Ромук Александра
Открытое мероприятие «Аукцион музыкальных знаний». Викторина по музыке для учащихся начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы
2021 г
Сценарий
открытого мероприятия «Аукцион музыкальных знаний»
28.04.2021г.
Цель: Мотивировать у учащихся интерес к различным музыкальным жанрам, пробудить заинтересованность в изучении музыкальных дисциплин.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Открытое мероприятие „Аукцион музыкальных знаний“, Викторина по музыке для учащихся начальных классов» размещена в разделах
- Викторины для учащихся начальных классов, 1-4 классы
- Викторины и интеллектуальные игры для школьников
- Музыка. Викторины и музыкальные квест-игры
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Создание условий для формирования музыкальных умений, для обобщения и систематизации музыкальных знаний;
2. Закрепить знания о выдающихся представителях русской и зарубежной классики.
3. Обобщить музыкально-слуховой опыт учащихся.
Развивающие:
1. Развивать словарный запас музыкальных терминов
2. Содействовать развитию интеллектуальных способностей, умения импровизировать, сравнивать и анализировать.
3. Расширять у учащихся любознательность и кругозор.
Воспитательные:
1. Воспитывать у учащихся любовь и интерес к музыке, потребность в общении с музыкальным искусством, эстетический вкус.
2. Воспитание общей культуры и музыкально-эстетического вкуса.
Тип занятия: аукцион-викторина.
Оборудование: компьютер, акустическая система, проектор, экран, детские музыкальные инструменты, атрибуты.
Ход мероприятия:
(Звучит фоновая музыка).
Александра Валериевна:
Без музыки не проживу ни дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой!
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проведем аукцион знаний о музыке и музыкантах. В нашей игре мы определим победителей, которых ждут памятные подарки. С вами сегодня работают
Ядвига Леонидовна: Александра Валерьевна Ромук
Александра Валерьевна: и Ядвига Леонидовна Корецкая.
Я. Л. : Чтобы стать победителями, необходимо принять участие во всех семи лотах аукциона знаний. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Если ответ имеет неточности, то жюри может не засчитать ответ, а если ответ имеет пояснение или дополнение к ответу, то жюри присуждает 2 балла. При ответе одной команды соперники молчат, только при неправильном ответе или при отказе на ответ право голоса переходит соперникам.
А. В. : В игре участвуют 2 команды. Каждый участник имеет эмблему с порядковым номером. Поприветствуем наших участников!
(Звучит музыка)
Я. Л. : Команда «Веселые нотки», группа 80 ДО.
Под первым номером выступает капитан команды Минкевич Ольга.
Под вторым номером Семененко Кристина.
Участница пол номером 3 – Кузьма Елена.
И участница под номером 4 - Мотылевич Алина.
А. В. : Команда «Эллегия», группа 81 ДО.
Под первым номером выступает капитан команды Козакова Вероника.
Второй номер – Шундрик Наталия.
Под третьим номером – Германович Анна.
И, наконец, участница под номером 4 – Собко Ксения.
Правильность ответов, итоги по количеству набранных баллов оценит и подведет наше уважаемое жюри:
1. Преподаватель музыки первой категории Раиса Ивановна Папава.
2. Преподаватель музыки первой категории Николай Андреевич Барсуков.
3. Преподаватель хореографии первой категории Александра Викторовна Миндюль.
Я. Л. : Командам выдаются по маршрутному листу. (Приложение 1)
В маршрутном листе указаны названия лотов. Задания определены под буквами (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З). Правильный ответ выбирается цифрами (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8) и ставиться в столбике под название лотов. Ответ (цифра) должен быть соотнесен с заданием (буквой). После окончания игры необходимо подсчитать результат. За каждый правильный ответ команда получает 1 Желаем успеха всем участникам! (Звучит музыка)
А. В. : Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание, используя все формы работы: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. Навыки для такой работы воспитатель получает во время специальной подготовки в учебном заведении и впоследствии посредством общения с музыкальным руководителем.
