Олеся Гаража
Особенности эмоционального взаимодействия в детско-родительских отношениях
▼ Скачать + Заказать документы
На детско-родительских отношениях сказывается позиция, которую занимают
взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье.
Именно под влиянием типа родительских отношений и формируется личность
ребенка.
Семья, детско-родительские отношения, стиль, родители, дети, система
воспитания.
Внимание многих психологов давно привлекает чрезвычайная значимость
отношений между детьми и родителями. Решающую роль для развития
ребенка, однозначно играют отношения с близким взрослым, то есть его
семьей.
Публикация «Особенности эмоционального взаимодействия в детско-родительских отношениях» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
В каждой семье складывается определенная, но не всегда осознанная ее
членами система воспитания.
Под этим понятием имеется ввиду более-менее целенаправленное применение
методов и приемов воспитания, учитывая, что можно и что нельзя допускать в
отношении ребенка.
Хочется выделить 5 наиболее общих тактик воспитания: диктат, опека,
«невмешательство», сотрудничество и паритет.
Диктат – систематическое подавление инициативы другого. Безусловная
авторитарность родителей, подавление, принуждение, а в случае
сопротивления ребенка эмоциональное или физическое насилие – все это
гарант неудачного формирования его личности.
Опека – отношения, когда родители своим трудом обеспечивают
удовлетворение всех потребностей ребенка, при этом ограждают его от каких-
либо забот, принимая их на себя. Таким образом родители блокируют процесс
подготовки детей к столкновению с реальностью.
Невмешательство – чаще всего, в основе этого типа взаимоотношений лежит
пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная
холодность, и безразличие, а также неумение и нежелание учиться быть
родителем. Этот сосуществование двух миров: «дети» и «взрослые».
Сотрудничество – семья, где родители общаются с детьми на равных, каждый
может обратиться к другому с вопросом или просьбой, и получить помощь.
Паритет – ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде
всех членов семьи.
В выполнении воспитательной функции по отношению к детям главную роль
играет супружеская пара – мать и отец. Очень важно, чтобы то, чему учат в
семье ребенка, подкреплялось конкретными примерами. В связи с этим,
стабильность семейной среды является важным фактором для эмоционального
равновесия и психического здоровья ребенка. Так, например, распад семьи,
вызванный разводом или раздельным проживанием родителей, всегда
приносит глубокое потрясение и оставляет у ребенка прочную обиду, которую
можно лишь смягчить.
По мнению Л. Д. Столяренко и С. И. Самыгина, «семейное воспитание» - это
система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной
семьи и силами родителей и родственников. И должно основываться на:
- гуманности и милосердии к растущему человеку;
-вовлечении детей в жизнедеятельность семьи, как ее равноправных
участников;
- открытых и доверительных отношениях с детьми;
- оказании посильной помощи своему ребенку;
- готовности отвечать на его вопросы.
Никто, кроме самых близких для ребенка в семье людей, не будет относиться к
нему лучше, не будет так любить его и заботиться о нем. И вместе с этим,
никакой другой социальный институт не сможет потенциально нанести столько
вреда в воспитании ребенка, сколько может сделать семья.
По результатам многочисленных психологических исследований были
получены результаты влияния факторов на восприятие и отношения к ним
ребенка, такие как:
Нереализованные потребности родителей. Когда для родителей воспитание
становится основной деятельностью или даже смыслом жизни, ребенок
становится единственным объектом удовлетворения этой потребности. С
возрастом дети естественно отдаляются от родителей. Родители же
воспринимают это как угрозу собственному благополучию. И вследствие
чего начинают препятствовать установлению тесных контактов вне семьи.
Похожая потребность, влияющая на отношение к ребенку – потребность
родителя в достижениях. Так папа или мама выбирают, к примеру, тип
школы или вид развивающего кружка (а то и нескольких, исходя не из
желания и способностей своего ребенка, а опираясь на самом деле на
желание достигнуть этого самому, но чего сделать не удалось.
Детский опыт родителей. Став взрослыми, люди очень часто, порой и
неосознанно, формируют отношения, которые сложились в семье родителей
и в детстве. Когда человек в детстве имел младшего брата или сестру,
«забравшего» (по его мнению) всю любовь и внимание родителей, то он
неосознанно будет тормозить взросление своего ребенка, игнорируя
растущую потребность в самостоятельности.
