Лучший педагог года

Открытое музыкальное занятие в подготовительной группе «По страницам «Детского альбома» Чайковского с элементами рисования

Елена Кутлаева
Открытое музыкальное занятие в подготовительной группе «По страницам «Детского альбома» Чайковского с элементами рисования
▼ Скачать + Заказать документы

Открытое музыкальное занятие в подготовительной группе

«По страницам «Детского альбома» П. И. Чайковского», с элементами рисования.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Возрастная категория: дети 6-7 лет.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие.

Виды детской деятельности : музыкальная, изобразительная (рисование).

Публикация «Открытое музыкальное занятие в подготовительной группе „По страницам „Детского альбома“ Чайковского с элементами рисования» размещена в разделах

Цель: знакомить детей с творчеством П. И. Чайковского, приобщая к

мировой классике и способствуя формированию основ музыкальной

культуры дошкольников.

Задачи.

Образовательные:

Формировать музыкальный вкус.

Способствовать развитию мышления, фантазии.

Совершенствовать диалогическую речь.

Развивающие:

Развивать слуховое внимание и музыкальную память.

Способствовать развитию у детей изобразительных навыков.

Развивать умение воплощать музыкальное впечатление в рисунке.

Воспитательные:

Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения, расширять музыкальные впечатления. Воспитывать чувство сопереживания.

Оборудование: Ноутбук, музыкальный центр, аудиозаписи, портрет композитора, мультимедийная презентация,

Музыкальный материал :

1. «Утренняя молитва»

2. «Марш деревянных солдатиков»

3. «Новая кукла»

4. «Старинная французская песенка»

5. «Вальс»

6. «Нянины сказки»

7. «Баба Яга»

Ход занятия

Дети входят в зал под музыку. Марш деревянных солдатиков. Встают в круг.

Муз. рук: Здравствуйте, ребята. Хочу предложить вам путешествие в Страну классической музыки. Мы окунемся в мир, где сама музыка будет с нами говорить. А о чем она нам скажет, мы узнает. Присаживается на стульчики.

Дети садятся на стулья.

Муз. рук: Тихо, тихо рядом сядем

Входит музыка в наш дом,

В удивительном наряде

Разноцветном, расписном.

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство,

Осторожней, осторожней,

Не спугнуть бы нам его….

Сегодня я пригласила вас на встречу с музыкой великого русского композитора – Петра Ильича Чайковского.

На экране портрет

Петр Ильич жил очень давно, а вот музыка, которую он сочинил, будет жить всегда. Её слушают и любят дети всего мира, потому, что она красивая, нежная, искренняя, понятна детям.

Жил Чайковский композитор.

Много пьес он сочинил.

Сочинял он и для взрослых,

Но детей не позабыл.

И про утро, и про куклу,

Польку, вальс, мазурку, хор,

Про лошадку и про маму.

Мы их любим до сих пор!

На экране Чайковский маленький

Пётр Ильич Чайковский родился на Урале, более 100 лет назад.

В семье воспитывалось много детей, и Петя был младшим. Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. Его няня считала, что у Пети очень щедрое сердце. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него.

На экране Чайковский и дети

Почти все свободное время Петр Ильич проводил в кругу своих племянников. Он очень любил детей. Пё тр Ильич относился к ним как к родным детям: любил и баловал, каждый раз привозя и одаривая множеством подарков.

«Цветы, музыка и дети, - и часто говорил композитор, - составляют лучшее украшение жизни». Особенно он подружился с племянником – Володей.

На экране Володя Колосов

Свой цикл детских пьес Чайковский посвятил именно этому любимому племяннику. В ту пору мальчику было шесть лет.

На экране «Детский альбом»

«Детский альбом» – это музыкальный рассказ о жизни ребенка. Всего один день проходит перед нами, но какой день! Здесь и задорные игры, и обязательные танцы, занимательная сказка няни и картины дальних стран… Здесь беззаботное время забав сменяется минутами огорчений и горя.

Этот альбом включается в себя 24 пьес, рассказывающий о том, как проходит день ребёнка, какие чувства он испытывает, какие события переживает.