Я. Л. : Самое существенное – уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.
А. В. : Музыка в саду для детей звучит не только в те дни, когда приходит музыкальный руководитель и не только на музыкальных занятиях. В вопросе о роли воспитателя в музыкальной деятельности детей сомнений нет.
Я. Л. : Воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться, но и в меру своих возможностей играть на детских музыкальных инструментах.
А. В. : Ну что? Правила и условия мы вам рассказали и пора начать наш аукцион. Первый лот называется «Музыкальные инструменты симфонического оркестра». Все вы знаете, что дети в садах очень любят музыку и особенно музыкальные инструменты. Задача воспитателя - продемонстрировать и уметь интересно рассказать о них. И сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете музыкальные инструменты.
Я. Л. : На экране слайд с изображением музыкальных инструментов (Приложение 2). Соотнесите изображение инструмента с его названием и заполните первый столбик маршрутного листа. Вам дается на это 30 секунд. Включаем секундомер.
А. В. : (пока выполняется задание) А знаете ли вы что. ?
Звук барабана хорошо слышен на расстоянии около восьми километров днем и одиннадцати километров ночью. С древних времен этот инструмент использовали для передачи важной информации.
А. В. : В 16 веке на гитаре играли при помощи смычка.
Я. Л. : Начиная с 2012 года, около 100 французских железнодорожных вокзалов оснащены фортепиано, на которых может сыграть любой желающий.
А. В. : Первое задание выполнено. Маршрутные листы передаем жюри. А пока давайте отвлечемся и отгадаем загадку, чтобы наши участники немного отвлеклись и подготовились к следующему лоту-заданию.
Вот сидят девчонки –
Черные глазенки,
Будто на скамеечках,
На пяти линеечках. Что это? (Ноты).
Я. Л. : Продолжаем наш аукцион. Скажите, как называются люди, создающие музыкальные произведения? (Композиторы.). Да, и следующий лот называется «Великие композиторы» (Приложение 3).
А. В. : Посмотрите на экран. Определите, кто из композиторов изображен на портретах. Ответы запишите во второй столбик маршрутного листа. Вам дается одна минута. Секундомер!
Я. Л. : (пока выполняется задание) А знаете ли вы что.?
Среди произведений Моцарта есть необычный дуэт для двух скрипок. Музыканты должны стать друг к другу лицом и положить страницу с нотами между собой. Каждый скрипач играет свою партию, но обе партии записаны на одной и той же странице. Скрипачи начинают читать ноты с разных концов листа, затем встречаются в середине и снова удаляются друг от друга. А в целом получается красивая мелодия.
А. В. : Каждый раз, прежде чем сесть за стол и приступить к сочинению музыки Бетховен опускал голову в таз с ледяной водой. Прием настолько вошел у него в привычку, что композитор не мог отказаться от него до конца жизни.
Я. Л. : А знаете ли вы, что Бетховен не умел умножать.
А. В. : Время работы со вторым лотом закончилось. Маршрутные листы мы так же передаем жюри для подсчета правильных ответов.
Как бы ни была высока педагогическая квалификация музыкального руководителя, ни одна из основных задач музыкального воспитаниия не может быть удовлетворительно разрешена, если она проводится без участия воспитателя.
Я. Л. : Хочу напомнить нашим участникам, что им, как будущим воспитателям необходимо: развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности, углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений.
А. В. : Мы подошли к следующему лоту, который называется «Музыкальная викторина» (Приложение 4). Известный композитор Дмитрий Шостакович однажды сказал: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего ее слушать».
Я. Л. : Участникам предлагается послушать отрывки известных детских песен. Ваша задача: быстрее узнать песню, поднять флажок и дать ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Включаем музыку. (Викторина).
А. В. : Давайте отвлечемся и сейчас снова вопрос в зал: «О ком идет речь в следующей загадке?»
Он рукою машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре президент! (Дирижер).
