Лариса Новикова
Открытое мероприятие к педсовету «Искусство, которое мы называем изобразительным»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексная образовательная деятельность
старшая группа
на тему: «Наша добрая матрёшка»
Новикова Л. Е.
Цель:
*формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметами декоративно – прикладного искусства;
*обобщить знания детей о русской народной игрушке - матрёшке, истории её создания, характерных внешних особенностях загорской, семёновской и полхов - майданской матрёшек;
*совершенствовать умение детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;
Публикация «Открытое мероприятие к педсовету „Искусство, которое мы называем изобразительным“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
*учить детей украшать фартук матрёшки в нетрадиционной технике – пластелинографии;
*развивать чувство цвета, художественно-творческие способности в процессе ознакомления с предметами декоративно - прикладного искусства и детской деятельности.
*воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского декоративно-прикладного искусства.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций из книги Берестова В. Д. «Матрёшкины потешки», Н. В. Шайдурова «Веселые матрешки», разучивание приветствия и стихотворения о матрёшке.
Музыкальное сопровождение: Г. Насауленко “Веселые матрешки”
Материал к занятию:
демонстрационные картинки с изображением загорской, семёновской и полхов – майданской матрёшек, счетный материал – матрешки по одной на каждого ребенка, силуэт матрёшки для каждого ребёнка, пластилин красного и зеленого цвета, стеки, клеёнки, влажные салфетки для рук.
Ход НОД:
Дети входят в группу. Встают в круг и берутся за руки.
1. - Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся:
В этот чудный ясный день
Нам здороваться не лень
Шлем привет мы всем вокруг.
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям.
Очень, очень рады вам!
- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы слушайте внимательно и постарайтесь отгадать: «Кого мы сначала пополам ломаем, а потом играем?» (Ответы детей). Конечно, это всем нам знакомая матрешка.
2. Воспитатель: - Ребята, вы слышите, к нам кто-то стучится. Пойду, открою дверь (открывает дверь и в группу входит взрослый, одетый в костюм матрешки).
Здравствуйте! Вы меня узнали?
Я Матрёшка-сувенир
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская Матрёшка.
Мастер выточил меня
Из куска берёзы.
До чего ж румяна я
Щеки, словно розы.
Воспитатель: Побудь у нас в гостях Матрёшка. Мы приглашаем тебя в наш мини-музей матрешки. (дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек)
- Ребята, а вы знаете, когда сделали первую матрёшку ( Ответы детей: сто лет назад).
- От какого русского женского имени пошло название этой деревянной игрушки? ( Ответы детей: название этой деревянной игрушки пошло от старого русского женского имени Матрёна)
- Игра: «Скажи ласково» Матрёшка, матрешечка, матренушка.
- В чем секрет куклы-матрёшки? ( Ответы детей: в одной матрёшке может поместиться до двадцати матрёшек меньшего размера. Матрёшки бывают разные).
3. Наша гостья пришла одна, давайте найдем ей подружек. Вот у меня две матрёшки. Я предлагаю вам игру-эстафету «Собери подружек-матрешек»
Проводится эстафета «Собери матрешку»
Дети выстраиваются в две колонны. На двух столах стоит по пять матрешек (каждая фигура раскрыта). Первый игрок из каждой колонны подбегает к своему столу и собирает самую маленькую матрешку. Бегом возвращается обратно и передает эстафету следующему (дотрагивается до него). Тот бежит к столу, ставит маленькую матрешку внутрь следующей по размеру и собирает ее и т. д. Выигрывает команда, которая быстрее сложит все матрешки в одну.
- Молодцы, ребята! Справились и теперь наша матрёшка не будет грустить. Присаживайтесь на свои места (дети садятся на стульчики, расставленные полукругом).
4. Воспитатель:
- Из какого материала изготавливают матрешек? ( Ответы детей: из дерева березы и липы).
- Делали матрешек в разных деревнях и разрисовывали по-разному.
- Посмотрите на нашу гостью, как вы думаете, в каком городе сделали эту матрёшку? Как вы догадались?
