Получи документы

Особенности эмоционального взаимодействия в детско-родительских отношениях

Олеся Гаража
Особенности эмоционального взаимодействия в детско-родительских отношениях
▼ Скачать + Заказать документы

На детско-родительских отношениях сказывается позиция, которую занимают

взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье.

Именно под влиянием типа родительских отношений и формируется личность

ребенка.

Семья, детско-родительские отношения, стиль, родители, дети, система

воспитания.

Внимание многих психологов давно привлекает чрезвычайная значимость

отношений между детьми и родителями. Решающую роль для развития

ребенка, однозначно играют отношения с близким взрослым, то есть его

семьей.

Публикация «Особенности эмоционального взаимодействия в детско-родительских отношениях» размещена в разделах

В каждой семье складывается определенная, но не всегда осознанная ее

членами система воспитания.

Под этим понятием имеется ввиду более-менее целенаправленное применение

методов и приемов воспитания, учитывая, что можно и что нельзя допускать в

отношении ребенка.

Хочется выделить 5 наиболее общих тактик воспитания: диктат, опека,

«невмешательство», сотрудничество и паритет.

Диктат – систематическое подавление инициативы другого. Безусловная

авторитарность родителей, подавление, принуждение, а в случае

сопротивления ребенка эмоциональное или физическое насилие – все это

гарант неудачного формирования его личности.

Опека – отношения, когда родители своим трудом обеспечивают

удовлетворение всех потребностей ребенка, при этом ограждают его от каких-

либо забот, принимая их на себя. Таким образом родители блокируют процесс

подготовки детей к столкновению с реальностью.

Невмешательство – чаще всего, в основе этого типа взаимоотношений лежит

пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная

холодность, и безразличие, а также неумение и нежелание учиться быть

родителем. Этот сосуществование двух миров: «дети» и «взрослые».

Сотрудничество – семья, где родители общаются с детьми на равных, каждый

может обратиться к другому с вопросом или просьбой, и получить помощь.

Паритет – ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде

всех членов семьи.

В выполнении воспитательной функции по отношению к детям главную роль

играет супружеская пара – мать и отец. Очень важно, чтобы то, чему учат в

семье ребенка, подкреплялось конкретными примерами. В связи с этим,

стабильность семейной среды является важным фактором для эмоционального

равновесия и психического здоровья ребенка. Так, например, распад семьи,

вызванный разводом или раздельным проживанием родителей, всегда

приносит глубокое потрясение и оставляет у ребенка прочную обиду, которую

можно лишь смягчить.

По мнению Л. Д. Столяренко и С. И. Самыгина, «семейное воспитание» - это

система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной

семьи и силами родителей и родственников. И должно основываться на:

- гуманности и милосердии к растущему человеку;

-вовлечении детей в жизнедеятельность семьи, как ее равноправных

участников;

- открытых и доверительных отношениях с детьми;

- оказании посильной помощи своему ребенку;

- готовности отвечать на его вопросы.

Никто, кроме самых близких для ребенка в семье людей, не будет относиться к

нему лучше, не будет так любить его и заботиться о нем. И вместе с этим,

никакой другой социальный институт не сможет потенциально нанести столько

вреда в воспитании ребенка, сколько может сделать семья.

По результатам многочисленных психологических исследований были

получены результаты влияния факторов на восприятие и отношения к ним

ребенка, такие как:

Нереализованные потребности родителей. Когда для родителей воспитание

становится основной деятельностью или даже смыслом жизни, ребенок

становится единственным объектом удовлетворения этой потребности. С

возрастом дети естественно отдаляются от родителей. Родители же

воспринимают это как угрозу собственному благополучию. И вследствие

чего начинают препятствовать установлению тесных контактов вне семьи.

Похожая потребность, влияющая на отношение к ребенку – потребность

родителя в достижениях. Так папа или мама выбирают, к примеру, тип

школы или вид развивающего кружка (а то и нескольких, исходя не из

желания и способностей своего ребенка, а опираясь на самом деле на

желание достигнуть этого самому, но чего сделать не удалось.

