Елена Панфёрова
Отчет воспитателя средней группы на педагогическом совете за учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет на педагогическом совете
за учебный 2019-2020 год.
В средней группе № 1, 21 ребенок: из них 10 мальчиков и 11 девочек.
При реализации Программы для детей нашей группы, мы строили свою работу, прежде всего в форме игры, в форме познавательной, творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Публикация «Отчет воспитателя средней группы на педагогическом совете за учебный год» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Работу свою строили на основе «Основной образовательной программы дошкольного образования, которая отвечает требованиям ФГОС, "От рождения до школы" - Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, комплексно-тематического планирования, плана работы.
В своей работе опирались на основные принципы дошкольного образования:
•полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
•построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
•содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
•поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
•сотрудничество организации с семьёй.
При реализации стандарта направляли внимание на решение следующих задач:
•охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия наших воспитанников;
•обеспечивали равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка;
•создавали благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
При реализации Программы мы старались обеспечить полноценное развитие личности ребенка по основным приоритетным направлениям группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет, а именно:
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно - эстетическое развитие,
- физическое развитие.
Работу проводили в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми. Полученные знания закреплялись в повседневной жизни, использовались разнообразные методы и приё мы: игра, показ действия, наглядно-образный, словесный, использование технических средств.
При внедрении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) мы опирались на следующие психолого-педагогические условия :
1. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формировали поддержку и уверенность в собственных возможностях и способностях. Для построения образовательной деятельности использовали формы и методы работы с детьми, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Воспитанники принимали активное участие в праздниках и развлечениях, проводимых в нашем детском саду согласно плану работы, а именно в таких как «День знаний», «День здоровья», "Осень золотая", «День матери», «Здравствуй, Новый год». В связи с карантином в группе не состоялись праздники: «8 марта», «День Защитника Отечества». Были отменены просмотры открытых занятий по развитию математических представлений у детей.
С целью индивидуализации образования, поддержки ребёнка, построение образовательных задач в начале года нами была проведена педагогическая диагностика оценки индивидуального развития. На основе педагогической диагностики мы смогли организовать индивидуальный подход к некоторым из воспитанников.
2. При построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, мы ориентировались на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывали социальную ситуацию его развития. Состояние здоровья воспитанников стабильное, количество детей с группой здоровья ДI составляет 17 человек, с группой здоровья ДII 4 ребенка.
3. Поддерживали положительное, доброжелательное отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности. Игровая деятельность является ведущим видом деятельности дошкольников. Для эффективного развития детского общения и удовлетворения потребности детей использовали сюжетно-ролевые игры. Средний возраст - время расцвета сюжетно- ролевой игры. Дети играли в простые и любимые по сюжету игры, содержащие 2-3 роли, такие как "Магазин игрушек», «Магазин овощи и фрукты", "Семья", "Моряки", "Больница". "Пожарные", "Солдаты", "Встречаем гостей", "Детский сад". Они расширяют представления об окружающем мире и способствуют развитию речевого диалога. Научились умело распределять роли между собой (ты будешь папа, ты мама) и самостоятельно подбирать необходимые атрибуты для игрового замысла. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребёнка. Во время проведения сюжетно – ролевых игр использовали следующие приё мы: беседы, загадки, считалочки о персонажах, внесение новой игрушки, сюрпризные моменты. Еще игровую деятельность представляли в образовательном процессе в форме дидактических и сюжетно-дидактических, развивающих, подвижных игр, игровых проблемных ситуаций, игр-инсценировок. Сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные игры и игры-драматизации организовывали в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня). Во время совместных игр дети стараются подчиняться правилам и соответствовать общему игровому сюжету.
Также поощряли использование в сюжетно-ролевой игре построек из строительного материала, побуждали детей создавать постройки разной конструктивной сложности: гараж для машины, широкий мост для проезда автомобилей и поездов, одноэтажные дома, и т. д.
Подвижные игры. В течении года дети играли в подвижные игры, которые способствовали развитию основных видов движения. Это игры с бегом: «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Бездомный заяц», «Ловишки».
С прыжками: «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается».
С ползанием и лазаньем: «Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята».
С бросанием и ловлей: «Подбрось-поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку». Мы развивали у детей двигательную активность, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку. Воспитывали самостоятельность детей в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников. Приучали к самостоятельному выполнению правил. А также развивали творческие способности детей в играх: придумывание вариантов игр, комбинированные движения.
Театрализованные игры способствуют разностороннему развитию детей, побуждают к проявлению инициативы и самостоятельности (выбрать роль, сюжет, формируют выразительность речи, развивают интеллектуальные способности и важны для коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей мы стараемся поддерживать интерес к театрализованной игре, помогаем воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей.
Учили детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, например, по сказке "Колобок", "Теремок", "Колосок", "Пых" используя при этом интонацию, мимику, жесты.
С группой наиболее активных детей драматизировали простейшие сказки, используя настольный театр ("Три медведя", "Маша и медведь", "Репка"). Драматизация русских народных сказок помогает детям примерить на себя роль героев: дети учатся различать и передавать их настроение, сопереживать им, согласовывать свои действия, развивать коммуникативные навыки. Использование игр – драматизация помогает детям формировать умение поступать в соответствии с нормами и правилами, развивать желание подражать положительным персонажам.
