Получи документы

Освоение основ экологического воспитания и образования дошкольников

Костарева А П
Освоение основ экологического воспитания и образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Получить представление об экологическом воспитании и образовании дошкольников

1. Анализ требований по ФГОС ДО и ФОП ДО по направлению экологического

образования к уровню подготовки детей

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической

Публикация «Освоение основ экологического воспитания и образования дошкольников» размещена в разделах

культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.

Младенческий возраст - Ребенок узнает и называет объекты живой природы

ближайшего окружения, выделяет их характерные особенности, положительно реагирует на них.

К трем годам - Ребенок имеет представление об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам.

К четырем годам - Ребенок имеет представление о разнообразных объектах живой и неживой природы ближайшего окружения, выделяет их отличительные особенности и свойства, различает времена года и характерные для них явления природы; имеет представление о сезонных изменениях в жизни животных, растений и человека, интересуется природой; положительно относится ко всем живым существам, знает о правилах поведения в природе, заботится о животных и растениях, не причиняет им вред.

К пяти годам - Ребенок знает о разнообразных представителях живой природы

родного края, их особенностях, свойствах объектов неживой природы, сезонных

изменениях в жизни природы, явлениях природы; интересуется природой,

экспериментирует, положительно относится ко всем живым существам, знает правила поведения в природе, стремится самостоятельно ухаживать за растениями и животными, беречь их.

К шести годам - Ребенок имеет представление о живой природе разных регионов

России, может классифицировать объекты по разным признакам; имеет представление об особенностях и потребностях живого организма, изменениях в жизни природы в разные сезоны года, соблюдает правила поведения в природе, ухаживает за растениями и животными, бережно относится к ним.

К семи годам - Ребенок знает о некоторых наиболее ярких представителях живой

природы России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы, росте и развитии живых существ, свойствах неживой природы, сезонных изменениях в природе; наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет сформированный познавательный интерес к природе; осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней.

Основные принципы экологического воспитания

Принцип системности, заключается в постепенном усложнении задач, от простого к сложному, от близкого к далекому.

Принцип наглядности, педагог выбирает объекты, процессы, доступные для

понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые он может наблюдать непосредственно в своем окружении.

Принцип научности: педагог применяет в своей работе только научно обоснованные методические приемы, соответствующие данному возрасту детей, учитывающие их психофизиологические особенности.

Принцип позитивизма, конструктивизма. В практике экологического образования

широко распространены запреты, с которыми знакомят ребенка. Прежде всего, эти запреты связаны с изучением правил поведения в природе. Но ребенок должен иметь альтернативу: если это нельзя, то что можно? Необходимо одновременно использовать в работе с дошкольниками как запрещающие, так и разрешающие знаки (цветы рвать нельзя, но можно их нюхать, любоваться ими и т. д.) В противном случае в реальной жизни ребенок просто не сможет применить полученные знания.

Принцип гуманистичности, переход с авторитарного обучения и воспитания на

личностно-ориентированное, на педагогику сотрудничества взрослого и ребенка. И ребенок, и педагог участвуют в образовательном процессе, при этом ребенку

предоставляется как можно больше самостоятельности для выражения своих чувств, мыслей, самостоятельного познания окружающего мира путем экспериментирования. При таком подходе ребенок имеет право на ошибку, может высказывать любые точки зрения.

Цели и задачи экологического воспитания дошкольников

Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста – развитие экологической культуры как важной части общей культуры человека, определяющей его духовную жизнь и поступки. Это особый вид культуры, который характеризуется совокупностью системы знаний и умений по экологии, уважительным, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде.

Задачи экологического воспитания – это задачи создания и реализации образовательной модели, при которой достигается эффект, т. е. очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

2. Подборка методик диагностики уровня экологической воспитанности дошкольников

Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях является одним из важнейших условий формирования грамотных и воспитанных людей, с раннего возраста реализующих в своем поведении и деятельности принцип гуманного, бережного и заботливого отношения к природе, что в свою очередь способствует появлению поколения с экоцентрическим типом мышления, стремящегося преодолеть кризисные экологические явления.

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос

выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете.

Экологическая ответственность напрямую связана с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленное последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим.

Система дошкольного воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. Организация успешной работы по экологическому воспитанию детей невозможна без определения уровня развития экологических представлений у детей дошкольного возраста.

A. Методика "Живая - неживая природа"

Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о живой и неживой природе.

Подготовка исследования: подготовить листы на каждого ребенка с изображением объектов живой и неживой природы для раскрашивания, цветные карандаши.

Проведение исследования: Детям (испытуемым) раздаются листы с изображением природы для раскрашивания и дается задание раскрасить цветными карандашами только то, что относится к

живой природе.

Обработка данных :

Высокий уровень (4-5). Ребенок правильно и аккуратно выполнил задание.

Средний уровень (2-3). Ребенок допустил ошибки: раскрасил объекты неживой природы или пропустилнекоторые объекты живой природы.

Низкий уровень (1). Ребенок разукрасил всю природу или только то, что ему нравится.

B. Методика "Знатоки природы"

Цель: определить уровень сформированности экологических представлений об условиях жизни живых объектов природы, их дифференцированном отношении к свету, теплу и влаге; о механизмах приспособления к среде обитания; о пищевых цепочках и взаимосвязях, существующих в природе.

Проведение исследования: (Исследование проводится в индивидуальной форме) Ребенку предлагаются следующие задания:

1. Используя серию карточек "Жизнь дерева круглый год", ребенку необходимо расположить их по порядку и описать процесс изменения внешнего облика дерева в зависимости от времени года.

2. Ребенку необходимо рассмотреть 3 комнатных растения в уголке природы и определить их отношение к теплу, свету, и влаге (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые).

3. Предлагаются карточки с изображением животных и насекомых (бабочка, кузнечик, заяц, божья коровка, гусеница). Ребенку необходимо рассказать, как они маскируются, приспосабливаясь к условиям среды.

4. Предлагаются карточки с изображением живых объектов природы, из которых можно составить пищевые цепочки. Ребенку необходимо заполнить вагоны поезда карточками, составляя цепь питания.

Обработка данных :

Высокий уровень (4-5). Ребенок выполнил все задания правильно, смог обосновать свои ответы.

Средний уровень (3-2). При выполнении заданий у ребенка возникли незначительные затруднения. В ответах ребенок допускал ошибки или не использовал объяснения.

Низкий уровень (1). У ребенка возникли значительные затруднения при выполнении заданий: не смог правильно расположить карточки или отказывался от выполнения заданий.

C. Методика «Экологические знаки»

Цель: изучить оценочные умения и уровень понимания природоохранной деятельности.

Подготовка исследования: разработать знаки «Правила поведения в лесу». Проведение исследования.

Экспериментатор предлагает ребенку рассмотреть экологические знаки. Задает вопросы:

«Как ты думаешь, что означают эти знаки»? «Почему необходимо им следовать»? Ответы фиксируются и анализируются.

Обработка данных :

Высокий уровень (4-5). Ребенок описывает значения экологических знаков, рассуждает, зачем необходимо им следовать.

Средний уровень (2-3). Ребенок «расшифровывает» не все экологические знаки или не может объяснить их важность.

Низкий уровень (1). Ребенок не понимает, что означают предложенные экологические знаки

Публикации по теме:

Дидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольниковДидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольников В настоящие время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Освоение основ экологического воспитания и образования дошкольников
Опубликовано: 19 сентября 2024 в 14:38
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Освоение основ экологического воспитания и образования дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Костарева А П (УИ 3467188) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД