Ольга Черкасова
Отчет о работе кружка по обучению грамоте за учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.
Грамота – это владение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Публикация «Отчет о работе кружка по обучению грамоте за учебный год» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Отчет о работе кружка
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Чтобы сделать обучение грамоте ребёнка более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду. Подготовка должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое чутьё к языку. В кружке «АБВГДейка» занимались 12 человек, детей подготовительной к школе группы. Занятия длились 30 минут. В течении года было проведено 60 занятия.
Цель: Развитие устной речи детей, подготовка к курсу обучения грамоте в начальной школе.
Задачи:
• Развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия;
• Развитие умений звукового и слогового анализа, сопоставления звуков по их артикуляторным и акустическим признакам;
• Знакомить детей с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие;
• Формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе.
В начале учебного года в работе кружка осуществлялись следующие мероприятия: знакомство с гласными звуками; уточнялось, что звуки, при образовании которых воздух проходит свободно, этим звукам ничего "не мешает" - ни зубы, ни губы, ни язык, называются гласными.
Знакомила детей с ударением, учила выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук. Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа.
Далее осуществлялась работа по ознакомлению со слогами. Для этого применялись разнообразные слоговые таблицы и цепочки слов. Осуществлялся переход от чтения слогов к чтению слов, использовались цепочки слов. Большой эффективностью в обучении грамоте обладала игра «Вставь букву». Применялись картинки к словам из трех букв (ЛУК, ДОМ, ДЫМ, КОТ, КИТ, РОТ, ЛЕС, МОХ, МАК и т. п.). Под картинками была подписана первая и последняя букву, вместо гласной оставлен пробел. Ребенку предлагалось вставить пропущенную букву в слово.
При составлении слова из слогов двусложное слово разрезалось на слоги, например, РЕ, КА. Ребенку предлагалось собрать слово из слогов, последовательность он определяет сам. Чтобы выбрать правильную последовательность слогов, ребенок осмысливал их сочетание.
В работе кружка использовались пальчиковые игры, которые не только развлекают малыша, а еще и помогают взрослым развивать у ребенка координацию движений, стимулировать развитие речевых навыков, активизировать память, мышление, развивать творческое мышление и внимание.
Народные песенки, потешки, пестушки также представляли собой прекрасный речевой материал, который использовался и в организованной образовательной деятельности, и в совместно-партнерской деятельности детей. С их помощью развивался: фонематический слух, грамматический строй речи, звуковая культура речи, обогащение словаря.
Занятия носили комбинированный характер, каждое из которых включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагала как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяла игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то и обучение проводится в игровой форме. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях обучения, что позволяет создать ситуации успеха для каждого ребенка, доброжелательную, творческую атмосферу на занятиях. Чтение превращается в увлекательную игру. Строя познавательную деятельность ребёнка на игре, данные методы превращают чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучение.
Занятия проводились согласно установленному графику. Дети посещали кружок систематически.
К концу года по итогам обучения проводилась диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи. В начале года программа кружка выполнена на 30 %, а в конце года показатели приравнялись к 90%. По результатам диагностики можно сделать вывода о том, что программа реализована успешно, поставленные задачи выполнены.
Данное обучение невозможно вести без совместной работы с родителями. Чтобы расширить кругозор родителей, дать им действенные советы и рекомендации, родителям были предложены консультации, памятки, папки передвижки : «Готов ли ваш ребенок к школе?», консультации – «На пути к школе», «Школьные трудности благополучных детей», «Компьютер- тренер», «Детские и взрослые трудности звукового анализа», и др; папка- передвижка: «Развитие навыков мелкой и крупной моторики у детей дошкольного возраста», даны рекомендации «Тесты и материалы». Как с ними работать».
В итоге, я вижу, что у детей появился стимул и желание получать новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!
руководитель : Черкасова О. Н. воспитатель высшей квалификационной категории.