Марина Гуменюк
Консультация «От непонятного лепета к красивой и связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда ребенок только начинает говорить, родители радуются каждому его слову – непонятному, перековерканному. От детей старшего дошкольного возраста ожидают хорошей дикции, большого словарного запаса, знаний основ грамматики, связной и красивой речи.
Пополняем словарный запас
Специалисты в области речевого развития дошкольников определяют приблизительные показатели развития словаря у детей: к четырем годам количество слов доходит до 2000, в пять лет – 2500, а в шесть-семь лет – до 4000 слов. Словарный запас у детей пополняется путем изучения окружающих их предметов и явлений, повседневной жизни, природы. Новое слово они могут употребить только тогда, когда наглядно, опытным путем устанавливают тесную связь между новым словом и предметом (или свойством). Который они называют. Специалисты рекомендуют использовать следующие упражнения и игры, развивающие словарь детей-дошкольников:
Публикация «Консультация „От непонятного лепета к красивой и связной речи“» размещена в разделах
«Назови одним словом»
Цель: закрепить представления об обобщающих словах.
Предложите ребенку назвать предметы, о которых вы говорите, а потом объединить их обобщающим словом. Например, вспомните, на чем спят куклы? (на кровати). На чем сидят куклы? (На стуле). Куда куклы кладут одежду? (В шкаф). Как назвать это одним словом? (Мебель).
«Кто заблудился?»
Цель: научиться образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.
Предложите ребенку ответить на следующие вопросы: Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц). Как назвать его ласково? (Зайчонок, заинька, зайчик). Остановился зайчик, огляделся по сторонам и испугался. Почему? (Потерялся, заблудился). Скажи, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный). Что может его развеселить? (Птичка песенку споет, ежик веселую сказку расскажет).
«Как сказать по-другому?»
Цель: научить заменять многозначные слова в словосочетаниях.
Скажи по-другому: часы идут (ходят, мальчик идет (шагает, снег идет (падает, пароход идет (плывет).
Развиваем звуковую культуру речи
В дошкольном возрасте развивается умение различать на слух звуки родного языка, правильно произносить звуки в отдельных словах и фразах. Поработать над дикцией (отчетливым и ясным произношением слов, слогов и звуков) можно с помощью шуток-чистоговорок, потешек, поговорок, фраз, содержащих определенную группу звуков, упражнений на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка-мишка). Для того, чтобы голос был громкий, предложите детям упражнения на развитие речевого дыхания: подуть на тонкие полоски бумаги («ветерок», протяжно произносить на одном выдохе гласные и согласные звуки, небольшие фразы. Слуховое внимание хорошо развивают задания с использованием музыкальных инструментов, звучащих игрушек.
«Скажи, что ты слышишь»
Цель: развивать слуховое внимание, речевой слух.
Посадите ребенка рядом с собой, предложите ему закрыть глаза и внимательно послушать, какие звуки окружают его. Затем спросите, что он услышал.
«Будь внимателен»
Цель: развивать умение различать звуки в словах.
Взрослый произносит с небольшим интервалом слова: мама, сок, собака, вата, снег, телефон, сапоги, солнце, тарелка. Услышав в словах звук [с], ребенок должен хлопнуть в ладоши. Если он затрудняется выполнить задание, то взрослый повторяет слова, произнося звуки протяжно.
«Секрет»
Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат.
Взрослый шепотом произносит слово, фразу или небольшое стихотворение. Затем предлагает ребенку по секрету передать сказанное мишке, кукле. Например: «Сегодня после завтрака мы пойдем в парк». Ребенок повторяет шепотом эту фразу мишке, но при этом так, чтобы не слышала кукла. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок отчетливо произносил звуки и слова.
Постигаем грамматику
Усвоить, как изменяются слова по родам, числам и падежам, для ребенка не так-то просто. Замечено, что у детей дошкольного возраста возникают сложности с употреблением падежных форм существительных. Самой трудной из них является форма родительного падежа множественного числа (слив, апельсинов карандашей). Дошколенку не всегда очевидно, как употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа (я хочу, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят, глаголы прошедшего времени с именами существительными женского, мужского и среднего рода (девочка сказала, мальчик бежал, солнце сияло).
Упражнения на словообразование помогают разобраться со смысловыми оттенками слов, образованных из одного корня. Например, при помощи взрослого дети могут поупражняться в составлении вот такой цепочки: снег – снежинка – снежный – снеговик – подснежник. Обращайте внимание на правильное употребление названий посуды (сахарница, конфетница, действий (ехал, поехал, выехал, объясняйте смысл похожих слов: книга – книжечка – книжонка; смысловых оттенков глагола: бежал – перебежал – выбежал; смысловых оттенков прилагательных, образованных с помощью суффиксов: умный – умненький – умнейший.
«Найди и исправь ошибку»
Цель: закрепить умение правильно образовывать окончания.
Взрослый предлагает найти и справить ошибку в его речи. Например: «Папа купила игрушку», «Таня спел песню», «У Веры красивый шапка». Ребенок должен найти ошибку и исправить фразу, произнося ее еще раз, но уже правильно.
«Кто у кого»
Цель: усвоить названия животных и их детенышей, описать действия животных.
Взрослый предлагает ребенку назвать животных и их детенышей, изображенных на картинках (например, курица и цыпленок клюют зернышки). Затем усложняет задание: просит составить рассказ о курице и цыпленке.
«Кто хитрее»
Цель: составлять слова, близкие по смыслу, используя разные степени имен прилагательных; образовывать новые слова с помощью суффиксов: -еньк-оньк,
-оват-еват, -ущ-ющ.
Взрослый читает сказку «Лиса и журавль». Затем задает вопросы: какой показана в сказке Лиса? (шубка тепленькая, сама красивая). А какой характер у Лисы? (Хитрая, коварная, лукавая).
Какой журавль в сказке? Если Лиса хитрая, то Журавль еще… (хитрее, хитрющий). Лиса умная, а Журавль еще… (умнее, умнейший).
Речь как песня
Связная речь возникает из диалога, повседневного общения взрослых с ребенком, вопросов, обращенных к нему, обсуждения сказок и рассказов.
«Сравни медвежат»
Цель: формировать умение различать игрушки по характерным признакам, действиям, включать эти характеристики в описание.
Предложите ребенку рассмотреть на картинке двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой – коричневый и маленький. Затем задайте вопросы: «Чем они отличаются?», «Как медведя можно назвать, чтобы было видно, что он черный?» (Черныш). Как можно назвать маленького медведя?» (Малыш). Сочините историю про двух медвежат.
«Разложи картинки»
Цель: учить выделять начало и конец действия.
Покажите ребенку две картинки, изображающие два последовательных действия (мальчик спит – делает зарядку; девочка обедает – моет посуду). Малыш должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором четко видны начало и конец действия персонажей.