Наталья Абдулаева
Открытое комплексное занятие по экологии в подготовительной группе «Государыня соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Дать детям представление о значении соли в жизни человека.
Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности (сыпучая, впитывает в себя воду, без запаха, солёная, растворяется в воде, в солёной воде предметы не тонут).
Испытать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом.
Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.
Публикация «Открытое комплексное занятие по экологии в подготовительной группе „Государыня соль“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: Рассматривание картинок и фотографий. Беседа о соли; чтение произведений художественной литературы о неживой природе; загадывание загадок. Полоскание горла (профилактика простудных заболеваний) солью.
Оборудование: Посылка с различными видами соли (каменной, поваренная, йодированной, морская, соль лизунец). Кассета с записью письма от хозяйки Медной горы с загадкой про соль. Тарелочки с солью для опытов, лупы, сырые куриные яйца, ложки, одноразовые стаканы, влажные и сухие салфетки.
Ход занятия.
Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Александровна! И сегодня занятие проведу у вас я. Ребята, когда я шла к вам в детский сад, на пороге вашей группы увидела посылку вместе с видеописьмом. Она наверно адресована вам. Давайте посмотрим видеописьмо и узнаем от кого эта посылка и что в ней находится, садитесь на стульчики поудобнее, и приготовьтесь к просмотру (включаю видеозапись и на экране появляется Хозяйка Медной горы.)
Здравствуйте, дорогие дети! Я, Хозяйка Медной горы, и слышала, что вы много знаете о природе. Вот решила вам отправить посылку-загадку. А что там находится, отгадайте!
На столе стоит всегда,
Внешне, белая она.
И на вкус, не вкусна:
Но в пищу– каждому нужна.
(Соль)
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем идет речь? (ответы детей).
Воспитатель: (открывает посылку и достает солонку с солью) Правильно! Это соль. Ребята, скажите, для чего нужна соль?
Дети: Чтобы солить пищу.
Воспитатель: А зачем нужно солить еду (ответы детей)
Воспитатель: Вы знаете, что соль для использования в пищу бывает разная: (достаю из посылки каменную соль и показываю детям)
Бывает каменная соль, (подношу ее к детям) ребята попробуйте ее и скажите, какая она на ощупь? – ответы детей (похожа на песчинки, кристаллики).
Еще в пищу можно использовать поваренную соль (достаю из посылки и показываю детям) посмотрите, попробуйте и скажите, какая она на ощупь? – ответы детей. (мягкая, мелкая).
А теперь давайте сравним, чем каменная соль отличается от поваренной – ответы детей.
Еще бывает йодированная соль (достаю из посылки йодированную соль) Это соль в которую добавлен йод. Она нужна для того чтобы наш организм получал все необходимые минеральные вещества. Когда готовят вам кушать в детском саду, обязательно используют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми. Ребята, повторите еще раз - как эта соль называется? (дети повторяют).
Вся эта соль съедобна, полезна и необходима для нашего организма.
Ребята, кто знает откуда берется соль? (ответы детей)
Соль добывается разными способами, посмотрите на экран (показываю слайды)
Каменную соль добывают в соляных шахтах. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх.
Поваренную соль добывают в соляных озерах и морях. Раньше это делали в ручную, это был физически тяжелый труд. Сейчас в наше время эту соль добывают с помощью специальных комбайнов.
А йодированная соль – это поваренная соль, но только потом на заводе в нее добавляют йод.
(после рассмотрения слайдов, где добывают соль, заглядываю в посылку и достаю соль лизунец)
Ребята, посмотрите, какой интересный камень здесь лежит, кто мне может сказать что это за камень? (ответы детей)
Оказывается, это тоже соль. Как вы думаете, можем мы такую соль использовать в пищу? ( ответы детей: если да, я спрашиваю: А как) Посмотрите, какая она грязная, мы можем, есть такую соль (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, такую соль нельзя нам кушать. Но она используется для подкормки животных (показываю слайды) Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль лизунец.
Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания (показываю слайды)
Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается.
Но есть соль, которую используют как косметическое средство (достаю из посылки морскую соль и показываю детям) это морская соль. Может быть у кого - то дома есть такая соль (ответы детей)
Воспитатель: Что вы с ней делаете? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ее добавляю в ванну, чтобы наша кожа была гладкой, мягкой, нежной, эластичной, увлажненной: то есть она тоже используется для оздоровления. И вот для вас я подготовила соляную дорожку, по которой мы пройдемся (дети снимают обувь)
Физминутка (ходьба по соляной дорожке)
А чтобы не было скучно мы пройдемся по лечебной дорожке с веселыми словами.
