Татьяна Евгеньевна Серковская
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся согласно ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы : педагоги -психологи Серковская Татьяна Евгеньевна, Ермолаева Кристина Петровна
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»:
детский сад, семья, общественность».
В. А. Сухомлинский
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и, в дальнейшем, его успешное обучение в школе. Безусловно, эффективность преодоления речевых нарушений дошкольников зависит от комплексного подхода к решению общих задач и создания единого педагогического пространства всеми специалистами ДОО и семьи.
Одним из пунктов содержательного раздела ФАОП ДО является «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с ТНР»
Является очевидным, что качество работы по речевому развитию детей, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Прежде всего, стоит отметить необходимость поиска новых форм работы с родителями, так как традиционные формы взаимодействия с родителями не дают ожидаемого результата.
Одной из форм работы с родителями, направленной на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, являются родительские собрания на тему- какую роль занимают родители в процессе развития речи, какие проблемы интересуют их, пути решения этих проблем.
Одной из проблем является отсутствие опыта и незнание элементарных упражнений на развитие речевого аппарата. Мы разработали практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определенных звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала. С этой целью наши специалисты организовывают для родителей мастер-классы.
В приемных наших групп оформлены уголки для специалистов. Родители получают рекомендации: книги, которые следует читать детям разного дошкольного возраста; стихи, пословицы, считалки, скороговорки для заучивания с детьми дома. Также в уголке мы размещаем информацию по познавательно – речевому развитию детей в рамках непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах в течение недели.
Следующая форма работы с родителями – дни открытых дверей. В эти дни родители получают возможность увидеть непосредственно-образовательную деятельность воспитателя с детьми, в процессе которой мы показываем, чем и как следует заниматься с ребенком, как использовать практический материал дома во время игр.
В своей работе мы проводим и совместные досуги. Эта форма работы помогает установить теплые неформальные отношения между воспитателями и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствует повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей. К совместным досугам относят: утренники, праздникам, спортивные мероприятия и другие.
Очередной формой взаимодействия стали и индивидуальные встречи с родителями (их мы выстраиваем в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течение всего года); тематические консультации по разным направлениям познавательно-речевого развития ребенка.
Анкетирование родителей тоже как одна из форм работы с родителями, которая позволяет обеспечить обратной связи с семьей.
Не секрет, что современные родители и дети большую часть своего времени проводят на просторах Интернета. Виртуальные формы работы являются экономией времени как родителей воспитанников, так и педагогов. Отсутствие свободного времени для многих родителей является препятствием для сотрудничества с детским садом, поэтому мы используем ресурсы сети интернет (социальная сеть Вконтакте). Основная задача ДОУ по речевому развитию дошкольников – это объяснить родителям, какую роль они выполняют в процессе развития речи ребёнка. Мы составили рекомендации родителям, как правильно организовать деятельность по познавательно – речевому развитию ребенка в семье, которые размещаем на страницах социальных сетей и сайте нашей организации.
Эффективной формой взаимодействия «педагог-родитель-ребенок» стала проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Участвуя в разработке и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса и начинают осознавать свою роль в нем. Темы и содержание проектов определяются совместно с педагогами и родителями на основе определения актуальных задач развития детей конкретной группы, детских интересов.
Хотелось отметить, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка.
В заключение хотим показать результат совместной работы «педагог-родитель-ребенок», с которым все они вместе приняли участие в конкурсе и заняли призовое место. (видео)