Лариса Москалева
Отчет по саморазвитию «Роль сказки в нравственном воспитании детей во второй группе раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтение сказок – тропинка, по которой,
умный, думающий воспитатель
находит путь к сердцу ребенка».
/В. А. Сухомлинский. /
Детство – самая прекрасная и беззаботная пора. Множество открытий готовит каждый шаг ребёнка, каждый его прожитый день. Детство можно назвать возрастом «поэтическим». Однако ребенку, словно поэту с его тонкой организацией, незнакомы трудности и проблемы жизни. Он видит мир в цветах и ярких красках. Жизнь маленького человека состоит из фантазий, игр и ярких образов, которыми он украшает окружающий мир. Хотелось бы обратиться к высказываниям великих педагогов-новаторов. Так Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Публикация «Отчет по саморазвитию „Роль сказки в нравственном воспитании детей во второй группе раннего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
С самых первых дней ребёнка родители знакомят с начальными элементами фольклора, такими, как потешки, прибаутки, колыбельные. Посредством вышеперечисленных элементов фольклора ребёнок знакомится с навыками поведения. Первые полноценные художественные произведения, с которыми знакомится ребенок – это всё-таки сказки. Ведущую роль в нравственном воспитании ребенка играют сказки. Можно смело утверждать, что сказка неразделима от прекрасного. Она благоприятствует развитию эстетических качеств, без которых немыслимо благородства души, сердечного сострадания к несчастью человека, а также горю. Ребенок открывает мир не только умом, а также сердцем. И происходит это благодаря всё той же народной сказке. Сказка приходится благодатным, а также ценным источником в воспитании любви к Родине. Без сказки у ребенка нет мечтания о той самой волшебной стране, где сбываются все желания. Сказка преподносит шанс ребенку пофантазировать.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. Зная возрастные особенности детей, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелания делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. А именно с самого раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, т. к. считаю, что сказки вошли в детский быт малыша и по своей сущности, сказка вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Исходя из всего этого, я поставила перед собой следующую цель. Цель: Влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей раннего возраста.
А для достижения цели определила следующие задачи:
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
3. Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
4. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
5. Развивать умение думать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению себе и другим.
6. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Свою работу я разбила на три этапа: подготовительный, практический и обобщающий.
Этапы реализации задач.
I. Подготовительный
Изучение психолого-педагогической литературы:
1. Н. Виноградова «Воспитание нравственных качеств дошкольника»
2. В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» 3. Т. А. Шарыгина «Вежливые сказки»
4. А. Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника» 5. Л. И. Божова «О нравственном развитии и воспитании детей» 1995г.
6. О. Н. Пахомова «Добрые сказки» (Этика для малышей) 2003г.
7. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2005г. Стр. 14-16
II. Практический
Работа с детьми: Он включает в себя работу по формированию нравственных представлений и качеств личности детей. Составила план работы с детьми:
- Подбор художественной литературы (сказок) соответствующих возрасту детей - Разработка конспектов ООД с детьми
- Чтение сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев
- Проведение д/игр на материале известных сказок
- Проведение бесед с детьми на темы хороших и плохих поступков
- Проведение викторины по русским народным сказкам
- Проведение драматизаций сказок" Репка", «Колобок»
- Проведение досуга «В гостях у бабушки Аринушки».
Свою работу я начала с подбора художественной литературы (сказок) соответствующих возрасту детей. А так как мне пришлось работать с детьми раннего возраста я собрала библиотеку русских народных сказок по этим возрастам с иллюстрациями разных художников и начала знакомить детей со сказками. Самый распространенный метод – это чтение сказки воспитателем. Старалась детям читать выразительно, заворожительно, меняя интонацию голоса. Дети, слушали меня с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой.
