Алевтина Лузгинова
Особенности эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональный опыт приобретается ребенком в процессе взаимодействия с людьми начиная с самого раннего возраста. Соответствующие формы поведения взрослых и благоприятная окружающая атмосфера создают условия для формирования эмоциональной сферы ребенка. Первые десять лет жизни ребенка особенно благоприятны для развития его эмоциональной сферы. Из-за сложности самой природы эмоций направленное воздействие на эмоциональную сферу сопряжено с большими трудностями, причем эффект эмоционального научения оказывается значительно менее стойким, чем приобретенные моторные и сенсорные 18 навыки. На ступени раннего развития эмоциональные переживания ребенка кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно; происходит социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности и ребенок осваивает способы их выражения; происходит включение слова в эмоциональные процессы, тем самым создаются предпосылки для их регуляции. Начиная с 4- летнего возраста у детей появляется способность различать истинные и внешне проявляемые эмоции. Эта способность отчетливо формируется у ребенка к 6 годам, однако лучше он распознает отрицательные эмоции. До 5 лет, из основных фундаментальных эмоций, детям наиболее понятны и доступны следующие радость, удивление, печаль (страдание, гнев. Эмоции страха и интереса крайне трудно смоделировать для малышей, поэтому работу с ними целесообразно проводить, начиная с 5-ти лет. Также следует поступить и в отношении эмоции пренебрежения (презрения) - младшим детям она попросту не понятна, в связи с недостатком у них социального опыта. В этот же период у ребенка развивается способность осознавать правомочность амбивалентных, противоречивых эмоций, переживаемых одновременно. В эмоциональной сфере ребенка происходит сдвиг основных причин, вызывающих эмоции из области внеперсональных в область межперсональных отношений, и эмоции начинают обусловливаться не только внешними, но и субъективными факторами. Успешное развитие малыша немыслимо, если у него не создано бодрое, жизнерадостное настроение. Ласка и внимание - вот главные источники, питающие, поддерживающие детскую радость. Заботливое отношение к ребенку в процессе его общения со взрослыми помогает развитию у него оптимизма, уверенности в своих силах, активности, а также способствует формированию у малыша здоровой эмоциональности. М. И. Лисина утверждает, что общение с окружающими развивает, формирует эмоциональную сферу дошкольника. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает в условиях общения ребенка с другими людьми. В старшем дошкольном возрасте происходит расширение диапазона распознаваемых эмоций, возникают новые эмоции- социальные, познавательные. Эмоциональное развитие старшего дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. У ребенка формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. В старшем дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, открыть их для себя, вчувствоваться в них. Между нормальными, социально приемлемыми выражениями, и явно болезненными чертами, вроде безмерной активности и чрезмерного увеличения аффектов, гнева, страха, располагается неизмеримое количество переходных степеней от "здоровых" к "больным" эмоциям. Вследствие этого нет возможности провести четкую грань между нормой и патологией в эмоциональной сфере. К концу дошкольного возраста ребенок начинает осознавать и квалифицировать свои эмоции и переживания. К данной способности ребенок приходит через понимание эмоционального состояния других (эмпатии). Эмоциональная сфера к концу дошкольного возраста претерпевает ряд изменений: происходит обобщение переживаний, у ребенка появляются устойчивые чувства, как результат обобщения эмоционального опыта, происходит дифференциация внутреннего и внешнего, привнесение в поступки интеллектуального момента, который вклинивается между 20 переживанием и непосредственным поступком. Некоторые дети дошкольного возраста в ситуации морального выбора показывают очень высокую степень нравственной зрелости и эмоциональной отзывчивости. В то же время будет справедливо отметить, что наличие способности сопереживать другому или ее отсутствие, являются устойчивыми примерно у половины детей дошкольного возраста. Остальные дети, по данным А. Д. Кошелевой, составляют очень сложную подгруппу с нестабильными проявлениями эмоциональной отзывчивости. Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте увеличивает возможности ребенка в социальном взаимодействии с взрослыми, сверстниками. От дифференциации и нахождения тождественных эмоций по отдельным, бросающимся в глаза, признакам в раннем возрасте дошкольник переходит к целостному восприятию мимики взрослых, затем к соотношению всех признаков лица. На последних стадиях формирования перцептивного процесса достигается высшая интериоризация перцептивного процесса, формируется внутренняя модель - константный и ортоскопический перцептивный образ. Развитию эмоциональной сферы дошкольника способствуют все психические процессы. Так, восприятие ребенка проходит ряд этапов в ходе развития от реакций на один признак к восприятию объекта как целое и затем к анализу частей и связей. Теперь один беглый взгляд на предмет, выделяющий какой-либо характерных его признак, может привести к мгновенному усмотрению свойств воспринимаемого объекта. Восприятие ребенка становится свернутым, симультанным. Таким образом, дошкольник активно усваивает сенсорные эталоны предметного мира, характеристики невербального поведения, в том числе лицевые выражения эмоциональных состояний. Л. С. Выготский отмечает, что ребенок начинает воспринимать мир не только через свои глаза, но и через речь. В первом полугодии младенческого возраста ребенок еще только воспринимает интонацию материнских слов, к 21 концу первого года жизни он уже способен понимать некоторые слова, относить их к конкретным предметам, начинает формироваться пассивная речь. В процессе речевого развития ребенок усваивает, сперва, внешнюю связь между словом и предметом, между словом и эмоцией, расширяется словарь ребенка. Затем ему становятся доступны внутренние отношения между знаком и значением, ребенок становится способным к обобщению, усвоению понятийного значения слов, что способствует в дошкольном возрасте становлению категоризации эмоциональных состояний. Включенным в процесс опознания помимо указанных психических процессов является мышление. Развитие наглядно-образного мышления позволяет ребенку старшего дошкольного возраста представить свое эмоциональное состояние, ситуации, связанные с эмоцией радости, грусти, злости. К 7 годам, как указывает Ж. Пиаже, ребенок становится способным воспринимать точку зрения другого человека. Эгоцентризм детского мышления уступает место децентрации. Данный феномен является важной предпосылкой к пониманию ребенком причин, вызывающих определенные эмоции у людей. Итак, мышление ребенка позволяет ему представлять возможные действия и их результаты в решении практических задач, дает возможность обобщать полученный опыт. Учеными доказано, что дети способны не только выражать эмоции, но и распознавать их. Так, исследования К. Бюллера и Хетц (1928, Г. Гейтес (1923, Шпитц и Вольф (1946) доказывают, что только после 8 месяцев ребенок начинает дифференцировать мимическое многообразие. Ф. Леард и Э. Банлаки (1960) выявили зависимость распознавания эмоций от возраста. Ученые отметили, что с возрастом у детей наблюдается прогресс в распознавании эмоций и выяснили, что дети начинают распознавать и категоризировать эмоции с 10-20 месяцев. К трем годам эта способность развивается и совершенствуется. О. В. Гордеева отмечает, что дети лучше распознают те эмоции, термины, которых чаще всего употребляются в устной речи. Формирование языка эмоций как совокупности вербальных обозначений эмоциональных состояний, которые служат средством их осознания относится к новообразованиям дошкольного возраста. В. А. Лабунская для обозначения описания признаков экспрессии различных эмоциональных состояний (преимущественно лица) вводит понятие «вербальный эталон экспрессии». Автор отмечает, что детям старшего дошкольного возраста доступны такие вербальные эталоны экспрессии как сочувствие, сопереживание по отношению к изображенным людям. А. М. Щетинина констатирует «стойкие возрастные различия в способах восприятия детьми экспрессии», а также динамику выраженности эмоциональной окрашенности (эмоциональности) восприятия