Правильно!
(Звучит фоновая музыка).
Я. Л. : Музыка – это универсальный язык человечества! Ее язык понятен на каждом континенте. Не зависимо от национальной принадлежности люди чувствуют грусть, когда слушают минорные аккорды и испытывают радость, когда музыка веселая. Театр, живопись. скульптура, архитектура, музыка – все это универсальные категории, которые едины и для поляка, и для американца, и для русского.
А. В. : Но универсальна не только сама музыка, но и знаки, при помощи которых она записывается. Элементы нотного письма и музыкальные термины аналогичны почти у всех народов мира. Термины, которыми оперируют современные исполнители музыки, появились из итальянского языка более 300 лет назад, в ХVII веке и по-прежнему актуальны. Терминология академична – не меняется со временем и не уходит в прошлое. А, на сколько, хорошо вы знаете музыкальные термины?
Я. Л. : Вы, как основные участники образовательного процесса должны владеть музыкальными терминами. Сейчас у вас будет возможность доказать это. Ваша задача, соотнеси определение с музыкальным термином (Приложение 5). На выполнение задания дается так же 30 секунд. Включаем секундомер!
А. В. : (в это время пока команды выполняют задание) А знаете ли вы, что. ?
Скрипка – абсолютно точный инструмент. Внешне она повторяет очертания человека. До сих пор нет аппарата, который мог бы синтезировать звучание скрипки. Если заиграть на скрипке перед пауком, то он вылезет из своего укрытия, но уж, конечно, не для того, чтобы послушать музыку. От звучания скрипки паутина начинает колебаться и паук думает, что попалась добыча!
Я. Л. : Завершилась работа над третьим лотом. Попросим жюри подвести итоги трех заданий и огласить результаты. А пока жюри готовится, я хочу задать вопрос в зал. Волк и Заяц из известного мультфильма «Ну, погоди!» нашли себе много приключений и однажды даже поучаствовали в танцевальном выступлении. Какой танец танцевали Волк и Заяц? (Танго).
А теперь слово предоставляется нашему жюри (оглашаются результаты трех туров).
А. В. : Воспитатель должен быть грамотным и эрудированным, иметь широкий кругозор. И следующий пятый лот нашего аукциона – «Спринт эрудитов»
Я. Л. : В распоряжении команд по 1,5 минуты, за которую команда должна правильно ответить на максимальное число вопросов как можно быстрее. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если ответа у команды нет, она говорит слово «дальше». Жюри внимательно следит за ответами конкурсантов. И так, команды готовы? Время пошло!
Спринт эрудитов.
1. Как называется большой коллектив музыкантов, исполняющих музыку на различных музыкальных инструментах? (Оркестр)
2. На каком музыкальном инструменте играл Папа Карло из сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»? (Шарманка)
3. Какой из музыкальных инструментов самый большой? (Орган)
4. Сколько музыкантов играют в квартете? (Четыре)
5. Какой самый высокий женский голос? (Сопрано)
6. Какой знак понижает звук на полтона? (Бемоль)
7. Какой из музыкальных жанров самый древний? (Песня)
8. Сколько струн у скрипки? (Четыре)
9. Что обозначает музыкальный термин «Vivo»? (Живо)
10. Назовите музыкальный инструмент Садко. (Гусли)
11. Если поют или играют два человека, это? (Дуэт)
12. Если сложить две четвертные длительности, потом отнять одну восьмую, какая длительность получится? (Четвертная с точкой)
13. К какому жанру относится романс? (Вокальный жанр)
14. К какой группе инструментов относится свисток? (Духовые)
15. Тембр – это.? (Окраска звука)
16. Мазурка, полонез, краковяк, чардаш – это.? (Танец)
17. Как называется торжественная песня, символ государства? (Гимн)
18. На каком музыкальном инструменте играл Кот из сказки братьев Гримм «Бременские музыканты»? (Скрипка)