Детский опыт родителей. Став взрослыми, люди очень часто, порой и

неосознанно, формируют отношения, которые сложились в семье родителей

и в детстве. Когда человек в детстве имел младшего брата или сестру,

«забравшего» (по его мнению) всю любовь и внимание родителей, то он

неосознанно будет тормозить взросление своего ребенка, игнорируя

растущую потребность в самостоятельности.

Отношения со вторым родителем ребенка. Встречаются случаи, когда что-то

в ребенке напоминает того, кого хотелось бы стереть из памяти, кто нанес

душевную рану, и естественно, в этом случае, родитель совершенно иначе

будет воспринимать те характеристики ребенка, которые он унаследовал от

второго биологического родителя.

Личностные особенности родителей. Один из наиболее сложных факторов

для выявления у многих родителей. Однако с помощью специалиста вполне

вероятно осознать наличие у себя тех или иных черт, а также их влияние на

восприятие ребенка. Так как, например, негибкость поведения и мышления

родителя, привычка действовать в различных ситуациях по одной схеме и

может, в итоге, приводить к конфликтам в детско-родительских отношениях.

Обстоятельства рождения ребенка. Нередко, долгое лечение от бесплодия,

тяжелые роды и их последствия, перенесение ребенком в раннем возрасте

серьезного заболевания, а также напротив, несоответствие пола

ожидаемого или желаемого, нежеланное появление ребенка, осложнения в

личной жизни после рождения малыша и т. д., могут привести к

эмоциональному отвержению ребенка.

Безусловно, перечисленные аспекты не исчерпывают все разнообразие

факторов, которые влияют на отношение родителей к ребенку. Но, тем не

менее, их достаточно для того, чтобы понять, как сложны детско-родительские

отношения и из каких разнообразных компонентов они складываются.

Ниже хочу поделиться таблицей принципов отношений между взрослыми и

детьми:

№ Принцип Характеристика

1 Принятия Человека нельзя переиначить мгновенно, объявив порочным тот образ жизни, который он ведет. Особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть.

2 Единства Единый мир людей образуют мир детства и мир взрослых.

3 Равенства Мир взрослых и мир детей совершенно равноправные части мира человека.

4 Диалогичности Диалог двух миров (взрослых и детей) составляет учебно-воспитательный процесс, в котором обучение - это движения мира взрослости в мир детства, а воспитание - движение мира детства в мир взрослых.

5 Свободы Взрослые просто обязаны сохранять жизнь и здоровье детей, а также предоставлять миру детства полную свободу в выборе собственного пути.

6 Сосуществования Исходя из идеи невмешательства и не навязывания друг другу своих ценностей, мир детства и мир взрослых должны поддерживать обоюдный суверенитет.

7 Соразвития Процесс развития мира детей параллельно развитию мира взрослых.

Несогласованные методы воспитания у матерей и отцов приводят к тому, что у

детей не возникает желания усваивать социально-приемлемые формы

поведения, не формируется чувство ответственности и самоконтроля. Всеми

силами они избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного – из страха,

что при столкновении с чем-то новым, они не могут выбрать правильную форму

поведения. Из-за невыработанного чувства независимости и ответственности,

такие дети импульсивны, а в сложных ситуациях даже агрессивны. Они

отличаются постоянным недовольством, незрелостью суждений, низким

уровнем самоконтроля и заниженной самооценкой. Им сложно справиться со

своей заносчивостью и импульсивностью, поэтому друзей у них мало или

вообще нет.

Помимо этого, хочется выделить также следующие отклонения в стиле

родительского воспитания:

- предпочтение детских качеств

- предпочтение женских качеств

- предпочтение мужских качеств

- страх утраты ребенка

- проекция собственных нежелательных качеств

- неразвитость родительских чувств

- внесение конфликта между супругами в сферу воспитания

Счастливая и успешная совместная жизнь супругов, требует постоянной оценки

собственных поступков, с точки зрения того, как их оценивают другие.