Мы шагаем по дорожке
Раз, два, раз, два,
Дружно поднимаем ножки
Раз, два, раз, два (ходьба по массажной дорожке)
А теперь мы все потопаем, потопаем, потопаем
Еще раз потопаем, потопаем, потопаем (ходьба по соленой дорожке)
Стройными, здоровыми все хотим мы стать
Добрыми и сильными, что б весь мир обнять.
(ходьба по сухой дорожке с выполнением упражнений)
(проводится два раза)
(Пока дети обуваются, воспитатель открывает ширму с лабораторией.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, дорожка здоровья привела нас в детскую лабораторию. Я приглашаю вас как настоящих ученых исследователей, провести опыты с солью.
(одеваю детям фартуки и приглашаю к первому столу)
Перед вами тарелочки с солью, посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета?
Дети: Белая.
Воспитатель: А теперь попробуйте соль на вкус, какая она?
Дети: Соленая.
Воспитатель: А теперь понюхайте соль, имеет ли она запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: Возьмите теперь ложку, наберите из стаканчика соль, и пересыпьте ее в тарелку. Что мы видим?
Дети: Соль сыплется, значит, она сыпучая.
Воспитатель: А теперь давайте подведем итог, что мы можем сказать о соли? (соль белая, соленая, не имеет запаха и сыпучая)
Теперь возьмите увеличительное стекло и рассмотрите через него соль. (дети выполняют задание)
Воспитатель: На что похожа соль? (похожа на зернышки и кристаллики)
Молодцы. А теперь оставьте на столе все аккуратно и перейдем с вами к проведению следующего опыта.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, соль в воде растворяется? (ответы детей)
Сейчас мы это узнаем, посмотрите внимательно, в стакане у меня соль. Я налью в стакан с солью немного воды, что вы видите? соль не растворилась, а куда же делась вода? (она впиталась)
Это произошло, потому что я налила немного воды, соль впитала влагу.
А теперь вы налейте в стакан с солью воды и размешайте ее.
(дети выполняют задание)
Воспитатель: Куда же делась соль?
Дети: она растворилась.
Воспитатель: Значит, какой мы можем сделать вывод?
Дети: если налить немного воды в соль, то соль воду впитывает, а если налить много воды в соль, она растворяется.
Ребята, вы все знаете, что пресная вода при низкой температуре замерзает, а как вы думаете, соленая вода замерзает? (ответы детей) Сейчас мы вместе с вами это проверим, замерзает соленая вода или не замерзает.
В морозильную камеру поставим два стакана с водой, в одном стакане, обозначим его синим кружком, соленая вода, а в другом обычная пресная. И через некоторое время увидим результат.
А теперь давайте проведем другой опыт.
Перед вами стоят стаканы с соленой водой, которую вы сделали сами. Пометим, этот стакан синим кружком. А другой стакан с пресной водой не отмеченный поставим рядом с соленой водой.
Возьмем яйцо и опустим его в пресную воду. Что мы видим? (яйцо утонуло)
Теперь возьмите другое яйцо и опустите его в соленую воду. Что мы видим здесь? (яйцо плавает) Что можно сказать в итоге этих опытов? (в соленой воде предметы не тонут).
А теперь давайте вернемся к нашей морозильной камере. (Достаю стаканы с водой). Что мы видим? (пресная вода замерзла, а соленая вода не замерзает).
Ребята, наша работа в лаборатории закончена, вы многое узнали. Давайте вспомним, что нового и интересного вы узнали о соли? (ответы детей).
Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Хозяйка Медной горы прислала нам интересную посылку, и я предлагаю, для нее сделать маленький подарок, который мы отправим ей, с этой же посылкой. А подарок мы будем делать при помощи соли (показываю ветку в инее). Эта еловая веточка покрыта инеем, а иней- это соль.
Сделать такую заснеженную ветку очень просто: нужно опустить веточку в очень соленую воду (показываю) и дать ей высохнуть. А теперь приступайте к работе (дети выполняют задание). Когда ваши ветки высохнут, вы поставите их в вазу и вместе со своим воспитателем отошлете Хозяйке Медной горы. На этом наше занятие подошло к концу. Большое вам спасибо!