Анна Клещева
Отчет по самообразованию «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию воспитателя первой младшей
группы «Незнайка»
Клещевой А. А.
на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
2020-2021 учебный год
Введение
Отчёт по самообразованию за 2020-2021 учебный год
В 2020-2021 учебном году я начала работу по самообразованию на тему : «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
Публикация «Отчет по самообразованию „Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Дошкольный возраст очень важен в жизни ребёнка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Потенциал дошколят растёт и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития и подготовки детей к школьному образованию.
Очень важно в этот период дошкольного детства не дать ребёнку устать от обучения. Нельзя забывать о его потребностях в движении, смена различных видов деятельности.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Творческий подход, мастерство и желание позволяет мне реализовать программные цели и задачи в нестандартной форме, закладывая у детей старшего возраста положительные эмоции от общения с миром знаний.
Цель моей работы: создать условия для формирования простейших культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности и развития любознательности, и познавательной активности с помощью обновления собственных знаний по данной теме через самообразование.
Поставила перед собой задачи:
1. Развивать культурно-гигиенические навыки;
2. Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
3. Формировать простейшие навыки поведения во время еды, пользоваться столовыми приборами;
4. Формировать навыки поведения за столом : правильно пользоваться ложкой, салфеткой, не крошить хлеб, тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды.
5. Формировать у детей интерес к предметам окружающего быта и к действиям взрослого с этими предметами через игру и показ этих действий взрослым;
6. Обучение детей в игре умениям адекватно действовать с предметами быта;
7. Консультировать родителей по данной теме;
Актуальность
В дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Важно с самого раннего возраста воспитывать полезные для здоровья навыки, чтобы они стали привычками.
Воспитание культурно-гигиенических навыков направленно на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу воспитание культуры поведения. Необходимость опрятности, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
С первых дней жизни при формировании культурно гигиенических навыков идет не только усвоение правил и норм поведения, но и процесс вхождения ребенка во взрослую жизнь.
Приучая ребенка к чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.
Я считаю, что проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.
В этом году мною была проведена работа с родителями:
- Консультации на темы: «Как приучить ребенка мыть руки», «Как научить ребенка правильно умываться», «Как приучить ребенка к аккуратности»
-«Памятка для родителей: «Как объяснить ребенку необходимость гигиенических процедур»
-Ситуация общения по теме: «Мойдодыр»
-В течении года проводили игровые ситуации по темам: «Куклы у нас в гостях», «Мы готовимся к обеду», «Принимайся за обед», «Что забыла надеть Маша?
- Были проведены беседы: «Правила поведения за столом», «Помоги одеться другу», «Чистота и здоровье», «Личная гигиена дома и в саду».
- Разучивали потешки «Водичка- водичка умой мое личико», «Руки надо чисто мыть»
- Изготавливала алгоритмы умывания, сервировки стола, правил поведения за столом, одевания.
- Было проведено анкетирование родителей по теме: «Чему научился ваш ребенок?»
Обучение детей для меня - это увлекательное занятие, но трудоёмкое. Проведение занятий требует тщательной подготовки.
В начале учебного года был выявлен у детей низкий уровень развития культурно гигиенических навыков. Не все дети умели одеваться и раздеваться, пить и есть самостоятельно, правильно держать ложку во время еды, не умели мыть руки, лишь играли с водой, обливая себе одежду. У детей не было сформировано умение убирать за собой игрушки. Особенно беспомощны были дети в адаптационный период.
Для достижения эффективности привития детям культурно-гигиенических навыков. Свою работу осуществляю в двух формах : индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);
групповой, где изучение проходит на игровой основе и повседневной жизни с использованием различных методов организации: дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок мультфильмов, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.
Для работы с детьми я разработала циклы мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков :
- «Учимся одеваться и раздеваться»
- «Мы обедаем»
- «Учимся умываться»
Так как навыки самообслуживания связаны с мелкой моторикой, я сделала подбор игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики для успешного освоения культурно-гигиенических навыков. Чтобы сделать работу с детьми более эмоциональной и интересной был оформлен альбом потешек и стихотворений на все случаи жизни.
Диагностика в конце учебного года показала довольно хорошие результаты. За год дети многому научились.
Мы ежегодно набираем вновь прибывших детей, поэтому работа по развитию навыков самообслуживания будет актуальна для нас всегда.