Получи документы

Особенности воспитания детей с нарушениями в развитии

Мария Зайцева
Особенности воспитания детей с нарушениями в развитии
▼ Скачать + Заказать документы

Зайцева Мария Олеговна

Особенности воспитания детей с нарушениями

Проблема изучения человеческого интеллекта из-за своей важности постоянно находится в цен- тре внимания психологов, педагогов, физиологов и т. д. Особое место этот вопрос занимает в коррек- ционной педагогике, где говорится о работе с детьми, первичный дефект которых непосредственно за- трагивает интеллектуальную сферу, и его решение имеет, таким образом, не только развивающее, но и коррекционное значение. Актуальность данной темы заключается в том, что разработка методов более полноценного воспитания детей с нарушенным интеллекта возможно лишь в том случае, если подроб- но изучить основные особенности воспитательного процесса детей данной категории. Важно найти эти специфические пути педагогического воздействия, с помощью которых можно помочь ребенку макси- мально полноценно развить столь значимые для жизни и в то же время наиболее трудные для него, в плане овладения, интеллектуальные способности.

Темочки:

Т. Г. Наретина, в своём учебном пособии «Специальная педагогика и коррекционная психология» выделила основные коррекционные задачи воспитания и обучения детей с интеллектуальной недоста- точностью:

Развивать познавательную деятельность детей.

Развивать общие интеллектуальные навыки: анализ, сравнение, синтез, конкретизация, обобщение, классификация, группировка, абстрагирование и т. п.

• Формировать умения ориентироваться в задании, воспитывать навыки самоконтроля, само- оценки.

Развивать устную монологическую речь ребёнка и формировать представления и знания де- тей об мире, который их окружает.

• Производить логопедическую коррекцию речевых расстройств.

• Осуществлять поведенческую психокоррекцию ребёнка.

• Формировать навыки общения, правильного поведения[1].

• Так же, в учебном пособии В. В. Воронковой «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе» были выделены основные направления воспитательной работы с детьми с нарушениями ин- теллекта. Воронкова считала необходимым формирование у детей гражданских и нравственных ка- честв, правильной дисциплины, защищённости социальных прав; предоставление условий для укреп- ления здоровья и нормального физического развития; создание у воспитанников эстетических вкусов, чувства красоты и прекрасного; развитие творческих способностей, умений общаться и быть важным как индивидуальность; развитие кругозора и интеллектуальных способностей. Педагог отметила, что все поставленные воспитательные задачи в специальной (коррекционной) школе решают исключи- тельно с учётом всех возможностей каждой отдельной группы детей, а также с учётом возрастных и психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью[2].

• Обращаясь к пособию для учителей и воспитателей В. Ф. Мачихиной «Воспитательная работа во вспомогательной школе» подробно изучили особенности самого процесса воспитания детей с интел- лектуальной недостаточностью. Педагог-психолог отметила, что эти особенности обусловлены, прежде всего, психофизическими особенностями детей с нарушениями интеллекта, а именно:

Нарушениями познавательной сферы, которая усложняет самостоятельную коммуникацию ребёнка во всех его направлениях.

• Снижением способности к обобщениям, что приводит к несогласованности слова и конкрет- ной деятельности.

Нарушениями эмоционально-волевой сферы, из-за чего происходит отсутствие самостоя- тельности, желание становиться лучше.

• Учащиеся с интеллектуальными нарушениями имеют потребность в самооценке, они не мо- гут по достоинству оценить своё поведение и деятельность.

• Необходимо учитывать, что дети, обучающиеся в коррекционной школе всегда наиболее яр- ко и радостно реагируют на заслуженную похвалу и поощрение.

• Так же важно учитывать возрастные особенности детей с нарушениями интеллекта, знать структуру дефекта, различать проявления, связанные с первичным нарушением и вторичными откло- нениями.

• Необходимым и важным является осуществление индивидуального и разнообразного под- ходя к обучающимся в процессе воспитания[2].

Таким образом, перейдём к описанию характеристик процесса воспитания детей с интеллекту- альными нарушениями. Кандидат педагогических наук А. М. Щербакова в учебном пособии «Воспита- ние ребёнка с нарушениями развития» описала процесс воспитания особенных детей и отметила его особенности. Первое, что она отметила – это процесс, в котором обязательно должны взаимодейство- вать воспитатель и воспитанники для достижения поставленных целей и задач. Также Щербакова ска- зала о многофакторном характере процесса воспитания, который обуславливается тем, что он всегда подвижен, динамичен и изменчив. Третьей особенностью педагог считает комплексность процесса, в котором должно быть единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания. Также Щерба- кова отмечает обязательное наличие двухстороннего характера процесса воспитания : наличие прямой связи – от воспитателя к воспитаннику и обратной связи – от воспитанника к воспитателю; в специаль- ной школе ещё выделяется комбинированная связь – от родителей, учителей, психолога к воспитателю и от воспитателя к воспитаннику. По мнению А. М. Щербаковой важно помнить, что чем больше инфор- мации у воспитателя, чем она интереснее и объективнее, тем крепче будут связи между воспитателем и воспитанниками, соответственно сам процесс воспитания будет прочнее и более усваиваемый[3].

Специальная (коррекционная) школа подготавливает воспитанников к самостоятельной жизни, а также комфортному существованию в социальном окружении. Следовательно, процесс воспитания должен удовлетворять запросам воспитуемого, помочь ему разобраться в ситуациях, которые возни- кают в процессе воспитания, утвердиться как личность и быть востребованным.

Вывод. Таким образом, рассматривая основные особенности воспитания детей с нарушенным интеллектом, необходимо помнить основную цель воспитания особенных детей, которая заключается в подготовке к жизни человека, физически и нравственно способного самостоятельно жить в современ- ном мире. Опираясь на эту цель необходимо делать упор именно на такие методы воспитания, кото- рые помогут ребёнку с нарушенным интеллектом более комфортно существовать в социуме и по мак- симуму владеть элементарными навыками самообслуживания.

Список литературы

1. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология : учебно-методическое пособие / Т. Г. Неретина. — 4-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2019. – 376с.

2. Мачихина, В. Ф. Воспитательная работа во вспомогательной школе : пособие для учителей и воспитателей / под ред. В. П. Мачихиной. М. 1980. – 63с.

3. Щербакова, А. М. Воспитание ребенка с нарушениями развития : учебное пособие / А. М. Щербакова - М. : Изд-во НЦ ЭНАС. – 2004. – 40 с.

Публикации по теме:

Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС до .

Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация "Особенности воспитания детей в дошкольный период". Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Игры для детей с нарушениями в развитии Игры- наиболее доступный и эффективный метод, дающий возможность воздействовать на ребенка при его непосредственной активной помощи. Игра.

Индивидуальная образовательная программа как основа работы с детьми со сложными нарушениями в развитии ФГОС ДО предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Так, учитываются потребности.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиПрименение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениями Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиСегодня мы встречаем.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии Некоторые дети в силу определенных обстоятельств развиваются иначе или же не так быстро, как остальные. Чтобы помочь таким детям и семьям,.

Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитииРазвивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии ЦНС и заболеваниями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности воспитания детей с нарушениями в развитии
Опубликовано: 11 января 2023 в 10:25
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности воспитания детей с нарушениями в развитии» (включая файлы) размещена пользователем Мария Зайцева (УИ 435683) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД