Надежда Халилова
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ОТЧЕТ
о работе по теме самообразования:
«Воспитание
культурно-гигиенических навыков у детей раннего
дошкольного возраста.»
Подготовила воспитатель :
Халилова Надежда Павловна
2018-2019 уч. г.
Цель: Формировать культурно-гигиенические навыки и знания у детей раннего дошкольного возраста.
Задачи: совершенствовать умения у детей правильно выполнять процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом.
Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Темочки
Актуальность темы:
Работая с детьми в младшей группе детского сада, я заметила, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Именно поэтому, я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, как физического, так и психического.
Известно, что самые прочные привычки, полезные и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. И насколько хорошо работа по данной теме изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения, через использование художественной литературы в разных видах деятельности. Ребенок понимает, что стихотворения обращены непосредственно к нему, что речь идет именно о нем. Он чувствует, что его любят, о нем заботятся, хотят его порадовать. И тогда ему легче выполнить требование взрослого — умыться, одеться, выпить молоко, съесть кашу. Он делает это с удовольствием и радостью.
Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:
-прямое обучение;
-показ;
-упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
-систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.
Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков мной был подобраны :
1. Дидактические игровые ситуации
2. Дидактические игры
3. Стихи и потешки по формированию КГН
Все сведения по гигиене прививаются как на занятиях, которые проходят в игровой форме и представляют собой дидактическую игру, так и в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха. То есть, в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Выстроив примерный план работы, я приступила к отбору методической литературы.
Литературу отбирала так: во-первых, взяла основные книги, которые нужны по всем пунктам плана:
1. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят : популярная литература –М., 2000
2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях : методическое пособие –М., 2006
3. Доскин, В. А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры –М : «Просвещение», 2002
4. Расту культурным - Москва 2011
6. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет : методическое пособие– М. : ТЦ «Сфера», 2004;
в дополнение было прочитано много различных сопутствующих журналов и сайтов по работе с детьми в этом направлении.
С помощью всего этого я много подготовила консультаций и рекомендаций для родителей, занятия для детей.
Вначале года было проведено родительское собрание, где мы подробно поговорили о КГН с родителями.
Я подготавливала для родителей нашей группы консультации, папки- передвижки по совместной работе над усвоением детьми ин
Необходимым условием при формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является единство требований со стороны взрослых в детском саду и в семье. Поэтому проводится разъяснительная работа с родителями о пользе и необходимости воспитания личной гигиены и культуры поведения в целом.
Мной был разработан проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условия детского сада: «Здравствуй, малыш». В котором большое внимание уделялось обучению навыкам самообслуживания и формированию культурно-гигиенических навыков.
-В течении года с детьми было много проведено игровых ситуаций, бесед для усвоения поставленной мной задачи (указаны в плане по самообразованию).
Для сравнения, обсуждения и правильного восприятия проблемы я читала детям много художественной литературы в соответствии с выбранной мной темой :
К. Чуковский «Мойдодыр»
А. Барто «Девочка чумазая»
З. Александрова «Катя в яслях»
И. Муравейка «Я сама»
К. Чуковский «Федорино горе»
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
З. Александрова «Вкусная Каша»
Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»
С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»
С. Капутикян «Маша обедает».
Любимыми потешками стали для нас:
«Водичка, водичка»
«Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять»
«Пошел котик на торжок»
«Мы за стол садимся кушать».
Итоги:
В данный момент навыки самообслуживания и КГН достигли у нас таких результатов:
Высокий уровень формирования у 70% детей;
Средний уровень формирования у 25% детей;
Низкий уровень формирования у 5% детей.
Низкий уровень формирования наблюдается у детей совсем еще маленьких по возрасту. В дальнейшем мы с ними будем продолжать работать над этим и усовершенствовать методы закрепления темы.
Заключение
Проделанная работа позволила привлечь внимание детей к умению вести себя в зависимости от требований и конкретной обстановке. Дети постепенно становились более сдержанными в проявлении отрицательных эмоций. Мягче стал климат в группе, больше понимания, сочувствия, доброты друг к другу. Меньше стало конфликтов, раздоров, обид, дети стали вежливее, веселее. Родители неоднократно говорили, как дети самостоятельно применяли навыки, полученные в детском саду, у себя дома. В итоге, я могу сказать, что задачи выполнены, а в дальнейшем нужно только расширять наработки.