Итак, наступило утро. Все в доме просыпаются, и начинается новый день. Раньше день ребенка начинался и заканчивался обращением к Богу - молитвой. Молясь, он настраивался на добрые мысли и поступки. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошёл благополучно.

На экране обложка «Молитвы»

М. р: Ребята, а что такое молитва? Где вы могли ее слушать?

Дети: ответ.

М. р: Да, молитву читают в церкви, дома. Просят помощи за родных и близких.

На экране обложка «Молитвы»

Ребенок просил о хорошем дне, радовался предстоящим событиям, задумывался, строил планы на день.

Слушай молитвы голос живой!

Мир и покой да прибудут с тобой!

Послушаем первую пьесу под названием «Утренняя молитва».

На экране исполняется фрагмент «Утренней молитвы» П. И. Чайковского.

М. р: Скажите, какая по характеру эта музыка?

Дети: мечтательная, лёгкая, светлая, задумчивая, спокойная, нежная, тихая.

М. р: «Утренняя молитва» — это светлая, строгая пьеса, возвышенное размышление о Боге и о душе. Ребенок тут же уносится в мир своей фантазии, мечты. На душе спокойно и радостно. Композитор отобразил умиротворённую беседу ребёнка с Богом. Спокойный темп создают настроение сосредоточенности и покоя. Ощущение звучания церковного хора, молитвы.

М. р: В старину мальчики из дворянских семей мечтали быть военными и любили играть в солдатиков. Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско. А что означает слово «марш»? Слово марш означает шествие.

На экране картинка деревянных солдатиков

Вспоминайте себя, когда Вам дарят игрушку, о которой Вы мечтали. Какие чувства вы испытываете?

Дети: волнение, радость,

М. р: Музыкальная пьеса называется «Марш деревянных солдатиков».

Прошу обратить внимание на слаженность движений солдатиков. Все двигаются четко, ровно, одинаково.

На экране звучит Марш деревянных солдатиков.

М. р: Ощущение кукольного, деревянного солдатика, передаётся мелодией, слаженные движения, идущих тесным строем под дробь барабанщика. Ведь настоящие солдаты шагают более тяжело. Марш игрушечный, поэтому музыка звучит легко и ритмично.

А какие ваши впечатления о характере музыки? Как она звучала?

Дети: Бодро, отрывисто, весело, радостно, озорно, важно, маршево.

М. р: Какое настроение у солдатиков?

Дети: Веселое, бравое, бодрое, торжественное.

Мы в солдатиков играли.

Из коробки их достали.

На парад они идут.

Самый стойкий тоже тут.

М. р: Предлагаю вам поиграть в солдатиков? И своими движениями постараемся передать характер музыки. Сначала будем маршировать медленно, не слышно, как звучит музыка, а потом громче и громче.

Звучит «Марш деревянных солдатиков»

Дети под музыку маршируют на месте.

М. р: Молодцы, ребята, хорошо маршировали!

Новая игрушка, в жизни маленького человечка это целое событие, а если игрушка долгожданная и желанная, то мир, окружающий ребёнка, наполняется безграничным счастьем. Получая в подарок забавный предмет, малыш так восхищён, что его переполняют радостные эмоции. От удовольствия он готов петь и танцевать.

На экране картинка «Новая кукла»

Вот такие приятные впечатления Пётр Ильич Чайковский положил в основу сюжета миниатюрной пьесы «Новая кукла», вошедшей в цикл «Детский альбом».

На экране картинка «Новая кукла»

В пьесе слышатся звуки, как биение сердца, о ярком чувстве радости маленькой девочки, получившей в дар красивую новенькую куколку.

В вихре быстрого вальса девочка закружилась от счастья. Музыка звучит радостно, счастливо, подвижно, весело. Девочка с куклой танцует.

Вы послушайте и скажите, какая музыка по характеру?

Какие эмоции испытывает девочка?

На экране звучит «Новая кукла»

М. р: Какая по характеру эта музыка?

Дети: Радостная, весёлая, забавная, озорная, смешная, скачущая, улыбающаяся, игривая.

М. р: Давайте обратим внимание на выражения лица. У девочки – светлые глаза, добрый взгляд, а кукла вызывает чувства радости, доброты. К кукле относились всегда аккуратно, бережно. Куклу даже передавали по наследству, от мамы к дочке.

