Елена Круподерова
Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную деятельность
ОТЧЕТ
по самообразованию педагога МБДОУ №28 г. Шахты
Ф. И. О. педагога, должность Круподерова Елена Юрьевна
Тема самообразования Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную деятельность
Дата начала работы по данной теме Сентябрь 2024
Публикация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную деятельность» размещена в разделах
Цель Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в быту и на дороге. Повышение своего профессионального мастерства.
Задачи Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр, с незнакомыми людьми, на природе.
Расширять знания детей об опасных ситуациях, которые могут возникнуть во дворе, дома, на дороге, в общественном транспорте.
Разъяснить правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье, безопасность.
Воспитывать чувства взаимопомощи к окружающим, бережное отношение к своей жизни.
Обоснование выбора данной темы С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что- либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.
Предполагаемый результат Пополнение опыта безопасного поведения детей. Сформированность осознанного отношения к вопросам личной безопасности и окружающих, а также умения у детей предвидеть возможную опасность и найти способ избежать ее. Проявление у детей самостоятельности, ответственности к правилам и нормам безопасного поведения в различных ситуациях в быту и на улице.
Какие методические материалы, сайты изучены Н. И. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность». Программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, Т. А. Шорыгина «Пожарная безопасность», Т. Голицына «Воспитание основ здорового образа жизни», Н. Л. Князева «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Учебные пособия включают программу для ДОУ по ОБЖ и систему развивающих заданий для детей старшего дошкольного возраста. Задание предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых (игры, тренинги, занятия, беседы) и направлены на формирование основ экологической культуры, ценностей ЗОЖ, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения дома и на улице.
Maam.ru, infourok.ru, nsportal.ru. Изучила инновационные формы работы по формированию ОБЖ в ДОУ в рамках реализации ФГОС : здоровьесберегающие технологии, проектная деятельность, исследовательская деятельность, информационно-коммуникативные технологии, личностно-ориентированные технологии, игровые технологии.
Результат изучения методических материалов в работе с детьми Создала предметно-развивающую среду: зона безопасности, уголок дорожного движения. Собран наглядный материал (картинки «Дорожные знаки», «Дорожные ситуации», «Безопасное поведение на природе», «Безопасность дома». Собрана картотека загадок, стихов по данной теме. Познавательная литература, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций. Использую в своей работе разнообразные методы: тематические занятия, беседы, рассматривание картин, плакатов, презентации, игровые тренинги, дидактические и подвижные, сюжетно-ролевые игры, ЧХЛ, работа с родителями.
Составила картотеку бесед с детьми: «История светофора», «Дорога не место для игр», «Правила поведения при общении с незнакомыми людьми» (если незнакомый стучится в дверь, «Правила поведения на природе», «Безопасное лето».
Составила картотеку игр по ОБЖ и ПДД.
1. Дидактические игры: «Улицы города», «Найди ошибки», «Съедобное - несъедобное», «Подумай — отгадай», «Раз, два, три — что может быть опасно, найди».
2. Подвижные игры: «Собери пуговки», «Красный, желтый, зеленый», «Цветные автомобили», «Пешеход-водитель»
3. Игровой тренинг, дает возможность выработать правильный алгоритм поведения («Незнакомец стучится в дверь», «Поездка в автобусе», «На остановке», «Если потерялся в лесу»).
НОД «Помощники на дороге», «Безопасность на природе». Викторина: «Я знаю как вести себя на природе». Дети закрепляют свои знания и навыки безопасности в сюжетно-ролевых играх: «Пожарные», «Регулировщик», «ГИБДД».
4. Игра-драматизация. Дети учатся оценивать и анализировать поведение сказочных героев, а затем и собственное.
5. Здоровьесберегающие технологии (физминутки, дыхательная и пальчиковая гимнастика, психогимнастика, игратерапия)
6. Художественное слово (через загадки, сказки, стихи).
Внедрила «метод моделирования ситуации», «метод сравнения», «метод проектов».
Работа проходит в тесном контакте с родителями. Было проведено анкетирование: «Осторожно дорога», «Здоровый образ жизни в вашей семье». Подготовила консультации «Безопасность на дороге», «Безопасность на улице», (как вести себя с незнакомыми людьми, «Правила поведения на природе», «Безопасные каникулы». Памятки: «Формирование у детей здорового образа жизни», «Советы по правилам перехода проезжей части».
Общий результат работы по теме самообразования (промежуточный или конечный) У детей сформированы начальные представления о правилах безопасного поведения дома, на дороге, на природе.
Сформирован устойчивый интерес к занятиям по ОБЖ.
У родителей сформирована готовность к сотрудничеству по развитию у детей навыков безопасного поведения.
Где обобщен опыт работы по теме самообразования