Светлана
Отчёт о проведённых мероприятиях по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт о проведённых мероприятиях
«Эколята - Дошколята»
На протяжении последнего года педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения считают экологическое воспитание дошкольников приоритетным направлением своей работы. Данный выбор был сделан не случайно, а с учетом ухудшения в последние годы экологической ситуации в микрорайоне «Чурилово», в котором находится наш детский сад. Территория нашего детского сада богата разнообразием зеленых насаждений, поэтому мы можем смело заявить, что наш детский сад является единственным «зеленым оазисом» в нашем микрорайоне, в котором растут различные виды вековых деревьев и кустарников, за которыми нужен постоянный уход и забота. Охрана окружающей среды, ее изучение и уход за объектами природы является одним из главных составляющих улучшения экологической ситуации, поэтому вопросам экологического воспитания дошкольников мы уделяем особое значение.
Публикация «Отчёт о проведённых мероприятиях по экологическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель нашей работы является формирование представлений у детей дошкольного возраста о растительном и животном мире природы родного края во взаимосвязи со средой обитания, экологическое поведения в природе и бережного отношения к ней.
Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:
• углубить и расширить экологические знания;
• привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные;
• развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности;
• сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.
Всю работу по экологическому образованию осуществляли в двух направлениях: в образовательной деятельности и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми закрепляли, ежедневно в детском саду и дома.
Свою работу по экологическому воспитанию детей мы начали со знакомства детей со сказочными героями – «Эколятами» (Шалун, Умница, Тихоня, Ёлочка, поэтому педагогами всех возрастных групп были проведены занятия «Знакомство с Эколятами – Дошколятами».Сказочные герои познакомили ребят с зеленой аптекой, напомнили правила поведения на природе, выучили экологические стихи, азбуку «фруктов и ягод», что способствовало не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и помогло сформировать у детей повышенного интереса к необходимости бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.
Для того чтобы ребята могли почувствовать себя настоящими защитниками природы, со всеми детьми во время прогулки было проведено Посвящение в «Эколята – Дошколята», на которых дошкольники произнесли «Клятву Эколят», тем самым их посвятили в верных лесных помощников и природных защитников, с целью обеспечения формирования устойчивого интереса детей к природе, создания условий для воспитания у детей начал экологического сознания, ценностной ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающей ответственное отношение и природолюбие к окружающей социальной и природной среде.
Во всех возрастных группах проведены тематические занятия «Эколята – друзья и защитники природы», с целью развития познавательного интереса к миру природы и формирования навыков бережного отношения к окружающей природе и оказания ей помощи при необходимости. Детям были предложены различные игры, в которых педагоги использовали натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.
Вкачестве закрепления знаний, полученных на занятиях, воспитанники подготовительной к школе группы изготовили познавательный альбом «Будь природе другом», в которых ребята изобразили правила поведения в лесу и бережного отношения к природе. Данный альбом ребята постоянно рассматривают, обсуждают и делятся своими историями о том, как они в своей повседневной жизни вместе со взрослыми помогают природе оставаться чистой и неповрежденной.
Для развития экологической грамотности и творческих способностей детей, стимулирования инициативы поиска, творческого потенциала, профессионального роста воспитателей, систематически педагогами проводятся занятия с детьми по совместному изготовлению поделок из вторичного сырья «Эколята за раздельный сбор отходов и повторное использование материалов». Все поделки интересные, выразительные, отражающие экологическую тематику. Дети и воспитатели проявляют творчество в изготовлении поделок, картин, все работы изготовлены с применением природного и бросового материала. Для продолжения развития темы вторичного использования материалов, всем детям и их семьям была предложена акция по сбору макулатуры и пластиковых крышек «Экоша Собирайкин». Воспитанники и их семьи на постоянной основе собирают макулатуру и пластиковые крышки, которые затем передаются на последующую переработку. Все дети вместе со взрослыми с огромной радостью несут Экоше свои крышечки, понимая, что делают доброе дело. Участники акции помогают сделать чище наш город, так как пластиковые крышки наносят непоправимый ущерб природе, а при сборе макулатуры способствуют сокращению вырубки леса и производству нового сырья без использования природных ресурсов.
Воспитанники всех возрастных групп этой приняли участие в акции «Огород на подоконнике». Все педагоги с воспитанниками устроили мини огороды на подоконниках в своих группах. Дети с удовольствием садили семена, поливали, ухаживали за рассадой и внимательно наблюдали за изменениями в процессе роста растений. Огород на окне стал хорошим помощником в воспитании у детей экологической культуры, создание правильного отношения к живой природе. Он помог расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Для того чтобы дети умели ухаживать не только за растениями, но и за окружающими нас живыми существами, в частности, за птицами воспитанники подготовительной к школе (логопедической) группы показали для всех младших воспитанников театрализованное представление «Дом для скворца», которое повествует о местах обитания и жизни зимующих и перелетных птиц, с целью формирования у детей обобщённого представления о птицах, воспитания у детей бережного отношения к ним, проявления о них заботы и любовь к природе, как следствие, любовь к своему краю, к своей малой Родине, и к своей стране в целом. Данное представление помогло сформировать у детей заботливое отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать и создать для них нужные условия.
Систематически всеми педагогами проводятся познавательные и целевые прогулки «Экология и ЗОЖ», во время которых воспитатель вместе с детьми проводит наблюдения в природе. Это может быть как образовательная работа, например, знакомство с шедеврами изобразительного искусства: рассматривание пейзажных картин, так и непосредственное знакомство с окружающей флорой и фауной. Кроме того, педагоги во время прогулок активно развивают желание детей сохранять, укреплять и оберегать природу, посредством использования трудовых поручений, таких как:
• Посадка и уход за деревьями и кустарниками;
• посадка цветов.
Дважды в год осенью и весной воспитанники и их семьи принимают активное участие в уборке территории детского сада «Экологический субботник», с целью формирования экологического сознания и уважения к планете Земля, к своей Родине. Воспитание ответственности за экологическое состояние нашей планеты и желания созидательно взаимодействовать с природой. Научить воспитанников бережно относиться к природе, не нанося ей ущерба.
Родители воспитанников помогли собрать и вывезти весь мусор, собранный во время «Экологического субботника», показывая собственным примером своим детям, как необходимо помогать природе и делать её чище.
Детям было предложено, используя все свои полученные знания в ходе различных мероприятий, нарисовать рисунки, отражающие их собственное понимание и восприятие экологической проблемы и принять участие во Всероссийском конкурсе детского рисунка «Эколята – друзья и защитники природы».
Педагоги всех возрастных групп оформили экологические уголки, которые содержат:
• Рисунки с элементами природы, а также текстовые материалы по сохранению природы с описанием представителей животного и растительного мира различных природных территорий;
• рисунки и поделки воспитанников с образами сказочных героев Эколят, элементы икебаны, макеты деревьев и кустарников, выращенные ребятами живые цветы и растения, плакаты по тематике природы;
• задания от Эколят по сохранению природы;
• игровые элементы, а также информацию для родителей.
Стенд будет использоваться в дальнейшем для проведения различных тематических занятий и мероприятий в рамках экологического воспитания. В создании уголков задействованы педагоги, воспитанники и их родители (законные представители).
В ближайшее время педагоги нашего детского сада примут участие в Муниципальном этапе Всероссийского конкурса на лучший стенд (уголок) «Эколята – Дошколята», что позволит педагогам продемонстрировать всю свою профессиональную компетентность.