Светлана Живодрова
Отчет о кружковой работе по подготовке руки к письму в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ работы работы кружка «Волшебные клеточки»
воспитателя Шемяковой Светланы Сергеевны
Кружок «Волшебные клеточки» начал работу с октября 2020 г. Посещало кружок 28 человек, 2 раза в неделю (3 занятие дополнительное для детей, которые отсутствовали по разным причинам). В ходе деятельности кружка «Волшебные клеточки» изъявило желание заниматься еще 14 человек.
Публикация «Отчет о кружковой работе по подготовке руки к письму в подготовительной группе» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Отчет о работе кружка
- Подготовительная группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма.
Исследователи М. М. Кольцова, В. М. Лыков и другие отмечают, что трудности, возникшие на начальном этапе в школе, обусловлены недостаточной работой на дошкольном этапе.
Чтобы овладеть письмом, необходима функциональная зрелость коры головного мозга.
Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть осознанная творческая деятельность ребенка под руководством взрослого.
Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу.
Определив направление, я поставила следующую цель:
1. Развитие мелкой моторики рук.
2. Подготовка руки ребёнка к письму.
Для преодоления трудностей я организовала кружок «Волшебные клеточки» и поставила перед собой следующие задачи:
1. Развитие зрительного, слухового восприятия и творческого воображения.
2. Развитие речи, мыслительной деятельности.
3. Развитие психических процессов, внимания, памяти, мышления и воображения.
4. Воспитание усидчивости, умение доводить начатое дело до конца.
5. Развитие чувства уверенности в себе.
6. Формирование умения радоваться, достигая цели.
В процессе занятий в кружке «Волшебные клеточки» у детей формировались мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия, увеличился объем внимания, памяти. Это обеспечило успешное овладение сложным материалом.
Работа в кружке проводилась в следующих направлениях:
1. Гимнастика пальцев и кистей рук.
2. Развитие мелкой моторики в работе с мелкими предметами.
3. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги.
Ожидаемый результат:
1. Укрепить мышечный тонус кисти рук;
2. Развить чёткие движения и координацию рук ребёнка;
3. Снизить утомляемость и повысить работоспособность.
У детей сформировались графические навыки: выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приё мам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.
Успешность зависела от уровня развития, способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.
Результат к концу года.
Дети знают:
1. Гигиенические правила письма.
2. Правильное расположение тетради и ручки при письме.
3. Правила штриховки.
4. Правила работы с тетрадью.
Дети умеют:
1. Cохранять правильную посадку и положение рук при письме.
2. Правильно держать ручку, карандаш.
3. Ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.
4. Выполнять штриховку, соблюдая правила.
5. Самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.
6. Ориентироваться в тетради, на строке, на странице.
Все знания и умения, полученные на занятиях кружка «Волшебные клеточки» дети закрепляют в свободной деятельности. Для этого в уголке творчества помещены тетради и листочки в клеточку, ручки, карандаши, образцы различных заданий.
Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми графических упражнений. Время проведения 5 минут.
Одно из важнейших упражнений – штриховка. В процессе штриховки у детей вырабатывается уверенность, как у взрослого владеющего письмом.
Кружковая работа помогла успешно подготовить руку ребенка к школе, что способствует хорошим диагностическими данными к овладению письмом.
Работа с родителями
Работа с родителями - одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребенка к письму.
Это индивидуальные беседы с родителями, размещение в «родительском уголке» информации о развитии мелкой моторики руки, а также памятки, рекомендации по работе с детьми в выходные дни.
Цель работы с родителями :
-Формировать мотивационное отношение родителей к развитию мелкой моторики руки у детей.
-Создать благоприятные условия для развития мелкой моторики руки, координации движений пальцев и подготовке руки ребёнка к письму.
-Знакомить родителей с необходимыми для письма правилами, с играми на развитие мелкой моторики кисти, разными видами самомассажа кистей рук, видами пальчиковых гимнастик и разными видами детской деятельности по ручному труду, которые способствуют развитию мелкой моторики.
-Стимулировать совместное творчество.
Для тог о, чтобы обосновать необходимость работы по развитию мелкой моторики в подготовке руки к письму, рассказываю о тех трудностях, проблемах, с которыми сталкиваются дети, о приёмах, методах работы. Это вызывает расположение родителей, готовность выполнять рекомендации для преодоления имеющихся у ребёнка трудностей.
Заключение
Мною замечено, что у детей возрастает познавательная активность, желание узнавать новое, развивается интерес к чтению, письму. Вся проводимая работа повышает работоспособность детей на занятиях, снимает нагрузку. Это в свою очередь положительно сказывается на усвоении навыков, совершенствовании зрительного и слухового восприятия, развитии наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, творческого воображения, речи, мелкой моторики и координации движений руки, освоении основных графических навыков, подготовило руку ребенка к письму.
Можно утверждать, что адаптация ребенка к школьным условиям пройдет быстро, если у него достаточно развиты познавательные интересы, умение произвольно управлять своим поведением, подчинять частные цели более значимым. Ребенок способен широко использовать основные мыслительные операции, у него хорошая память, развито умение контролировать свои действия. И если к семи годам он научился в игровой форме управлять своими пальцами, руками, т. е. у него хорошо развита мелкая моторика и координация движения пальцев он овладел основными графическими навыками, то этого будет вполне достаточно для дальнейшего обучения письму в школе.
Литература:
1. Журнал «Дошкольное воспитание» №1-8 2012.
2. З. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» М. «Просвещение» 1990г.
3. Л. Генденштейн, Е. Мадышева Энциклопедия развивающих игр «Арифметические игры для детей 6-7 лет»
4. С. А. Козлова «Я хочу в школу»-2007г
5. К. Утехина. «Развитие графических навыков у дошкольников» //Дошкольное воспитание №5 1998
6. Аксенова М. «Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи» //Дошкольное воспитание. 1990 - № 8.
7. Толбанова А. «Пальцы помогают говорить» //Дошкольное воспитание. 1988-№9; 1989-№10.
8. «Физкультурная минутка» Е. А. Каралашвили. Творческий центр Сфера Москва 2001
Интернет ресурсы:
https://www.kindergenii.ru/;
https://www.maam.ru/;
https://nsportal.ru/;