Семья – это феномен, который неизменно связан с человеческими эмоциями,

переживаниями, отношениями и убеждениями. Одним из путей логического

осмысления феномена семьи является поиск его структуры, неких постоянных

составляющих, которые претерпевают изменения на протяжении исторического

времени и жизненного цикла одной семьи. Структурными осями в феномене

семьи, согласно С. И. Голоду, являются супружеские и детско-родительские

отношения.

Семьи, уважающие детей, наиболее благополучные для воспитания. Дети в

такой семье растут послушными, вежливыми и дружелюбными. И дети, и

родители испытывают устойчивую потребность во взаимном общении.

Отношения в такой семье характеризуются общей нравственной атмосферой,

основанной на взаимном доверии, равенстве во взаимоотношениях,

порядочности и откровении.

Когда отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует

определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не

нарушать, дабы не нарушить глубинные связи. Дети знают свое место в семье,

растут послушными, но недостаточно инициативными. Родители не успевают за

динамикой развития детей и намечается «трещинка». Чем помочь в данной

ситуации? Ответ прост – увеличить родительскую отзывчивость.

Если главное внимание в семье уделяется материальному благополучию и

детей с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем

видя свою выгоду, духовный мир родителей и детей в такой семье будет беден.

Так как интересы детей не будут учтены кроме «выгодной» инициативности.

Дети в таких семьях зачастую рано взрослеют, но к сожалению, это нельзя

назвать социализацией в полном смысле этого слова. Родители хоть и

стараются вникать в интересы и заботы детей, но не принимают их, из-за

высоких помыслов, разбивающихся о низкую педагогическую культуру

осуществления. Итог - желая предостеречь детей от опасностей и пытаясь

уготовить им материальное благополучие, родители обрекают детей на

лишения и страдания.

Бывает, что дети растут скрытными и недружелюбными, не ладят со

сверстниками, не любят школу, плохо относятся к родителям. А это лишь

следствие проявления неуважения, недоверия, слежки и телесных наказаний

со стороны родителей. И родители в данном проявлении скорее правы, чем

наоборот. Ведь такого рода ситуации связаны с возрастными особенностями

детей, а также появления увлечений, вредящих учебе, в некоторых случаях с

аморальными поступками. Какой выход в данной ситуации? Важно, чтобы

родители стремились разобраться в мотивах поведения детей и проявляли

уважение к их аргументам. Суть конфликта ясна – дети убеждены в своей

правоте, а родители не хотят и не могут их понять.

Ну и, если уж затрагивать все типы общения детей и родителей, нельзя не

проговорить об антисоциальных семьях. Это, скорее всего, даже не семьи, а

временные пристанища для детей, где их не ждут, не любят и не принимают. К

сожалению, родители там ведут аморальный образ жизни и занимают

конфликтную позицию, не желая подавлять свои недостатки. Это проявляется в

нервозности, вспыльчивости и как следствие в острых конфликтах между

детьми и родителями. Из-за негативного влияния таких семей, дети обычно

берутся под опеку государства.

Именно стиль и тип воспитания, а также характер родителей к детям меняется

не только во времени, но и в пространстве и зависит не только от

социокультурных правил, но и от педагогической позиции родителя

относительно того, как должны строится детско-родительские отношения в

семье, а также на формирование каких качеств и черт у детей должны

направляться его воспитательные воздействия. И уже на основе этого

родитель определяет модель своего поведения с ребенком.

В своих исследованиях А. Я. Варга и В. В. Столин смогли выделить следующие

критерии родительских отношений :

Кооперация – когда родитель заинтересован в делах и планах ребенка и

старается во всем ему помочь. И конечно, высоко оценивает

интеллектуальные и творческие способности своего ребенка, испытывая

чувство гордости за него.