19. Как называется большой коллектив певцов? (Хор)
20. Ритмичные движения тела, выстроенные в композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением - это.? (Танец)
21. Что удлиняет ноту на половину ее звучания? (Точка около ноты)
22. Пауза – это.? (Знак молчания)
23. Как по-другому называется скрипичный ключ? (Ключ соль)
24. Знак отмены диеза или бемоля – это.? (Бекар)
25. Древний народный круговой массовый танец с пением – это.? (Хоровод)
26. Упражнение в пении без слов, вместо которых произносится названия нот – это.? (Сольфеджио)
27. Перечислите устойчивые ступени лада. (I, III, V)
28. Название какого музыкального инструмента совпадает с геометрической фигурой? (Треугольник)
29. Как называется ансамбль из трех музыкантов? (Трио)
30. Название какого инструмента содержит два слова «громко» и «тихо»? (Фортепиано)
31. Какая нота пишется на четвертой линейке? (Ре)
32. Сколько восьмых длительностей в половинной? (Четыре)
33. Тромбон - это ударный или духовой музыкальный инструмент? (Духовой)
34. Продолжите слова известной песни «Нужным быть кому-то в трудную минуту, вот что значит…. (Настоящий верный друг)
35. Какой великий композитор написал много музыкальных произведений и после потери слуха? (Бетховен)
36. Равномерное чередование сильных и слабых долей –это.? (Метр)
37. Переведите музыкальный термин «крещендо» (Усиливая)
38. Опера – это крупное или камерное музыкальное произведение? (Крупный)
39. Легато, стаккато, деташе – это.? (Штрихи)
40. Композитор, написавший «Бабу Ягу» : Д. Шостакович; П. Чайковский, С. Прокофьев; Д. Кабалевский (П. Чайковский).
А. В. : Хочу продолжить, что педагогу-воспитателю просто необходимо: знать все программные требования по музыкальному воспитанию : знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
Я. Л. : И сейчас пришло время для наших капитанов. Этот конкурс на скорость. Как только вы услышите вопрос, ваша задача, быстрее поднять флажок и затем дать ответ. Один правильный ответ – один балл.
Конкурс капитанов
1. Назовите диапазон детского голоса по возрастным категориям ( Младший дошкольный возраст: ми-ля первой октавы, средний: ре-си первой октавы, старший: до первой-до второй октавы).
2. Перечислите этапы разучивания песен с дошкольниками (Ознакомление с песней, разучивание, закрепление).
3. Назовите способы звукоизвлечения на струнных инструментах (Пальцем, медиатором, смычком, палочками).
4. Продирижируйте схему четырехдольного размера.
5. Диапазон песни это -? (Расстояние от самой низкой до самого высокой ноты песни).
6. Какие формы музыкальных произведений вы знаете? (Период или одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, запевно-припевная, вариации, рондо).
7. Прослушайте отрывок произведения и определите, какой музыкальный инструмент солирует (Балалайка).
8. Какие лады в музыке вы знаете? (Мажор, минор)
9. Аккомпанемент – это.? (Музыкальное сопровождение сольной партии голоса или инструмента. Аккомпанемент исполняется на каком-либо инструменте или на нескольких инструментах)
10. Перечислите певческие голоса смешанного хора от низкого голоса к высокому (Бас, тенор, альт, сопрано).
Я. Л. : Вы как будущие воспитатели должны привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски. Вы должны знать, что все обучение в дошкольном учреждении проходит в игровой форме, т. е. вы должны владеть театрализацией – перевоплощаться, переодеваться, уметь рассказать сказку, поставить танец.
А. В. : И вот, насколько вы можете поставить танец, перевоплотиться, мы сейчас и проверим. Следующий седьмой лот «Танцевально-театрализованный». Пока наши участники готовятся к выходу на сцену, мы проведем игру с залом.
