Кристина Алексеева
Отчет учебно-исследовательской практики
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет о педагогической практике.
Я, Алексеева Кристина Валерьевна, с 7 по 19 сентября проводила эмпирическое исследование на базе Кукнурской средней общеобразовательной школы в детском саду, где старшим воспитателем является Тойшева Ираида Ивановна, директором школы Медведева Наталья Алексеевна.
Публикация «Отчет учебно-исследовательской практики» размещена в разделах
Для прохождения практики были созданы все условия. Тема исследования: «Моделирование как метод развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста». Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совмещения задач максимального использования складывающихся в дошкольном детстве особо благоприятных условий для развития логического мышления и задач подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, которое строится преимущественно на логическом мышлении. Цель исследования - эффективность использования моделирования в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, объект исследования - логическое мышление детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - процесс использования моделирования в развитии логического мышления дошкольников. На практике решала такие задачи : анализ психолого-педагогической и методической литературы по развитию логического мышления старших дошкольников; подбор диагностического материала по выявлению уровня сформированности логического мышления старших дошкольников; разработала и внедрила программу педагогического эксперимента по развитию логического мышления старших дошкольников и выявила её эффективность. Гипотеза исследования заключается в том, что развитие логического мышления осуществляется более эффективно при использовании метода моделирования. Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- практические : педагогический эксперимент; методика «Что здесь лишнее?» (Чиркова В. И., «Сравнение понятий» (Пилипенко А. В., «Нелепицы» (Немов Р. С.);
- статистические: методы математической обработки данных.
В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.
Констатирующий этап – сентябрь 2015г. Определила особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста в начале эксперимента.
Результат исследования логического мышления дошкольников экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента.
В методике «Что здесь лишнее?» большинство старших дошкольников в экспериментальной группе обладают средним уровнем (70%) развития логического мышления. Это дети, которые заинтересованно сотрудничают с взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению, однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. Но в группе есть два дошкольника, показавшие низкий уровень мышления (20%). Дети самостоятельно не могут выполнить задание, с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учёта свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определённого искомого результата, поэтому для них характерными оказываются хаотические действия, а в дальнейшем - отказ от выполнения заданий. Они не справились с заданием в поиске лишнего предмета на картинке. Один из них полностью справился с заданием. Испытуемый с интересом воспринимал все задания, выполнял их самостоятельно, действуя на уровне практической ориентировки, а в некоторых случаях и на уровне зрительной ориентировки, при этом он очень заинтересован в результате своей деятельности.
Результаты методики «Сравнение понятий» показали, что большинство детей в группе обладает средним уровнем развития логического мышления (80%). Их заинтересовала эта методика. Ребята стараются выполнять задания самостоятельно, включая логику, они без помощи воспитателя пытаются сравнить понятия. В данной методике нет ни одного ребенка с высоким уровнем развития логического мышления, т. к. они испытывают некоторые затруднения при формулировании сравнений понятий.
Методика «Нелепицы» выявила следующие показатели: детей со средним развитием логического мышления оказалось больше (60%) : шесть детей из десяти заметили все нелепицы, но не успели их объяснить. Низкий уровень у двоих детей (20%). Ребята заметили и отметили все имеющиеся нелепицы, но не сумели до конца объяснить, как должно быть. С высоким уровнем развития двое детей (20%). За отведённое время ребята заметили все нелепицы, успели удовлетворительно объяснить, что не так и как должно быть.
Задачи практики выполнены. Развитие логического мышления у ребенка играет большую роль в дальнейшем обучении его в школе. Для того чтобы вызвать у детей активную мыслительную деятельность, необходимо знать возможности каждого ребенка. Надо формулировать вопросы так, чтобы они требовали от ребенка умственной активности и вместе с тем привели их к пониманию и решению поставленной задачи. Поэтому в области развития логического мышления и для тренировки мыслительной деятельности детей используются такие приемы, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация.
Итак, метод моделирования предоставляет детям возможность оперировать имеющимися у них знаниями, способствуя их уточнению, закреплению и обобщению. Построение образовательного процесса на основе метода моделирования обеспечивает комплексное воздействие на эмоциональную, когнитивную, мотивационную сферы ребенка. Решение логических задач позволяет успешно развивать логическое мышление дошкольников.
Констатирующий этап экспериментального изучения логического мышления старших дошкольников показал, что уровень развития логического мышления дошкольников экспериментальной и контрольной групп не имеет существенных различий.
За время прохождения практики все поставленные задачи были выполнены. Я довольна результатами практики и в то же время почувствовала сложность профессии воспитателя. По содержанию и организации практики претензий не имею.