Дидактические игры, являются одним из эффективных средств развития познавательного интереса к предмету. В течении года мы учили играть детей в игры, направленные на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствовали умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать и складывать целое из частей («Картинки-половинки», мозаика, пазлы). Совершенствовали тактильные, слуховые, вкусовые ощущения («Определи на ощупь», «Угадай что звучит, «Угадай на вкус"). Развивали наблюдательность и внимание: («Что изменилось?», «У кого колечко», «Какой игрушки не стало, «Найди одинаковые картинки».) Поощряли стремление освоить правила простейших настольно-печатных игр: «Домино», «Лото», настольно-печатные игры «Гуси-лебеди», «В гости к зайчонку»).
Проводили экскурсии по детскому саду в кабинет м\с, на кухню к повару, в музыкальный зал к музыкальному руководителю, пешие прогулки на огород, сад; наблюдали за трудом взрослых (дворника, рабочего по обслуживанию здания) играми и развлечениями старших детей; рассматривали иллюстрации о временах года, иллюстраций к календарным праздникам, семейных и групповых фотографий "Мой любимый детский сад", читали дополнительную художественную литературу. Строительно-конструктивные игры развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях. Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. А решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. Дидактические игры помогают детям понять социально одобряемые модели поведения, усвоить стереотипы общения, практиковаться в обращении друг к другу. Уделяли большое внимание социально- коммуникативным играм "Хорошие манеры", "Вежливые слова","Можно нельзя". Эти игры научили детей как правильно вести в различных ситуациях, затем совместным действиям героев, объясняя их мотивы поведения, причинно – следственные связи. На заключительном этапе игр – предлагали детям самим объяснить, почему герои так поступают, дать оценку поступкам, предложить правильный выбор модели поведения или общения. Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательных задач, а также интересны и увлекательны для дошкольников, при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.
5. Давали детям возможность выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; При создании предметно-развивающей среды нашей группы мы руководствовались Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ и к условиям ее реализации.
Старались, чтобы все компоненты предметно-развивающей среды были связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир нашей группы включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
6. Мы проводили защиту детей от всех форм физического и психического насилия.
7. Мы оказываем поддержку родителям в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлекаем семьи в непосредственно образовательную деятельность.
В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчёркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. В ходе взаимодействия с родителями использовали как традиционные, так и инновационные формы.
Буклеты "Возраст почемучек - возрастные особенности детей пятого года жизни", "Во что и как играют девочки и мальчики", "Игры - головоломки для дошколят и их родителей", "Игротека для родителей по развитию связной речи у детей среднего возраста", "Воспитание любви к родному краю".
А также были изготовлены самостоятельно папки передвижки для родителей: «День матери", "Зимушка- зима", «8 Марта», "Весна - красна", "День Победы".
Согласно ФГОС ДО, мы поддерживаем взаимосвязь с родителями (законными представителями) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлекаем семьи в непосредственно образовательную деятельность. В рамках проведения месячника ко дню матери в ноябре, мамы воспитанников приняли участие в фотовыставке «Мамочка любимая», "8марта " фотовыставка «Самые обаятельные и привлекательные», папы: фотовыставка «Наши папы – бравые солдаты». Путём разработки и реализации социально-познавательных проектов мы вовлекали семьи воспитанников непосредственно в образовательную деятельность.
Родители участвовали в совместных трудовых десантах:
- покраска игрового оборудования на участке;
- пополнение предметно развивающей среды в группе и на участке;(флажки, машина, лодка, замена крышки стола);
Один из более важных моментов работы с родителями - ежедневное информирование их о том, как ребёнок провёл день, чему научился, каких успехов достиг.
Мы стараемся вести ежедневные индивидуальные беседы с родителями. Только объединив свои усилия с родителями своих воспитанников, мы смогли обеспечить эмоциональную защиту и психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь ребёнка в детском саду и дома.
Развивающая предметно-пространственная среда — это система материальных объектов деятельности ребёнка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей, развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности уединения.
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению.
Создавая развивающую среду группы, мы старались соблюдать основные принципы, то есть РППС должна быть:
- содержательно-насыщенной;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
Развивающая предметно-пространственная среда с начала учебного года пополнилась настольно-печатными играми по математике, атрибутами к сюжетно ролевым играм.
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников соответствует квалификационным характеристикам.
В течении года педагоги нашей группы Панферова Е. А., Каказеева С. В. повышали свой профессиональный уровень и компетенцию, принимали участие в педсоветах, знакомились с новыми идеями.
Панферова Е. А., Каказеева С. В. в течении года принимали участие в праздновании праздников «Осень золотая», «День Матери», «Новый год», «День здоровья», «Выпускной» в организации и проведении покраски на участке детского сада и группового оборудования. Также участвовали в митингах, посвящённых праздникам «1 Мая», «9 Мая».
Считаем, что коллектив группы работал слаженно, установлена хорошая связь с родительским комитетом, родителями. Дети подготовлены к переходу в следующую возрастную группу (старшую) с хорошими показателями, в группе сформирована и наработана хорошая материальная база (игрушки, пособия, оборудование).