султангареева наталья
Отчет воспитателя по методической теме
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по методической теме Султангареевой Н. А.
Моя методическая тема с 2018 года : «Формирование и развитие творческих способностей у школьников среднего и старшего звена»
I. Актуализация темы.
Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.
Публикация «Отчет воспитателя по методической теме» размещена в разделах
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.
Актуальность проблемы определяется тем, что формирование творческих способностей - важнейшая сторона воспитания школьников. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Творческое развитие является результатом творческого воспитания.
Творчество является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, народное творчество, живопись. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Цели профессионального развития
Цель 1: Повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в воспитание; систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на формирование творческих способностей у школьников через проектную деятельность, через декоративно- прикладное творчество, через участие и проведение общешкольных мероприятий.
Цель 2: Внедрять новые методы и направления в работе с родителями. Привлекать родителей к формированию творческих способностей у детей с ОВЗ.
Цель 3: Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Изучение современных подходов к проблемам творческого развития школьников.
2. Создание условий, через проектную деятельность, способствующих, реализации интеллектуально-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
3. Участие и проведение общешкольных мероприятий для творческого развития детей.
Система работы по воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
• обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
• создание условий для развития творческих способностей (учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
• организация воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);
• координация работы с другими учреждениями и организациями.
Сроки реализации – 2018-2021 г.
Перспективный план профессионального развития
на 2018-2021 учебный год
Мероприятия плана Сроки Результат выполнения перспективного плана.
Изучение новинок методической литературы, интернет-ресурсов. В течение года. КолосовН. И. «Развиваем творчество ребенка» М. 2011г
Пахомова Р. М. «Все дети талантливы» С. П. 2001
Разработка перспективного плана на учебный год по формирование творческих способностей школьников. Сентябрь
Составлен.
Изучение материала по формирование творческих способностей школьников во внеурочное время через проектную деятельность. Сентябрь-октябрь Суслин П. И. «Проектная технология в развитии творчества уч-ся» С. 2014г.
Изучение психолого-педагогических основ использования инновационных методик в работе с школьниками с ОВЗ. Ноябрь-декабрь Изучила основы шоу- технологии и арт-педагогики, это развитие личности средствами искусства, как классического, так и народного. Технику и приемы арт-педагогики: музыкальную, театральную и изобразительную, сказкотерапию, фотоколлаж.
Опрос родителей «Семейные традиции». Декабрь Проведен анализ опроса.
Вовлечение семьи в воспитательный процесс. Совместное посещение культурно-массовых мероприятий проводимых в школе, за пределами школы. В течение года. Проведено совместное мероприятие с родителями «День именинника», празднование Нового года- катание с горок и чаепитие.
Ребята приняли участие в следующих мероприятиях:
Ежегодно принимаем участие в конкурсе поделок из природного материала «Вдохновение осени»
Ежегодно участвуем и занимаем Призовые места в номинации «Художественное слово» на Краевом конкурсе творчества детей и подростков с нарушением зрения «Солнечная стрекоза»
«Мастерская Деда Мороза»;
«Новогодняя елка»;
Разработка проекта, и в дальнейшем Выставка поделок и рисунков «Символ 2020 года»; декабрь 2020
Участие в общешкольных концертах посвященных Дню учителя, 23 февраля и 8 марта и т. д. ;
Выставки работ учащихся на день открытых дверей, на конференцию и т. д. ;
Участие в городской выставке творческих работ детей с ограниченными возможностями здоровья «Вахта памяти»
Участие в районной творческой акции, посвященной Дню защитника Отечества
Призовые места в номинации «Декоративно- прикладное искусство» на Межрегиональном конкурсе творчества детей и подростков с нарушением зрения «Солнечная стрекоза»
Организация и проведение школьного творческого конкурса «Подарок для мамы» ноябрь 2018г.
Оформление выставки рисунков и поделок школьного творческого конкурса «Подарок для мамы» ноябрь 2018г
Организация и проведение школьного творческого конкурса- проекта «Забавный медвежонок» Октябрь 2018г.
Детский творческий конкурс «Малахитовая шкатулка в рамках Краевой акции Исцеление чтением», посвященном 80-летию со дня выхода в свет книги П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка» февраль 2019
Участие в школьной научно- практической конференции с докладом «Семейные традиции» 5 класс.
Ежегодно принимаем участие в городской акции «Белый ангел»
Участие в церковно- светском проекте «С пользой для души»
Участие во II Ежегодном открытом Фестивале «Творчество не имеет границ» для детей и молодежи инвалидов по зрению до 18 лет.
Перспективный план на 2018- 2019 уч. год
Месяц Мероприятие
Сентябрь Работа с джутом- знакомство с материалом
Октябрь Проект «Забавный медвежонок»
Ноябрь
(в течении года) Работа над проектом «Семейные традиции» на школьную научно- практическую конференцию
Организация и участие в конкурсе «Подарок для мамы»
Декабрь Изготовление поделок на ежегодную акцию «Белый ангел»
Январь Чтение «Малахитовая шкатулка» и изготовление работ на эту тему
Февраль Подготовка работ к районной творческой акции, посвященной Дню защитника Отечества
Выбор художественного произведения на краевой конкурс
Подготовка работ к межрегиональному конкурсу «Солнечная стрекоза»
Март Участие в школьной научно- практической конференции с докладом «Семейные традиции»
Апрель «День космонавтики» беседа и изготовление работ к дню космонавтики из бросового материала
Май Участие в городской выставке творческих работ детей с ограниченными возможностями здоровья «Вахта памяти»
Перспективный план на 2019- 2020 уч. год
Месяц Мероприятие
Сентябрь Работа с джутом- продолжаем работу с материалом
Октябрь Осенние картины,Рисуем солью
Ноябрь
(в течении года) Выбор темы проекта на школьную научно- практическую конференцию
Открытки к празднику мам.
Оформление стенгазеты: Интернатия, пробуем себя в роли журналистов.
Декабрь Изготовление поделок на ежегодную акцию «Белый ангел»
Объявляем и участвуем в конкурсе- проекте «Символ года 2020», подведение итогов
Январь Пополнение стенгазеты поэтическими заметками и рисунками
Февраль Подготовка работ к районной творческой акции, посвященной Дню защитника Отечества
Выбор художественного произведения на краевой конкурс «Солнечная стрекоза»
Подготовка работ к межрегиональному конкурсу «Солнечная стрекоза»
Март Изготовление подарков и открыток к 8 марта. Участие в школьной научно- практической конференции
Апрель «День космонавтики» беседа и изготовление работ к дню космонавтики
Май Участие в городской выставке творческих работ детей с ограниченными возможностями здоровья «Вахта памяти»
Планируемые результаты:
1. В познавательной сфере: знания о человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, о культуре поведения и общения.
2. В социальной сфере: стремление к самосовершенствованию, способность к самореализации, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм общества;
3. В духовно – нравственной сфере: осознание детьми высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности, умение определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.
4. Развитие творческих способностей;
5. Формирование первоначальных представлений об эстетическом вкусе.
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
6. Первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей
7. Элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
8. Первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
9. Первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
10. Мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.