( Ответы детей: Семёновская матрёшка. У этой матрешки форма немного вытянутая резко сужающаяся книзу,черные волосы, на голове платок, края которого украшены маленькими бутонами, большой очень яркий букет цветов, который занимает почти весь фартук, в центре самый крупный цветок, от него отходят листья и бутоны поменьше. Этот букет цветов матрешка держит в руке).
- Найдите наряд нашей гостьи на картинке.
- У нас осталось ещё 2 картинки. Назовите этих матрёшек. Кто хочет рассказать о них?
( Ответы детей: Загорская. Эту матрёшку сделали в городе Загорске. Она широкая, толстобокая, приземистая. У нее светлые волосы. Загорские матрешки одеты в сарафан,кофту, в яркий платок и фартук с узором. Края платка и фартука украшены мелким цветочным узором. Рукава кофты украшены простыми волнистыми узорами. Загорская матрешка всегда что-то держит в руках то корзину, то курицу).
( Ответы детей: Эта матрёшка из села Полхов – Майдан. Она вытянутая, стройная. Голова у нее узкая и как бы срезана сверху. Волосы- кудри черного цвета. У нее нет рук, сарафана, кофты. На платке нарисован крупный цветок, а на фартуке крупные цветы шиповника, а также ягоды и кудрявые листочки. Расписывают по предварительно нанесенному тушью контуру. Традиционный для этой росписи малиновый цвет).
Воспитатель:
- Но, не смотря на то, что эти матрёшки сделаны разными мастерами они похожи.
Чем похожи?
( Дети: У всех матрёшек есть платок на голове и фартук.)
- И у меня для вас есть похожие матрешки. Давайте с ними поиграем (садятся за столы).
Выполняется упражнение: «Играем с матрешкой». Используются матрешки из счетного материала. Дети произносят текст и выполняют соответствующие действия.
Я возьму матрешку в левый кулачок.
Положу матрешку справа на бочок.
А теперь поставлю на левое плечо.
Спрячу я матрешку в правый кулачок.
А теперь поставлю прямо пред собой.
А сейчас подвину влево левою рукой.
Положу я под ладошку куколку свою.
А сейчас из-под ладошки ее снова достаю.
5. ФИЗМИНУТКА
А сейчас давайте сделаем разминку. Дети выходят и встают в круг, руки опущены вниз.
Физкультминутка:
Вот матрешечка проснулась,
Сладко к солнцу потянулась.
(и. п. основная стойка. Поднять руки вверх, потянуться на носочках, вернуться в исходное положение)
Воду в руки набрала,
Поплескалась, расцвела.
(и. п. ноги вместе, руки в стороны. Круговые вращения прямыми руками).
Ветру низко поклонилась.
(и. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Пружинящие наклоны вперед, вернуться в и. п.)
На качелях покачалась.
(и. п. стоя, делаем пружинящие приседания, вернуться в и. п.)
И немножко поплясала.
(Кружимся вокруг себя)
6. Воспитатель: «Кручу, верчу, превратить вас хочу (дети под музыкальное сопровождение кружатся вокруг себя). Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в нашу мастерскую, и там каждый украсит цветами из пластилина и узорами свою матрёшку» (дети проходят к столам и садятся на стульчики).
(Дети украшают фартуки в нетрадиционной технике работы с пластилином-пластилинографии. Во время выполнения работы звучит музыка Г. Насауленко «Матрёшки». Индивидуальная работа с детьми.)
Воспитатель:
- Ой, какие матрёшки получились красивые. Какие хорошие мастера. Наша гостья хочет подружиться с вашими матрёшками. Несите своих матрёшек к ней. (Дети располагают своих матрешек на фланелеграфе, рядом с которым стоит гостья матрешка).
- Вам, мои милые ребятки, наверное хочется поплясать вместе с нашей гостьей (звучит русская народная мелодия «Мы милашки, куклы неваляшки» в записи, дети выполняют движения).
7. Про какую игрушку мы с вами сегодня вспоминали?
Дети: Мы сегодня вспоминали о матрёшке.
Воспитатель:
- Какими наши матрёшки стали? (Проводится игра с мячом) ( несколько детей: нарядными, расписными, красивыми весёлыми, яркими)
Воспитатель:
- Вы ребята молодцы старались и работали как настоящие мастера! Потрудились от души, все матрёшки веселы!
Окончание занятия.