Следующий метод - это рассказывание сказки. Тоже старалась рассказать так, чтобы дети заслушались. На закрепление знаний использовала рассматривание картинок, когда дети, глядя на иллюстрации, пересказывали сюжет сказок, задавала наводящие вопросы, на которые они отвечали, играли в дидактические игры такие как: «Расскажи по картинке», «Кто за кем», «Раскрась по описанию», «Собери из частей» и т. д. Собрала картотеку дидактических игр по русским народным сказкам по мл. возрасту. Проводила беседы с детьми на темы: «Заболел друг», «Заболела бабушка», которые побуждают детей проявлять заботу о людях, быть внимательными, чуткими. Беседовала с детьми на темы хороших и плохих поступков, быть скромными, не хвастаться, не зазнаваться, как вести себя в гостях, как бы ты поступил, если бы… и т. д. Разработала по месяцам план бесед по нравственному воспитанию. Беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить, задавая им по 2-3 вопроса, даю детям высказаться. Это позволяет мне понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта. Сказка не дает прямых наставлений детям типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", но в ее содержании всегда заложен урок, который дети должны понять с нашей помощью. Например, в сказке "Кот, петух и лиса" - кот изображен героем. Он трудолюбив, рассудительный, не оставляет товарища в беде. Сказка "Репка"- учит младших быть дружными, трудолюбивыми, "Маша и медведь" - предостерегает, что в лес одним ходить нельзя, можно попасть в беду. " Бобовое зернышко"- забота о близком поощряется. Сказки "Теремок" и "Зимовье" - учат дружить, что вместе – сила и победа. "У страха глаза велики"- высмеивают страх и трусость. В сказках обязательно учат бороться со злом, а добро всегда побеждает. Так же в работе мне хорошо помогает использование ИКТ. Мы с малышами смотрим мультфильмы русских народных сказок, играем, рисуем, рассматриваем иллюстрации. Провела занятия с детьми на темы: "Путешествие по русским народным сказкам", "Избушка для лисички", "Колобок в гостях у ребят", "Посуда для медведей", "Выросла репка- большая пребольшая", "Колобок покатился по дорожке". Пополнила театральный уголок настольными театрами, масками, пальчиковыми и кукольными театрами, театрами на фланелеграфе. Показываем самостоятельно драматизации по русским народным сказкам, правда не всегда все получается, но мы не огорчаемся, учимся. Провела с детьми викторины по сказкам, выставки детских работ "Мой любимый сказочный герой", "Моя любимая сказка".
Работа по предметно-развивающей среде.
Мы создали естественную комфортабельную, многофункциональную, доступную, безопасную, рационально организованную обстановку, с книгами, играми, дидактическими материалами. В группе есть уголок книги, в котором мы разместили разные книги со сказками.
Приобрели настольные игры, направленные на активизацию опыта детей по сказке : "Узнай сказку","Сказки на кубиках","Лото","Пазлы","Сказочное домино", а также игры направленные на развитие связной речи: "Мои любимые сказки, "Что сначала, что потом", "Расскажи сказку".
Периодически пополнять библиотеку русскими народными сказками с иллюстрациями разных художников. Пополнить масками, костюмами для самостоятельной игры. Пополнить кукольные, настольные театры.
Работа с родителями: Работа с родителями
Следующим этапом моей работы над темой стала совместная работа с родителями, так как всё-таки ведущая роль в становлении духовно развитой и нравственной личности отводится родителям.
Именно родители являются образцом для подражания своих детей, а также носителем духовных ценностей. Исходя из того, что мы все проживаем в небольшом селе, мне хорошо знаком весь родительский контингент и их потенциал. И, учитывая семейные, жилищные проблемы, а также проблемы отсутствия времени некоторых родителей, я решила начать работу с проведения ряда родительских собраний и консультаций.
Используя интернет-ресурсы, провела консультацию «Ребёнок в семье и детском саду». Целью консультации стало раскрытие содержания духовно-нравственного воспитания детей, как в детском саду, так и в семье, «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании» (приложение 5) с целью активизировать педагогические умения родителей в развитии ребенка в семье. В ходе бесед многие родители по-другому взглянули на роль сказки в жизни и становлении ребёнка.