Симбиоз – когда родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он

кажется ему маленьким и беззащитным. Такой родитель никогда не

предоставляет ребенку самостоятельности.

Маленький неудачник – когда в родительском отношении есть стремление

инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную

несостоятельность. Ребенок в такой семье представляется

неприспособленным, неуспешным и открытым для дурных влияний. А

взрослый старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго

контролировать его действия.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что семья – ведущий фактор

развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба

человека. К сожалению, в семье ребенок бывает свидетелем и участником самых

разных жизненных ситуаций, при чем не всегда позитивного содержания и смысла.

Но несмотря на это, важно, чтобы при любом типе организации семейных

отношений, родители все же учитывали потребности развития ребенка. Только в

этом случае семье удастся воспитать полноценного члена общества.

Ссылки на источники: Аверин В. А. Психология раннего детства, 2000;

Выготский Л. С. Вопросы детской психологии, 1997; Колосов Н. А.

Взаимоотношения детей и родителей как психолого-педагогическая проблема,

1998; Яковлев Р. Л. Типы родительского отношения и их влияние на личность

ребенка, 1999.

Публикации по теме:

Фотоотчет о новогодней выставке детско-родительских поделокФотоотчет о новогодней выставке детско-родительских поделок Зима - удивительное время года, ей присуща белоснежная красота. Это магическая и сказочная пора, которая не имеет себе равных. Она пробуждает.

Фотоотчет о выставке детско-родительских работ «Краски осени»Фотоотчет о выставке детско-родительских работ «Краски осени» Цель выставки: Обогощение детско-родительских отношений,вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада,развитие.

Фотоотчёт о выставке детско-родительских работ, посвящённых Дню КосмонавтикиФотоотчёт о выставке детско-родительских работ, посвящённых Дню Космонавтики Космос хранит в себе множество тайн и загадок. Издавна люди во всём мире задавались вопросами: «Какая Земля?», «Где её край?». Мореплаватели.

Конкурс детско-родительских поделок «Я и моя семья» (фотоотчёт)Конкурс детско-родительских поделок «Я и моя семья» (фотоотчёт) В своём детском саду мы часто проводим разнообразные конкурсы для родителей, привлекаем родителей к деятельности, которую они могут сделать.

Консультация для родителей «Причины детско-родительских конфликтов» .

Отчет о выставке детско-родительских работ «Дары осени»Отчет о выставке детско-родительских работ «Дары осени» Осень- это прекрасная пора, которая дарит нам необыкновенную красоту. Она раскрывает перед нами свои тайны и секреты. В это время года можно.

Отчет о выставке детско-родительских работ «Осенняя фантазия»Отчет о выставке детско-родительских работ «Осенняя фантазия» Наступила осень - чудная пора, богатая своими яркими красками и урожаям фруктов, овощей, ягод и грибов. В детском саду состоялась ежегодная.

Фотоотчет «Выставка детско-родительских работ «Космические дали»Фотоотчет «Выставка детско-родительских работ «Космические дали» 12 апреля наша страна отмечала замечательный праздник - День космонавтики! Когда-то космос казался недосягаемым, и вот уже через какие-то.

Выставка детско-родительских работ «Осенние фантазии»Выставка детско-родительских работ «Осенние фантазии» ВЫСТАВКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ» Автор: Ланкина Светлана Петровна воспитатель ГБОУ «Школа №1356», дошкольный корпус.

Выставка детско-родительских работ «Светлая Пасха»Выставка детско-родительских работ «Светлая Пасха» Повсюду благовест гудит, Изо всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес… Христос Воскрес! Христос Воскрес! Среди всех христианских.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности эмоционального взаимодействия в детско-родительских отношениях
Опубликовано: 17 ноября 2023 в 23:46
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности эмоционального взаимодействия в детско-родительских отношениях» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Гаража (УИ 3130871) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД