вот поиграли ребятишки, а теперь подходите ко мне детишки, хлеба откушайте (дает детям по маленькому кусочку хлеба) да меня послушайте.
- С давних времен на Руси хлеб был в почете. Вспомните, как уважительно говорили о нем в старину и объясните смысл пословиц и поговорок.
Пословицы и поговорки о хлебе.
1 Ребенок: Хлеба ни куска, так и стол – доска.
2 Ребенок: Худой обед, коли хлеба нет.
3 Ребенок: Хорошо трудиться – хлеб уродится.
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Воспитатель:
А вот послушайте мою пословицу:
«Железом хлеба добывают».
Так говорят потому, что при обработке земли, севе и сборе урожая люди использовали орудия, сделанные из железа – плуг, борону, сеялку, косу, серп, трактора, машины, комбайны тоже сделаны из железа. (Иллюстрации)
Ребята, а как вы думаете, долго растет хлеб? Все лето.
Когда его убирают с поля? Осенью.
Но еще пшеницу сеют осенью, а убирают летом. Такая пшеница называется – озимой.
Вот и пирог у нас на столе.
Игра «Пирог».
(2 Команды)
ПИРОГ
Дети: Вот какой высоконький
Вот какой мякошенький
Вот какой румяненький
Режь его и ешь!
(После этих слов к «пирогу» бегут по одному игроку из каждой команды. Тот кто первый дотронется до «пирога», уводит его в свою команду, а опоздавший становится)
Воспитатель: Славно детишки вы повеселились, но делу время, а потехе час.
Как называются профессии тех, кто работает в поле? Одним словом.
Дети: Хлеборобы.
Воспитатель:
Золотое время года, осень добрая пришла
Расскажите хлеборобы как идут у вас дела?
Дети:
Все что выросло у нас, вы увидите сейчас.
1) Только снег сошел в апреле, как поля зазеленели. Это взошел хлеб. (Ребенок выходит и выносит проросшую пшеницу)
2) Золотой простор бескрайний, так работают комбайны. (Держит и выносит колосья) Мы собрали хлеб.
3) Вот зерно течет рекою, чтобы сделаться мукою. (Выносит муку)
4) Тесто кружится в квашне, выпекается в огне.
Скоро будет хлеб. Ешь его, расти и помни, в мире нет труда огромней.
Чтоб на стол к тебе явился свежий хлеб. (Выносит на рушнике хлеб)
Песня «Слава урожаю»
Воспитатель: (Держит на рушнике хлеб)
Житницей страны называют Кубань! Только у нас в Краснодарском крае выращивают рекордные урожаи, только у нас самый дешевый и вкусный хлеб! Издавна на Руси встречают гостей хлебом – солью, самым дорогим на земле. Давайте ребята, будем помнить о тех, кто столько труда вложил в этот каравай. Почет и честь вам хлеборобы! За ваш прекрасный урожай, за то что родине вы дали душистый хлеба каравай!
- А сейчас я хочу всех угостить вкусными булочками, пирожками.