Муз. рук: Кукла, всегда с длинными волосами, причесана, аккуратно выглядит, символизирует женскую красоту.

На ней одето красивое платье, на ногах туфли. Как настоящая дама. На нее всегда равнялись девочки, и хотели быть на нее похожи. Кукла являлась символом женской красоты.

М. р: Но… Делу время – потехе час.

М. р: Господа, сейчас мы с вами отправимся в путешествие.

На экране карта.

Муз. рук: Чайковский очень любил путешествовать. И с каждой поездки он привозил своим племянников сувениры, подарки, поэтому дети его всегда ждали. Сначала мы побываем вот в этой стране.

На экране «Старинная французская песенка»

Музыкальное произведение называется «Старинная французская песня»

Музыкальный руководитель играет

М. р: Дети, какая по характеру это музыка?

Дети: нежная, задумчивая, мечтательная, лёгкая, протяжная.

М. р: Музыка ее плавная, ласковая, нежная. Здесь как будто кто-то рассказывает про то, что было давно. Чайковский услышал эту песенку во время путешествия по Франции, она ему очень понравилась, и он включил ее в «Детский альбом».

Следующее музыкальное произведение мы послушаем, отгадав мою загадку

Этот танец так прекрасен,

Времени он неподвластен.

Пары движутся, кружась,

А зовется танец… (Вальс.)

На экране картинка «Вальс»

М. р: Да и умение танцевать, красиво двигаться считалось необходимым для любого воспитанного человека. А что такое вальс?

Дети: ответ.

М. р: Племянники Петра Ильича и их друзья, как и все дети, очень любили танцевать. Композитор сочинил и несколько танцевальных пьес. Его танцуют, кружась парами. Петр Ильич написал вальс, чтобы его танцевали дети. Сначала музыка более плавная, напевная, потом она делается оживленной, как будто танцующие дети немного развеселились.

«Вальс» из «Детского альбома» воссоздаёт атмосферу домашнего праздника. Предлагаю послушать «Вальс», закрыть глаза и представить себя, как буд-то вы танцуете. А потом расскажите, какие чувства у вас вызвала эта пьеса.

Дети: Чувства легкости, радости, веселья.

М. р: Музыка плавная, танцевальная, озорная.

Мы с Вами путешествовали, танцевали и, конечно, устали.

Тут и нянюшка появилась.

На экране картинка Няня с детьми.

Во времена П. И. Чайковского у каждого ребенка кроме мамы была няня. Она и сказку расскажет, и приголубит, и песенку споет, и утешит, и пожалеет. Была няня и у Вовы, племянника П. И. Чайковского. Она всегда бурчала, когда Вова не хотел спать. Чайковский это увидел и написал музыкальную картинку, которую так и назвал – «Нянина сказка».

Посадит вокруг себя ребятишек, и давай сказки рассказывать.

Звучит фрагмент музыки «Нянина сказка»

М. р: Как вы думаете, какой характер был у няни?

Дети: ворчливый, сердитый, недовольный,

М. р: Вечером няня укладывает малыша спать запугивает его страшными историями чтобы угомонить ребёнка. Музыка, наполненная чуткими паузами, неожиданными акцентами, звучит настороженно.

Няня рассказывает причудливую страшноватую сказку. Но сказка получается не столько страшная, сколько забавная. Главное в этом произведении – даже не сюжет сказки, а музыкальный портрет самой сказительницы – старенькой няни, выраженный интонациями её голоса: то немного ворчливыми, то напевными.

Куклу спать я уложу, сказку на ночь расскажу.

Закрывай скорее глазки и не бойся страшной сказки.

М. р: Но дети любят разные сказки. И конечно сказки, про Бабу Ягу.

На экране картинка Баба Яга

А Вы знаете сказки, где есть Баба Яга?

Дети: Гуси – лебеди, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

М. р: Сейчас послушаем пьесу, которая называется «Баба Яга». Вы закройте глаза и представьте свою Бабу Ягу. Какая она? Во что одета?

Звучит пьеса «Баба Яга»

М. р: Ребята, расскажите про Бабу Ягу.

Дети: быстрая, страшная, сердитая, злая; баба – яга как будто летит, как будто колдует.

