Марина Еливанова
Открытая познавательная интегрированная НОД с элементами экспериментирования в средней группе «Фиксик Нолик ищет воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила и провела воспитатель дошкольной группы ЕЛИВАНОВА М. А 09.04.2014 г.
Познавательная интегрированная НОД с элементами экспериментирования в средней группе
"Фиксик Нолик ищет воздух"
Интеграция образовательных областей: «Познание» (ФЦКМ, «Физическая культура», «Музыка», «Художественное творчество» «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Художественное творчество».
Публикация «Открытая познавательная интегрированная НОД с элементами экспериментирования в средней группе „Фиксик Нолик ищет воздух“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.
Воспитательные:
воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор воспитывать любознательность, взаимопомощь, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа:
обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Оборудование:
музыкальное сопровождение;
магнитная доска;
полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);
экран и проектор для презентации (Приложение 1);
кораблики из пенопласта с бумажными парусами;
сосуд – «море» для корабликов;
веера (по количеству детей);
воздушные шары (по количеству детей).
Организованная образовательная деятельность детей:
Звучит песня из мультфильма «Фиксики». Появляется фиксик Нолик.
Нолик : Здравствуйте ребята, вы меня узнали? Да, я фиксик Нолик. Давайте я вас познакомлю со своими друзьями. (Знакомство с фиксиками по презентации). А вы знаете, что мы, Фиксики, о многом знаем. Но мне Симка задала такую загадку, что я не могу ее отгадать, вы мне поможете?
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?
Дети: Воздух!
Нолик : Воздух? А что это такое? Вы видели, этот воздух?
Дети: Нет.
Нолик : Если мы его не видим, значит он какой? Как иначе можно сказать.
Дети: Невидимый, бесцветный, прозрачный.
Нолик : Я вот тоже воздух не видел, но очень хорошо знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, а пойдемте в мою лабораторию и как настоящие ученые мы с вами проведем опыты и узнаем все о воздухе. Вы хотите? Тогда за мной. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Нолик : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Нолик : Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Нолик : Вывод: воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Нолик : Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите ребята, что это?
Дети: Соломинки.
Нолик : Да, это соломинки и стакан с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики. Дети дуют.
Нолик : Ой, что это? Это пузырьки, поднимающиеся наверх, они и есть воздух.
Нолик : Вот мы и доказали: оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
Нолик : Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы на столько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка, давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. (ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ОБДУВАЕМ ПЛЕЧИКИ»)
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Физминутка: «Воздушный шар»
С мамой в магазин ходили, (Маршируют на месте)
Шар воздушный там купили.
Будем шар мы надувать,
Будем с шариком играть. (Останавливаются, имитируют надувание шарика: пальчики одной руки соединены с пальцами другой руки)
Шар воздушный надувайся,
Шар воздушный, раздувайся. (Разводят (расширяют) не разъединяя пальчики, надувая шар)
Надувайся ты большой
Да не лопайся, ой-ой!
Шар летел, летел, летел, (водят надутым шаром в разные стороны, показывая как летит шарик)
Да за веточку задел,
И лопнул! (Хлопают в ладоши)
Нолик :А в моей лаборатории есть ещё и кораблики, а как с ними можно поиграть?
Дети: Пускать их по воде.
Нолик : А как же они будут плыть?
Дети: Можно на них подуть.
Нолик : Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы. А ещё можно передвигать предметы вот как. ( Опыт с салфеткой: положить салфетку на краешек стола и подуть на неё).
Нолик : А если не дуть, как ещё можно сделать ветер? Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Нолик : Смотрите: воздух не движется, и кораблики не плывут. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и он помогает парусникам плыть.
-Воздух — это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, что бы произошло? Все живое погибло бы в палящих лучах солнца.
Без воздуха не было бы жизни на Земле. Как вы думаете, почему?
Дышим мы чем? (воздухом). Всему живому необходим воздух. Мы вдыхаем чистый воздух – кислород, а выдыхаем использованный – углекислый газ.
Посмотрите, сколько на земле живет людей, животных, птиц и всем нужен чистый воздух. А что еще загрязняют воздух? (машины, заводы). Где же взять столько чистого воздуха? Что помогает его очищать? Правильно, ребята, — растения и деревья.
Растения и деревья тоже дышат, но иначе чем мы. Они поглощают грязный воздух – углекислый газ, перерабатывают его и выделяют чистый воздух – кислород. Как называется чистый воздух? (кислород).
Кто был с родителями в лесу? Вы чувствовали, какой там чистый воздух. А почему? Вы хотели бы побывать в лесу прямо сейчас? АУТОТРЕНИНГ. Закройте глаза, мы с вами отдохнем.
Мы с вами на лугу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно.
Нолик : Вот спасибо, ребята, вы мне сегодня помогли узнать, что такое воздух. Я теперь могу и Симке все рассказать.
(Рассматриваем слайды и закрепляем знания о воздухе)
Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим.
Чтоб увидеть воздух, его надо поймать;
Воздух находится даже внутри людей;
Без воздуха ничто живое не может жить.
А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха.
Воздух движется
Сегодня мы были настоящими исследователями. Ребята, что мы нового узнали о воздухе? (он без цвета, без запаха, прозрачный, без вкуса, бывает чистым и использованным). Мне очень понравилось, как вы работали в лаборатории, прямо как взрослые. Молодцы!
Нолик : Ой, ребята, посмотрите, а как у нас шарик оказался?
Он, наверное услышал нас, когда мы разговаривали о воздухе и о воздушном шарике. И его придуло ветром, но посмотрите, какой он не веселый, давайте его украсим.
(Дети украшают шарик салфетками, намоченными в воде)
Нолик : А можно я этот шарик Симке подарю, а с вами на память станцуем танец фиксиков. И нам, и шарику будет ещё веселее. (Исполнение танца). Прекрасно танцуете. Настроение какое?
Дети: Во - о!
Нолик : Так давайте подарим наше хорошее настроение гостям. (Дуют с ладошек «настроение»). До свидания, ребята! До новых встреч! (Нолик уходит).