Татьяна Кайсаканова
Особенности воспитания патриотизма детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности воспитания патриотизма детей дошкольного возраста
Кайсаканова Т. А. ,
воспитатель МБДОУ детского сада общеразвивающего вида № 42 «Малинка»
Современная концепция образования в России ставит перед педагогами такие задачи воспитания детей дошкольного возраста, которые способны сохранить преемственность поколений и сформировать качества личности, как патриотизм, толерантность, чувство сопричастности к семье, к природе, гражданской позиции. Я считаю, что наиболее благоприятный период для воспитания патриотических чувств, ценностей и норм общества у детей, это дошкольный возраст. В этом возрасте приоритетной деятельностью является детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение, творческо-продуктивная деятельность. [3, c.127]
Публикация «Особенности воспитания патриотизма детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Наше учреждение работает по ООП ДО составленной на основе примерной программы «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, в которой предусмотрено воспитание патриота-гражданина, которое включено в социально-нравственное развитие. Реализовать работу по формированию и воспитанию патриотических качеств можно через решение следующих задач:
1) воспитывать у детей :
- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
- уважительное отношение к наследиям других народов;
- патриотизм, уважение к культурному прошлому России;
- гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
2) формировать у детей :
- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- представление о России как о родной стране;
- стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры. [3, c.140] Для того, чтобы работа была проведена успешно, был составлен перспективный план работы по патриотическому воспитанию. Свою работу по формированию патриотических качеств начала с темы «Мой дом, моя семья», где дети рассказывали о членах своих семей, составляли с родителями мини-сочинения на тему «Моя семья» и приносили в детский сад свои семейные альбомы. На занятиях по формированию целостной картины мира проводила беседы «Мама – самое прекрасное слово на земле», «Мамин день». Вместе с ребятами подбирали стихи и песни о маме и исполняли их. Дети с интересом рассказывали о своих мамах, об их профессиях, рисовали портреты своих мам и изготавливали для них подарки. Формулируя тему «Я живу в Старом Осколе», ставила перед собой задачу воспитать у детей гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше. На занятиях был проведен цикл бесед «Мой родной город». Дети придумывали рассказы на тему «Из окна, из окна наша улица видна». На занятиях по рисованию, лепке, конструированию, аппликации, дети старались передать красоту нашего города. Результатом целенаправленной работы у детей были сформированы навыки поведения на улицах города, чувство гордости за свой город и уважения к людям труда. Как известно, в дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность, а особый характер носит игра, которую дети создают сами – сюжетно-ролевая - воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых развлечения и т. д.). В таких играх правила основываются на жизненном опыте детей (шофер водит машину, пилот - самолет). Эффективность патриотического воспитания зависит от правильно разработанных сюжетов таких игр. Вот примерный перечень игр проводимых в нашей группе: «Дом», «Семья», «Путешествие по России», «Олимпиада», «Морские пехотинцы», «Космические полеты», «Спецназ», «Пограничники», где главными целями было воспитывать желание узнать много интересного о своей стране; формировать умение распределяться на подгруппы и объединяться в единый коллектив; отображать события общественной жизни, интересующие детей. Дошкольники очень любят участвовать в игровой деятельности. Но, чтобы игра давала результаты, мы - взрослые: и родители, и воспитатели, должны играть вместе с детьми, тем самым воспитывая в них самостоятельность и инициативу, учить находить правильные решения сюжета игры. [2, c.54]
Таким образом, с помощью игровой деятельности мы закладываем основы воспитания и хотели бы надеяться, что посредством игры воспитываем настоящих патриотов. Работая над темой «Наша Родина - Россия», проводила беседы «Я живу в России», «Русский фольклор», «Народные приметы». Познакомила детей с русским народным костюмом. В самостоятельной деятельности дети с удовольствием слушали песни о Родине и родном крае. Когда на занятиях мы говорим о родном крае, нельзя не сказать о его защитниках. Проводила с детьми беседы «Кто за Родину горой - тот герой», «Наша армия сильна», «Праздник нашей победы», «Дети войны», «Как хорошо, когда мир на земле»; создавала мультимедийные презентации «Боевая техника», «Армия и флот», «На аэродроме». С родителями провела анкетирование по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников : быть или не быть?», результатом которого стало ясно, что все родители считают важным наличие патриотических знаний у детей. Таким образом, необходимо уделять внимание воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Если дети в результате педагогической работы располагают знаниями о Родине, о государстве, если проявляют интерес к получаемым знаниям, то можно говорить о том, что задачи, поставленные программой, выполняются в пределах, доступных дошкольному возрасту.
Литература
1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е. Ю. Александрова // – В. : Учитель, 2007.
2. Литвинова, М. Ф. Русские народные подвижные игры / М. Ф. Литвинова. – М., 1986. – 126с.
3. Новицкая, М. Ю. Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. – М., 2003. – 200с.