М. р: С какой скоростью летала Баба Яга? Какой темп был у музыки?

Дети: стремительный, быстрый

М. р: Какими красками можно изобразить характер пьесы?

Дети: Ответ

М. р: Предлагаю Вам изобразить красками эту музыку, используя цвета.

На экране звучит пьеса «Баба Яга» (2 раза)

Дети рисуют

М. р: Каких только чудес нет в музыке П. И. Чайковского! Его музыка – это мечта, сказка, фантазия, греза. … Вот и закончился день.

Вечером можно и помечтать, вспомнить прожитый день, где были и огорчения и радость и игры, и путешествия, и нежный, добрый взгляд мамы, и нянюшкина сказка.

На экране картинка «Детский альбом»

В «Детском альбоме» еще много интересной музыки. Мы обязательно послушаем, поговорим о ней. А сегодня наше путешествие закончилось. Давайте аплодисментами поблагодарим музыку за те приятные минуты, что мы с ней провели.

До свиданье.

Под музыку дети уходят в группу.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Открытое музыкальное занятие в первой младшей группе «К нам гости пришли»Открытое музыкальное занятие в первой младшей группе «К нам гости пришли» Открытое музыкальное занятие на МО музыкальных руководителей «К нам гости пришли» 1-я младшая группаТема:«Ритм – как основа развития музыкальности.

Занятие по плоскостной аппликации с элементами рисования «Зоопарк» с детьми подготовительной группыЗанятие по плоскостной аппликации с элементами рисования «Зоопарк» с детьми подготовительной группы Программные задачи: - Закреплять и расширять знания детей, о животных зоопарка отражая собственные впечатления в художественной деятельности;.

Интегрированное музыкальное занятие «Весёлые нотки» в подготовительной к школе группеИнтегрированное музыкальное занятие «Весёлые нотки» в подготовительной к школе группе Цель: формирование основ музыкальной нотной записи в единстве с другими видами художественного творчества. Задачи: • дать представление.

Конспект НОД в старшей группе «В гости к игрушкам» (по материалу «Детского альбома» П. И. Чайковского) Конспект НОД в старшей группе «В гости к игрушкам» (по материалу «Детского альбома П. И. Чайковского)Цель: Повторение, обобщение и закрепление.

Музыкальная гостиная. Слушание произведений из «Детского альбома» П. И. Чайковского. ФотоотчетМузыкальная гостиная. Слушание произведений из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Фотоотчет Давно замечено,что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт.

Открытое интегрированное музыкальное занятие по ФГОС для старшего дошкольного возраста «Цветочная страна»Открытое интегрированное музыкальное занятие по ФГОС для старшего дошкольного возраста «Цветочная страна» Цель:Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной,.

Открытое музыкальное занятие в средней группе по сказке «Теремок». ВидеоОткрытое музыкальное занятие в средней группе по сказке «Теремок». Видео Предлагаю, посмотреть открытое занятие по музыкальной сказке "Теремок". Не судите строго, это мое первое открытое занятие в роли музыкального.

Открытое музыкальное занятие в старшей группе «Морское путешествие»Открытое музыкальное занятие в старшей группе «Морское путешествие» Конспект музыкального занятия в старшей группе «Морское путешествие» Цель: дать представление детям о море, разных его состояниях, обитателях.

Занятие по конструированию из бумаги с элементами рисования в подготовительной группе «Ангел»Занятие по конструированию из бумаги с элементами рисования в подготовительной группе «Ангел» Цель: конструирование из бумаги объемной фигурки ангелочка. Задачи: - продолжать развивать конструктивные способности; - тренировать и развивать.

Занятие по конструированию из бумаги с элементами рисования в подготовительной группе «Снеговик с подарком»Занятие по конструированию из бумаги с элементами рисования в подготовительной группе «Снеговик с подарком» Цель: формирование умения конструировать несложные поделки из бумаги. Задачи: - учить создавать выразительный образ снеговика пр помощи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое музыкальное занятие в подготовительной группе «По страницам «Детского альбома» Чайковского с элементами рисования
Опубликовано: 10 ноября 2022 в 15:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое музыкальное занятие в подготовительной группе «По страницам «Детского альбома» Чайковского с элементами рисования» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кутлаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД