Анна Николаевна Кучур
Открытое интегрированное занятие для старшей группы на тему «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в старшей группе
по теме: «Я и моя семья».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Физическое».
Цель: Формирование представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью. Познакомить с обычаями наших предков.
Задачи:
Публикация «Открытое интегрированное занятие для старшей группы на тему „Я и моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
1. Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи, познакомить с понятиями род, родственники, предки.
2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление. Развивать интерес к культуре и традициям предков.
3. Воспитывать любовь и уважение к окружающим и членам своей семьи.
4. Приобщать к творчеству и культуре наших предков.
Методические приемы:
Беседа, художественное слово, вопросы, дидактическая и подвижная игра.
Наглядный материал: картинки с изображениями домашних дел. Слайды с картинками изба, «красный угол» в избе.
Ход занятия.
Организационный момент:
Педагог: Ребята, сегодня наше занятие я хочу начать с загадок, а вы внимательно слушайте и когда вы все загадки отгадаете, узнаете тему нашего занятия.
1. Днем работает она,
Вечером она - жена,
Если праздник, она - дама,
Кто же это? - Моя. (мама)
2. Кто же трудную работу
Может делать по субботам? -
С топором, пилой, лопатой
Трудится любимый. (папа)
3. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
Он уж стар стал и седой
Мой. (дедуля) дорогой!
4. Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Напечет оладушков
Родная. (бабушка)
5. Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший…
(брат)
6. Мама с папой говорят,
Что теперь я — старший брат,
Если брат -я, то она
Моя младшая?
(сестра)
Ну что же молодцы ребята, отгадали загадки.
А скажите, как можно назвать бабушку, дедушку, маму, папу, сестру и брата одним словом?
Правильно- Семья.
А как вы понимаете слово семья? (ответы детей).
Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья это, люди, которые живут вместе и заботятся друг о друге.
Никто не знает, как возникла первая семья.
Но у каждой семьи есть своя история о своем роде, своих предках. Предки- это ваши прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки. От них родились папы и мамы. А у пап и мам родились и ваши братья и сестры.
Род это, родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка.
Ребята, вот интересно, а как появились имена и фамилии у людей? хотите узнать?
Сегодня я вам предлагаю на мгновенье вернуться в прошлое, где мы и узнаем много интересного, а поможет нам в этом волшебное яблочко и блюдечко. Вы идете за мной змейкой и повторяйте:
Ты катись, катись яблочко
По золотому блюдечку
Укажи нам дорогу
Во славную землю Русскую!
(Дети передвигаются змейкой друг за другом, повторяя слова).
Давным-давно в нашей стране не было ни больших городов, ни каменных многоэтажных домов, каждая семья жила в доме, который называли. изба.
А вот и изба, ребята давайте постучим и в гости попросимся.
(Из избы выходит хозяйка и приветствует)
Хозяйка: Доброго Вам здравия,
Педагог: хозяюшка мы с ребятами отправились в прошлое, чтобы узнать как жили предки наши, расскажи нам пожалуйста.
Хозяйка: расскажу вам про русскую избу. (слайд 1) Изба - это деревенский дом, строили ее из дерева, называли срубом, потому, что деревья топором рубили. Изба в основном состояла из двух комнат, крышу покрывали досками, либо соломой. К основному срубу пристраивали чулан (подвал, где хранили заготовки на зиму) и сени (коридор или прихожая)
Самое большое помещение в избе называли …горница.
В горнице находилась русская печь, в которой готовили пищу в горшках, сушили одежду, обувь, грибы, ягоды.
Самый красивый и светлый угол в избе называли… красный угол. (слайд 2).
Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».
Самое красивое место в избе, где хранились самые ценные вещи семьи.
Педагог: ребята а сейчас какие дома строят, тоже деревянные? (ответы детей)
Что ж гости дорогие, проходите в избу и присаживайтесь.
(дети проходят на лавки и садятся).
Педагог: Дорогая хозяюшка, а расскажите нам, как фамилии и имена появились у людей.
Хозяйка: Фамилии давались так, чем славна была семья, каким ремеслом занималась, по названию ремесла и давали фамилию.
У нас на Руси, люди занимаются различными ремеслами
1. Нужен вам ткань красивая
Я управляюсь лихо
Ремесло мое….Ткачиха
Вот у этой семьи была фамилия –Ткаченко.
2. Изготовлю вам из глины миску, крышку и горшок
У меня отличный дар. Ремесло мое ….Гончар
Вот у этой семьи была фамилия- Гончаровы.
А имена детям родители давали так: родился первый ребенок: называют Жданом, означало что долгожданный, родился второй ребёнок в семье, и его закономерно называли Вторак. Если малыш был весёлый, шумный, игривый - называли его Забава.
В имени могло быть зашифровано всё что угодно, например, родителям очень хотелось, чтобы их ребёнок был богатым, сильным, известным, они назвали его Ярослав, что можно перевести как яркий, сильный.
Педагог: а в современном мире родители уже не придумывают имена, есть целый словарь имен женских и мужских и родители выбирают то имя, которое им больше нравиться. Часто называют именами известных людей или именами своих предков. А фамилии передаются от предков, чаще всего принято, когда семья образовывается то семья берет фамилию мужчины и у детей будет фамилия отца.
Педагог обращается к хозяйке : а чем дети у вас занимаются?
Хозяйка: с самого детства девочки помогают маме по дому, убирают избу, присматривают за младшими братьями и сестрами ухаживают за домашними животными. Мальчики помогают отцу, работают в поле, их учат управлять лошадью, запасают с отцом дрова на зиму. Так распределялись обязанности.
Педагог: в семьях и сейчас распределяются обязанности по дому.
Хозяйка: Ребята, а у вас какие обязанности в семье? (ответы детей).
Педагог: а я предлагаю, ребята вам сейчас сыграть в игру «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», посмотрим какие вы помощники.
Дидактическая игра: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».
Педагог предлагает ребенку выбрать, картинку с изображением домашние дела и изобразить действие без слов, а другие дети угадывают. (Подмести, помыть посуду, забить гвоздь, постирать, вытереть пыль, полить цветы и т. д.)
Педагог: хозяюшка, а чем же в свободное время дети занимаются у вас?
Хозяйка: когда дети всю работу выполнят, они всегда собираются на улице что бы поиграть в вместе. Очень много игр разных придумал наш народ, поэтому эти игры называют русскими народными.
Педагог: а научите наших ребят какой ни будь игре?
Хозяйка: с удовольствием, ребята, а скажите какое сейчас время года? (весна, а какой месяц? (март) есть у нас такое поверье, что 22 марта из теплых стран возвращаются к нам птицы и первая из них – жаворонок. А еще ребята любят играть в игру «Жаворонок». Хотите в эту игру поиграть?
Правила: дети стоят в кругу и говорят слова:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Ведущий- ребенок «жаворонок» с колокольчиком бежит по кругу, как говорить слова дети заканчивают, «жаворонок» останавливается около 2 человек и между ними кладет колокольчик, эти дети встают спиной друг к другу на слова: тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год, эти дети бегут вокруг круга, кто первый прибежал и взял колокольчик тот и победил. Он становиться «жаворонком». Игра продолжается.
Дети играют несколько раз.
Хозяйка: ребята, но зима не охотно уходит и часто еще в марте бывает холода и снег. Вот дети и зазывали весну, брали испеченных из теста птичек, выходили на самую высокую гору или на проталинку и размахивая птичками говорили такие слова – закличку:
«Жаворонки, прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела».
Педагог: ребята, а вы знаете что означает слово закличка – это короткие песенки обращения к природе. Эта закличка обращение к птицам,что б они весну принесли быстрее. Дети зовут весну.
Хозяйка: предлагаю вам ребята сегодня тоже сделать таких птичек и всем вместе сказать закличку, чтоб быстрее пришла весна.
Из соленого теста дети лепят птичек.
Когда у всех детей птички готовы, говорят закличку:
«Жаворонки, прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела».
Педагог: ребята пришла пора нам возвращаться обратно в наш детский сад. Давайте скажем спасибо и до свидания хозяюшке.
Дети прощаются с хозяйкой.
Педагог: а теперь я возьму яблочко и блюдечко, и скажем с вами волшебные слова:
Ты катись, катись яблочко
По золотому блюдечку
Укажи нам дорогу
В родной край.
Педагог: вот мы ребята и вернулись в детский сад, понравилось вам наше путешествие? Что нового вы узнали? (каждый ребенок отвечает).
Наше занятие путешествие закончилось.