Оксана Жарких
Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности. Самообразование
▼ Скачать + Заказать документы
2023 -2024 учебный год воспитатель работала над темой самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность». Целью данной темы по самообразованию было создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина. Основными задачами стали повышение уровня моей профессиональной компетенции в вопросе финансовой грамотности и способствование развитию у дошкольников среднего возраста основных понятий как труд, ценность, деньги и финансы.
Публикация «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности, Самообразование» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Именно в дошкольном возрасте наиболее естественным, увлекательным и эффективным средством формирования финансовой культуры детей является игровая деятельность, которая способствует расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, закреплению и обогащению знаний о финансовой сфере деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков.
Изучив данную проблему, пришла к выводу, что формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников основ культуры финансов.
С целью выявления заинтересованности родителей в формировании финансовой культуры их детей было проведено анкетирование «Мой ребенок и финансовая грамотность» Результаты анкетирования показали, что:
• 16% признают важность формирования финансовой культуры ребенка в семье;
• 59% недостаточно компетентны в этом вопросе, нуждаются в педагогической помощи, в ознакомлении со специальной литературой, помогающей организовать работу с детьми в семье;
• 25% родителей считают, что ещё рано внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание.
На самом деле, многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к финансовой культуре ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к социуму.
Сложившееся положение объясняется тем, что воспитатели и родители уделяли мало внимания экономическому воспитанию из-за отсутствия у них необходимой информации по данному вопросу, предметно-развивающей среды и целенаправленной работы с детьми.
Таким образом, возникла необходимость в пересмотре подходов и поиске новых идей к построению процесса формирования финансовой культуры в ДОУ и семье в соответствии с интересами детей, их потребностями и способностями.
Актуальность опыта
Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, образовательная деятельность в условиях детского сада формирует тот опыт у дошкольника, который становится базой для дальнейшей работы по формированию финансовой культуры. В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, и если не сформировать правильное представление о деньгах, то может появиться собственное, зачастую неверное мнение. Дошкольнику нужно помочь в освоении азов финансовой культуры. Этого можно достичь, используя ведущую деятельность в дошкольной педагогике — игровую, с помощью которой можно уточнить и закрепить представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобрести новые экономические знания, умения и навыки и постепенно постичь азы финансовой культуры.
Таким образом, актуальность опыта состоит в том, чтобы за счет применения игр финансовой направленности максимально полно использовать интерес детей в мир экономики, расширять их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.
Работа началась с создания условий для формирования элементарных экономических знаний у детей : предметно-пространственной среды и подготовки методического обеспечения. Так было сделано:
• настольно-печатные игры по экономике (Лото «Что продается в магазине?», «Поиграем в магазин», «Хочу и надо», «Профессии», «Я-покупатель», «Играем в магазин, покупаем продукты», с целью вовлечения детей в мир финансовой культуры, знакомство с товаром;
• картотеки сюжетно — ролевых и дидактических игр («Магазин», «Парикмахерская», «Разложи товар», «Угадай профессию», «Реклама чайника» и т. д., использование которых в работе позволит привить бережное и экономное отношение детей к деньгам, а так же вовлечет ребенка в изучение цифр и счета;
• художественная литература по данной тематике (сказки («Муха-цокотуха», «Аленький цветочек», «Как старик корову продавал») рассказы, стихи, устное народное творчество, через них дети получают информацию о финансовых терминах : деньги, труд, товар, банк, карьера, кредит.
Различные виды игровой деятельности включались в разные формы и методы работы с детьми (в непосредственно образовательную, трудовую, индивидуальную и совместную деятельность) и использовались в определенной последовательности. Их усложнение определяется развитием умений детей : от умения различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные) к умению устанавливать взаимосвязь между потребностями и возможностями; от умения выделять последовательность трудовых действий, иметь представления о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии к способности самостоятельно осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги». В работе использовались игры, которые проводились не только на этапе ознакомления нового материала (««Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи», «Где продают и покупают?»).
В игре-викторине «Путешествие в страну денег» дети знакомились с понятием деньги, с многообразием физиологических потребностей и предметов, их удовлетворяющих. Дети с большой активностью отвечали на вопросы, отгадывали загадки, пословицы, отгадывали профессии. Помогали друг другу и игровому персонажу справляться с различными заданиями.
В игровой ситуации «Откуда появились деньги» преследовалась цель обогатить знания детей о натуральном обмене, дать информацию об истории появления денег, познакомить с купюрами и монетами разного достоинства. Дети внимательно слушали историю появления денег, оживленно рассматривали иллюстрации энциклопедий по данной теме и коллекцию старинных и современных денег. Дети высказывали разные мнения о том, как люди могли в давние времена приобретать нужную им вещь, если не было еще изобретено денег.
После того, как дети получили информацию об истории возникновения денег, организовывались игры логического блока (например, игра-занятие «Заветные желания», «Путешествие Монетки», ситуативные беседы («Зачем людям нужны деньги», «Где можно купить?») с целью закрепления экономических категорий – деньги, денежные купюры, производство денежных знаков. Были проведены беседы «Что такое потребности?», «Труд – основа жизни», «Потребности семьи». Продуктивной деятельностью было рисование «Моя будущая профессия», «Моя копилка». Был организован просмотр мультфильмов : «»Кто придумал деньги», «Телефон», «Незнайка – пробует разные профессии».
Задания для детей постепенно усложнялись путем введения в педагогическую деятельность новых экономических понятий. Для формирования понятия «бюджет семьи» (доход и расходы) использовались игровые ситуации «Семейный бюджет», «Волшебные помощники», в ходе которых дети знакомились с семейным бюджетом, доходами, расходами, заработной платой, ведением домашнего хозяйства.
Играя в настольно-печатные и дидактические игры («Кому что нужно для работы», «В какое время года», «Угадай, где прода тся») дети упражнялись в узнавании и назывании профессий взрослых и предметов, необходимых для работы людей (парикмахера, продавца, портного, шофера, пчеловода, художника, учителя, повара, врача, бухгалтера). Игры не вызывали у детей затруднения, дети охотно в них играли, доказывали верность своего выбора. Я старалась донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы, что результат труда людей оплачивается деньгами.
В работе с детьми использует народную мудрость - пословицы и поговорки на экономическую тематику. Дети пробуют объяснить такие поговорки «Имеешь товар – будут деньги», «Услугу окажи – благодарность получи», «Копейка рубль бережет».
Подводя итог, можно сказать, что подобранные игры, занятия, беседы, малый фольклорный жанр помогают детям разновозрастной группы усвоить и совершенствовать необходимые азы финансового грамотного поведения, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина. В результате у детей развилось слуховое восприятие, повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочились впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширился словарный запас, повысился уровень их знаний экономического содержания.
Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей разработки комплекса мероприятий, направленного на формирование финансовой культуры, познавательной активности, речи и творческих способностей детей.