Игра со зрителями
Я. Л. : Хлопните в ладоши. Стукните по коленке. Покрутите головой. Ну что? Никакой музыки не получается? Хлопните в ладоши 3 раза. Стукните по коленке 3раза. Покрутите головой. Ну что? Никакой музыки не получается? А что если эти звуки изобразить голосом? Хлоп-хлоп-хлоп, тук-тук-тук, топ-топ-топ. Тоже ничего не выходит. А, может, получится, если мы добавим инструменты? У некоторых из вас под стульями приклеены названия инструментов. Посмотрите и те, у кого есть карточки, подойдите и возьмите соответствующие инструменты. Попробуем создать шумовой оркестр. Бубны играют на каждую долю, трещотки на сильную долю, треугольник на слабую долю. Попробуем воспроизвести ритмический рисунок в размере две четверти. А те, у кого нет инструментов, дополняют наш ритм, чередуя хлопки и удары по коленям. Попробуем исполнить (Исполнение). Но, чтобы наше исполнение стало еще интереснее, включим фонограмму народной песни «Ложки» и попробуем саккомпанировать. (Игра).
А. В. : Команды готовы и первой начинает свое выступление команда «Веселые нотки» с танцем «Хорошее настроение» (Исполнение танца)
А. В. : Спасибо команде «Веселые нотки». И на сцену выходит команда «Эллегия» с танцем «Львенок и Черепаха» (Исполнение танца).
Я. Л. : Пока команды переодеваются, и жюри подводит итоги - музыкальная пауза. В исполнении учащихся команды «Веселые нотки» Семененко Кристины и Минкевич Ольги прозвучит песня «Навстречу ветру».
Подведение итогов викторины, выступление жюри.
Награждение команд по номинациям.
(Звучит музыка).
А. В. : Что за удивительная сила таится в музыке? Музыка сопровождает человеку всю его жизнь. Она наш спутник.
Я. Л. : Музыка – это то, что делает каждого человека лучше.
А. В. : Музыка – это воздух. Жить без музыки – это, как дышать без воздуха.
Я. Л. : Музыка - лучшее утешение для опечаленного человека. Она лечит.
А. В. : Музыка мотивирует. Вам, главное не сдаваться и идти вперед, а музыка вас поддержит и поможет вам решить любую проблему.
Я. Л. : Музыка – высшее в мире искусство.
А. В. : Мы от всей души желаем, чтобы музыка стала вашим близким другом и никогда, никогда вас не покидала!
Приложение 6.
ключи «Аукциона знаний»
Задания
1.
Музыкальные инструменты симфонического оркестра 2.
Великие композиторы 4.
Музыкальные термины
А 7 3 6
Б 5 5 7
В 2 7 1
Г 6 8 5
Д 8 1 8
Е 3 2 3
Ж 1 4 4
З 4 6 2
Приложение 1.
Маршрутный лист
Задания Лоты
1.
Музыкальные инструменты симфонического оркестра 2.
Великие композиторы 3. Музыкальная викторина 4. Музыкальные термины 5.
Спринт эрудитов 6.
Конкурс капитанов 7.
Танцевально-театрализованный
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
Количество баллов
Приложение 2.
Лот №1. Музыкальные инструменты симфонического оркестра
Приложение 3.
Лот № 2. Великие композиторы.
Приложение 4.
Лот №3. Музыкальная викторина
1. В. Шаинский «В траве сидел кузнечик»
2. В. Шаинский «Голубой вагон»
3. Р. Н. П. «Во поле береза стояла»
4. В. Шаинский «Чунга-чанга»
5. В. Шаинский «Улыбка»
6. В. Шаинский «Пусть бегут неуклюже»
7. В. Шаинский «Песенка про папу»
8. Бел. н. п. «Саука ды Грышка»
9. Л. Бекман «В лесу родилась елочка»
10. Р. Н. П. «Каравай»
11. А. Филиппенко «По малину в сад пойдем»
12. В. Шаинский «Песенка мамонтенка»
Приложение 5.
Лот № 4. Музыкальные термины.