елена учаева
Отчет «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
«…С ним ничего не страшно, никакие испытания.
Его потерять – значит потерять все, без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно – высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно».
(Вересаев)
Всем хочется быть здоровыми и счастливыми и видеть такими своих детей. Как жить в ладу с самим собой, окружающим миром, людьми?
Публикация «Отчет „Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
С ХХI веком в нашу жизнь стремительно вошли новые методы и технологии, которые далеко не всегда положительно сказываются на здоровье людей. Привычными стали тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста.
Существует градация факторов, влияющих на здоровье человека в процентном отношении:
- Наследственность, определяют здоровье на 20%;
- Условия внешней среды – на 20%;,
- Деятельность системы здравоохранения – на 10%;
- Образ жизни человека – на 50%.
Печально, что нарушения в здоровье детей, связанные с вышеперечисленными факторами проявляются уже в раннем возрасте, а коррекция начинается в дошкольном или школьном. Визуально очень трудно без грамотной диагностики определить отклонения в развитии маленького ребенка. Они как бы замаскированы детской живостью, подвижностью. Ребенок не замечает своего нездоровья, и взрослые совершенно о нем не подозревают.
В своей работе, хочу показать, что более профессионально подобранные физические упражнения для определенного возраста, правильно организованная образовательная деятельность, способствуют лучшему и быстрому физическому совершенствованию. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов.
Работая в детском саду, я поняла, что показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями?
Первое, с чем я столкнулась - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанке.
Поэтому, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Главное, чтобы все формы двигательной активности и двигательной деятельности, реализуемые в процессе физического воспитания в ДОУ, как организованные, так и самостоятельные, благоприятно отразились и на развитии моторики, и на здоровье, способствовали повышению выносливости.
Особое внимание в работе уделяю дыхательной гимнастике, профилактике плоскостопия и нарушений в осанке, массажу, ритмопластике. Все эти упражнения, наряду с другими программными заданиями, можно включать как в организованные занятия физкультурой, так и в утреннюю гимнастику при соблюдении индивидуального подхода к детям.
Профилактика плоскостопия в детском саду должна включать определенные меры предосторожности. Необходимо обязательно рассказать о правилах подбора обуви на родительском собрании. Предотвратить многие неприятности со здоровьем (в том числе и плоскостопие) могут специально разработанные физические занятия, гимнастика, в которой подвижный детский организм очень нуждается.
Существуют также природно-оздоровительные методики. Это хождение по гальке, траве, песку, грунтовой дороге. Но нужно обязательно выбирать безопасные поверхности, без острых предметов.
Совместно с родителями и воспитателями мы изготовили массажные коврики с разными поверхностями, следы, «Дорожки здоровья».
В утреннюю гимнастику, в физкультурные занятия включаю упражнения с мячами
веревками разной толщины, сенсорные коврики
разные виды ходьбы, мешочки с песком, камешками
Использование данных пособий систематически и целенаправленно повышает кожно-мышечный тонус, улучшает кровообращение и окислительно-восстановительные процессы в мышцах, суставах, тканях, развивают равновесие и координацию движений.
Дыхательная гимнастика.
Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма, регулируется состояние нервной системы. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.
Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека.
С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы утренней гимнастики и физкультурных занятий. Известно немало методик дыхательной гимнастики: К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги, М. Л. Лазарева «Звуковое дыхание», Лобанова, «Игры которые лечат». Я использую в своей работе комплексы дыхательной гимнастики по программе «Старт».
Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с упрощенной формы выполнения.
В первом комплексе больше внимания уделяется типам дыхания-успокаивающе-восстановляющему и очистительному.
Второй направлен на укрепление носоглотки.
Третий комплекс в основном направлен на укрепление мышечного тонуса всей носоглотки.
Данные комплексы используются в качестве профилактики от простудных заболеваний, особенно в холодное время года в сочетании с массажами.
По результатам мониторинга состояния здоровья дошкольников наибольшее число заболеваний относится к ОРЗП.
Есть много различных способов профилактики и лечения ОРЗ, но один из самых простых, эффективных и безвредных – это массаж особых зон на коже, которые связаны с важными регуляторами деятельности внутренних органов. «Массаж волшебных точек ушек»
полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
«Массаж головы» -повышает функциональную деятельность головного мозга. «Закаливающий массаж подошв»
основан на стимуляции активных точек. «Точечный массаж» (по А. А. Уманской)
«Профилактический ручной массаж кистей и стоп» по методике Су Джок терапии.
Массаж точек, расположенных на ступне, нередко бывает более эффективным, чем на кисти. Но самые положительные результаты достигаются при одновременном воздействии на кисть и стопу.
При правильном применении выраженный эффект наступает через несколько минут. Неправильное применение никогда не наносит вреда. Рекомендуется проводить с детьми с задержкой речевого и психического развития.
Используется авторская технология Ж. Е. Фирилевой «СА-ФИ-ДАНСЕ» Ритмопластика и Стретчинг. Данная технология направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей.
Нельзя учить детей быть здоровыми, если сами взрослые не заботятся о своем здоровье. Это касается как родителей, так и воспитателей. В нашем детском саду уделяется большое внимание укреплению и сохранению здоровья самих педагогов. Воспитатели вместе с детьми каждое утро делают гимнастику, принимают активное участие в физкультурных и оздоровительных мероприятиях. Дополнительно мною один раз в 2 недели проводятся занятия с педагогами по темам: «Как распознать стресс», «Снятие стресса», «Проблемы педагогического выгорания», Тренинги для снятия психоэмоционального напряжения, рефлексия и др.
спользование в физкультурно-оздоровительной работе инновационных технологий, показал необходимость их применения и в дальнейшем. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивный интерес, азарт. Воспитатели стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально- двигательная сфера ребёнка.