Провела анкетирование среди родителей на тему «Место книги в вашей семье», «Роль русской народной сказки в воспитании ребенка». По результатам анкетирования, а также из бесед с родителями я сделала вывод, что они представляют место сказки в жизни ребенка, стараются чаще читать сказки, прекрасно понимают и тот факт, что русская народная сказка способствует нравственному развитию ребёнка, хотя подавляющий процент детей предпочитает сказки мультфильмам. Часть родителей высказали мнение, что домашнее хозяйство и работа буквально съедает всё свободное время, что не позволяет использовать сказку в полной мере в жизни ребенка. То есть, проблема существует, и над её решением необходимо работать.
Родительский всеобуч по данной теме также нашёл в отражение в изготовлении буклета «Правильные сказки для детей» с разнообразной информацией для родителей в виде советов, а также рекомендуемом перечне сказок, учитывая возрастные особенности детей. Содержание буклета составлено также с использованием интернет-ресурсов. Периодически я обновляю информацию в уголке для родителей «Для вас, родители!», в которой родители могут ознакомиться с советами и пожеланиями как возможно организовать совместное чтение в домашних условиях под следующими рубриками: «Растим читателя», «Что читать?», «Когда читать?», «Читаем снова и снова…», а также консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка» с подбором игр с ребёнком в домашних условиях. Немаловажная роль в воспитании нравственной личности является совместная деятельность детей и родителей. В начале моей педагогической деятельности родительская активность была мала и многие неохотно откликались на подобные просьбы. Но затем родители, слыша отзывы о пользе совместной работы от других родителей, стали менять своё мнение и понемногу начали включаться в работу. Что меня очень радует. В группе организовывались такие выставки, как «Моё родное село», «Мамы разные нужны, по профессии важны» и др.
Так, работая над данной темой, мною была организована тематическая выставка «Мы рисуем сказку».
В диалогической беседе родители могут обсудить с детьми задуманное, проанализировать поведенческий характер главного героя, его поступки и оценить их. Дети любят рисовать героев любимых сказок, а рисовать вместе с родителями – удовольствие вдвойне.
Огромную пользу с духовной точки зрения имеют досуги для дошкольников, которые проводятся совместно с родителями на литературные темы: «В гостях у сказки», «Сказка ложь, да в ней намёк…», что способствует единению родителя и ребёнка.
Так, проводя совместный досуг с родителями по русским народным сказкам, мои воспитанники ещё раз вспомнили так хорошо знакомых героев сказок. В ходе выполнения заданий, дети давали оценку поступков сказочных героев, пытались определить кому принадлежит предмет и т. д. Продуктом такого досуга стала выставка поделок, изготовленных в ходе мероприятия.
Продолжая говорить о совместной деятельности, приведу пример проведения праздников в нашей группе. К 8 марта была проведена праздничная программа «Для любимой мамочки», дети, родители и младшие воспитатели показали для гостей сказку «Колобок».
Я чётко убеждена, что процесс формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста с помощью русских народных сказок, будет действенным, если в группе будет создана целесообразная и подходящая развивающая среда. В частности, книжный уголок с подбором той самой необходимой литературы, а именно сказок.
Совместно с родителями мы пополнили библиотеку группы красочными книгами с русскими народными сказками. На родительском собрании мною были отмечены родители, которые приняли участие в пополнении библиотеки. Многие родители приносили книги их детства.
Таким образом, работу по развитию у дошкольников духовно-нравственных качеств по средствам сказки провожу совместно с родителями, что благотворно сказывается как на детях, так и на их родителях.
III.Обобщающий
Предоставить результаты работы на педсовете в форме отчета.
Результат: - Дети научились понимать смысл сказок
- Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя
- Дети стали менее застенчивы, не боясь выбирают любую роль
- Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей - -- - Улучшилось взаимопонимание с родителями, они начали принимать участие в праздниках, выставках, родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
ВЫВОД: Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Чтобы ребенок выроc хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего возраста. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. Из всего этого следует: нравственное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
На основе вышеперечисленных результатов я могу сделать вывод о том, что мой творческий подход и педагогическое мастерство позволяют реализовать поставленные цели и задачи в работе по данной теме, и в перспективе помогут мне достичь более высокой результативности в дальнейшем.
Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, методических объединениях.