Отношения со вторым родителем ребенка. Встречаются случаи, когда что-то
в ребенке напоминает того, кого хотелось бы стереть из памяти, кто нанес
душевную рану, и естественно, в этом случае, родитель совершенно иначе
будет воспринимать те характеристики ребенка, которые он унаследовал от
второго биологического родителя.
Личностные особенности родителей. Один из наиболее сложных факторов
для выявления у многих родителей. Однако с помощью специалиста вполне
вероятно осознать наличие у себя тех или иных черт, а также их влияние на
восприятие ребенка. Так как, например, негибкость поведения и мышления
родителя, привычка действовать в различных ситуациях по одной схеме и
может, в итоге, приводить к конфликтам в детско-родительских отношениях.
Обстоятельства рождения ребенка. Нередко, долгое лечение от бесплодия,
тяжелые роды и их последствия, перенесение ребенком в раннем возрасте
серьезного заболевания, а также напротив, несоответствие пола
ожидаемого или желаемого, нежеланное появление ребенка, осложнения в
личной жизни после рождения малыша и т. д., могут привести к
эмоциональному отвержению ребенка.
Безусловно, перечисленные аспекты не исчерпывают все разнообразие
факторов, которые влияют на отношение родителей к ребенку. Но, тем не
менее, их достаточно для того, чтобы понять, как сложны детско-родительские
отношения и из каких разнообразных компонентов они складываются.
Ниже хочу поделиться таблицей принципов отношений между взрослыми и
детьми:
№ Принцип Характеристика
1 Принятия Человека нельзя переиначить мгновенно, объявив порочным тот образ жизни, который он ведет. Особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть.
2 Единства Единый мир людей образуют мир детства и мир взрослых.
3 Равенства Мир взрослых и мир детей совершенно равноправные части мира человека.
4 Диалогичности Диалог двух миров (взрослых и детей) составляет учебно-воспитательный процесс, в котором обучение - это движения мира взрослости в мир детства, а воспитание - движение мира детства в мир взрослых.
5 Свободы Взрослые просто обязаны сохранять жизнь и здоровье детей, а также предоставлять миру детства полную свободу в выборе собственного пути.
6 Сосуществования Исходя из идеи невмешательства и не навязывания друг другу своих ценностей, мир детства и мир взрослых должны поддерживать обоюдный суверенитет.
7 Соразвития Процесс развития мира детей параллельно развитию мира взрослых.
Несогласованные методы воспитания у матерей и отцов приводят к тому, что у
детей не возникает желания усваивать социально-приемлемые формы
поведения, не формируется чувство ответственности и самоконтроля. Всеми
силами они избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного – из страха,
что при столкновении с чем-то новым, они не могут выбрать правильную форму
поведения. Из-за невыработанного чувства независимости и ответственности,
такие дети импульсивны, а в сложных ситуациях даже агрессивны. Они
отличаются постоянным недовольством, незрелостью суждений, низким
уровнем самоконтроля и заниженной самооценкой. Им сложно справиться со
своей заносчивостью и импульсивностью, поэтому друзей у них мало или
вообще нет.
Помимо этого, хочется выделить также следующие отклонения в стиле
родительского воспитания:
- предпочтение детских качеств
- предпочтение женских качеств
- предпочтение мужских качеств
- страх утраты ребенка
- проекция собственных нежелательных качеств
- неразвитость родительских чувств
- внесение конфликта между супругами в сферу воспитания
Счастливая и успешная совместная жизнь супругов, требует постоянной оценки
собственных поступков, с точки зрения того, как их оценивают другие.
Семья – это феномен, который неизменно связан с человеческими эмоциями,
переживаниями, отношениями и убеждениями. Одним из путей логического
осмысления феномена семьи является поиск его структуры, неких постоянных
составляющих, которые претерпевают изменения на протяжении исторического
времени и жизненного цикла одной семьи. Структурными осями в феномене
семьи, согласно С. И. Голоду, являются супружеские и детско-родительские
отношения.
Семьи, уважающие детей, наиболее благополучные для воспитания. Дети в
такой семье растут послушными, вежливыми и дружелюбными. И дети, и
родители испытывают устойчивую потребность во взаимном общении.
Отношения в такой семье характеризуются общей нравственной атмосферой,
основанной на взаимном доверии, равенстве во взаимоотношениях,
порядочности и откровении.
Когда отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует
определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не
нарушать, дабы не нарушить глубинные связи. Дети знают свое место в семье,
растут послушными, но недостаточно инициативными. Родители не успевают за
динамикой развития детей и намечается «трещинка». Чем помочь в данной
ситуации? Ответ прост – увеличить родительскую отзывчивость.
Если главное внимание в семье уделяется материальному благополучию и
детей с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем
видя свою выгоду, духовный мир родителей и детей в такой семье будет беден.
Так как интересы детей не будут учтены кроме «выгодной» инициативности.
Дети в таких семьях зачастую рано взрослеют, но к сожалению, это нельзя
назвать социализацией в полном смысле этого слова. Родители хоть и
стараются вникать в интересы и заботы детей, но не принимают их, из-за
высоких помыслов, разбивающихся о низкую педагогическую культуру
осуществления. Итог - желая предостеречь детей от опасностей и пытаясь
уготовить им материальное благополучие, родители обрекают детей на
лишения и страдания.
Бывает, что дети растут скрытными и недружелюбными, не ладят со
сверстниками, не любят школу, плохо относятся к родителям. А это лишь
следствие проявления неуважения, недоверия, слежки и телесных наказаний
со стороны родителей. И родители в данном проявлении скорее правы, чем
наоборот. Ведь такого рода ситуации связаны с возрастными особенностями
детей, а также появления увлечений, вредящих учебе, в некоторых случаях с
аморальными поступками. Какой выход в данной ситуации? Важно, чтобы
родители стремились разобраться в мотивах поведения детей и проявляли
уважение к их аргументам. Суть конфликта ясна – дети убеждены в своей
правоте, а родители не хотят и не могут их понять.
Ну и, если уж затрагивать все типы общения детей и родителей, нельзя не
проговорить об антисоциальных семьях. Это, скорее всего, даже не семьи, а
временные пристанища для детей, где их не ждут, не любят и не принимают. К
сожалению, родители там ведут аморальный образ жизни и занимают
конфликтную позицию, не желая подавлять свои недостатки. Это проявляется в
нервозности, вспыльчивости и как следствие в острых конфликтах между
детьми и родителями. Из-за негативного влияния таких семей, дети обычно
берутся под опеку государства.
Именно стиль и тип воспитания, а также характер родителей к детям меняется
не только во времени, но и в пространстве и зависит не только от
социокультурных правил, но и от педагогической позиции родителя
относительно того, как должны строится детско-родительские отношения в
семье, а также на формирование каких качеств и черт у детей должны
направляться его воспитательные воздействия. И уже на основе этого
родитель определяет модель своего поведения с ребенком.
В своих исследованиях А. Я. Варга и В. В. Столин смогли выделить следующие
критерии родительских отношений :
Кооперация – когда родитель заинтересован в делах и планах ребенка и
старается во всем ему помочь. И конечно, высоко оценивает
интеллектуальные и творческие способности своего ребенка, испытывая
чувство гордости за него.
Симбиоз – когда родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он
кажется ему маленьким и беззащитным. Такой родитель никогда не
предоставляет ребенку самостоятельности.
Маленький неудачник – когда в родительском отношении есть стремление
инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную
несостоятельность. Ребенок в такой семье представляется
неприспособленным, неуспешным и открытым для дурных влияний. А
взрослый старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго
контролировать его действия.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что семья – ведущий фактор
развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба
человека. К сожалению, в семье ребенок бывает свидетелем и участником самых
разных жизненных ситуаций, при чем не всегда позитивного содержания и смысла.
Но несмотря на это, важно, чтобы при любом типе организации семейных
отношений, родители все же учитывали потребности развития ребенка. Только в
этом случае семье удастся воспитать полноценного члена общества.
Ссылки на источники: Аверин В. А. Психология раннего детства, 2000;
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии, 1997; Колосов Н. А.
Взаимоотношения детей и родителей как психолого-педагогическая проблема,
1998; Яковлев Р. Л. Типы родительского отношения и их влияние на личность
ребенка, 1999.