Департамент труда и социальной защиты
Особый ребенок — первоклассник: настраиваемся на учебу
2243370-11 Ваш особый ребенок идет в первый раз в школу, для семьи наступает новый, волнительный этап в жизни. Часто родители беспокоятся, удастся ли выстроить гармонично и эффективно учебный процесс. Педагог-психолог особого семейного центра «Формула роста» Екатерина Кладко делится своими рекомендациями по поводу правильного настроя на учебу для таких школьников.
«Психологи утверждают, что возраст 7 лет ознаменован кризисом развития. Возникает он преимущественно благодаря переходу из дошкольного в младший школьный возраст, изменению ведущей деятельности (с игровой на учебную, а также смене социального окружения и режима дня», — рассказывает Екатерина.
Публикация «Особый ребенок — первоклассник: настраиваемся на учебу» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Конечно, если речь идет об особенном ребенке, такие неудобства могут дополнительно сопровождаться волнениями, протестами, непростой адаптацией самого первоклассника, а также нарастающей тревожностью у родителя. Для более легкого привыкания к школе необходимо выполнять некоторые несложные, но важные рекомендации.
Сохраняйте распорядок дня ребенка
Сперва рекомендуется обратить внимание на режим во время каникул. Конечно, лето — это период отдыха, долгого сна, отсутствия четкого распорядка. Но чем больше родитель дает возможности бесконтрольного отдыха, тем тяжелее ребенок будет адаптироваться в новых школьных условиях. Поэтому постарайтесь постепенно приучить будущего первоклассника к режиму. Повесьте на видное место в доме расписание дня (можно использовать карточки визуального плана при необходимости). Поэтапно приучайте ребенка к определенному графику: подъем, прием пищи, спокойные игры или занятия, прогулки на свежем воздухе и отход ко сну в определенное время.
Встреча с «неизвестным»
Познакомьте будущего первоклассника с учителем, если возможно — с будущим классом, в котором пройдут занятия. Прогуляйтесь по помещению, загляните вместе с ребенком в коридор, узнайте, где находятся туалет, столовая, спортивный зал и библиотека.
Ориентируйтесь на индивидуальность ребенка
Понаблюдайте за поведением и состоянием своего малыша в первые школьные дни. Обращайте внимание на особенности, такие как утомляемость или настроение после занятий. В случае заметных отклонений обязательно переговорите на эту тему с классным руководителем или администрацией школы! Возможно, погружение вашего ребенка в учебную среду должно быть более мягким, нежели для остальных детей. При необходимости может потребоваться скорректированный план занятий, сокращенный день или урок.
Доверяйте своему ребенку
«Поверьте, совсем скоро ваш первоклассник адаптируется в новых условиях. У него появится собственный стиль общения с окружающими, друзья, симпатии, возможно даже антипатии. Это абсолютно нормальный процесс. В такой период следует дать ребенку больше самостоятельности. Нужно плавно снижать контроль и полную включенность в эту новую для него среду обитания. Таким образом вы сможете снизить уровень тревожности в этот непростой для ребенка период, а также поспособствовать укреплению у него уверенности в своих силах», — подытоживает Екатерина.
Основываясь на таких простых рекомендациях, вы сможете снизить возможные негативные последствия кризисного периода у ребенка и справиться с собственной тревожностью.
Городские центры социальной помощи и реабилитации оказывают помощь семьям, в которых воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными нарушениями. Сейчас в столице работают четыре таких центра: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.