Ольга Шлейгер
Отчет по теме самообразования «Прогнозирование погоды как инновационный метод экологического образования»
К сожалению, в последнее время наблюдается процесс отчуждения человека (ребенка) от природы, которая проявляется в разных формах. Многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, искусственные цветы, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, «воспитывают» электронных зверушек вместо кошек и собак.
Публикация «Отчет по теме самообразования „Прогнозирование погоды как инновационный метод экологического образования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Погода и природные явления
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Считаю, что вопросы экологического образования сегодня очень актуальны. Как известно, основы любого образования закладываются в детстве, необходимо найти правильный подход и показать, как важно жить в гармонии с природой, в тесной взаимосвязи «Человек – Природа», учитывая индивидуальные особенности ребенка.
Изучив программы Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой («Жизнь вокруг нас», Н. А. Рыжовой («Наш дом – природа», О. А. Соломенниковой («Ознакомление с природой в детском саду») для дошкольных учреждений, я увидела, что в них уделяется большое внимание экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, однако вопросов прогнозирования погоды, в них нет, поэтому тему «Прогнозирование погоды как инновационный метод экологического воспитания в ДОО» считаю очень значимой, актуальной и необходимой для работы с детьми.
Прогнозирование – это познавательная деятельность, доступная ребенку, развивающая его умственные способности через организацию исследовательской деятельности и наблюдений за погодой, формирующая бережное отношение к природе.
Решив стать «метеорологами», на территории ДОУ мы оборудовали метеорологическую площадку. Работа на ней позволяет решать многие воспитательно – педагогические задачи:
формировать экологические знания детей старшего дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности и наблюдений за погодой на метеоплощадке;
развивать умение определять погоду, составлять прогноз, используя специальные приборы, анализировать, делать выводы, расширять кругозор детей;
закладывать этические, нравственные, трудовые основы; раскрывать и развивать индивидуальный и творческий потенциал;
сохранять и укреплять здоровье детей, развивать внимание, сосредоточенность, организованность;
воспитывать осознанное отношение ребенка к природе.
Для устройства метеоплощадки мною была выбрана территория, где рядом нет строений, высоких деревьев. Для наблюдения за погодой на метеоплощадке используем с детьми традиционные приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные своими руками: метеобудка, ветровой рукав, осадкомер, флюгер, ловец облаков, визуализатор погоды. Оборудование метеоплощадки, согласно требованиям ФГОС ДОО, является мобильным, это позволяет прогнозировать погоду, независимо от времен года и погодных явлений.
С целью ознакомления детей с профессией метеоролога проводила для ребят: целевые прогулки, экскурсии, беседы, занимательные опыты, знакомила детей с художественными произведениями экологической тематики, изготовила модели «Времена года», «Термометр», «Изучаем стороны света», «Мой друг компас», «Знакомьтесь – барометр».
Также, на нашей метеоплощадке есть цветы – синоптики или живые барометры - одуванчики и вьюнки, по которым ребята определяли возможность осадков на ближайшее время, например, если одуванчик распустился, то дождя не ожидается, а если бутон не раскрылся - жди дождь.
Выходя на прогулку, дети самостоятельно дают характеристику погоды, сами определяют вид облаков, обсуждают, какой ветер (сильный, слабый, порывистый, дают оценку по шкале Бофорта, а также могут определить направление ветра по флюгеру, солнечным часам или с помощью компаса.
Для детей стала традицией, утром заходить на территорию детского сада к метеоплощадке с родителями, вместе определять температуру воздуха, объясняя взрослым, что нужно смотреть не только на градусник, который находится на улице, но и на градусник, который есть в метеобудке.
Показатели температуры мы снимаем в будние дни три раза в день, а в выходные - дети поочередно берут на себя эту ответственность и вместе с родителями делают это дома.
С целью совершенствования работы по данной теме я учитываю достигнутый уровень усвоения детьми знаний о природе, умений и навыков прогнозировать погоду. Педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария. По своей сути это экспресс – диагностика. Преимущественно используется метод систематического включенного наблюдения.
Таким образом, хочется отметить, за время реализации программы у детей значительно повысился уровень развития познавательной сферы, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений. Все это свидетельствует о том, что создание метеоплощадки интересно и полезно детям, способствует развитию их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы. Метеоплощадка стала изюминкой, маленькой экосистемой нашего детского сада.
Закончить мне хотелось словами Я. А. Коменского: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, а из неба и земли, дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах».