Мария Зайцева
Особенности воспитания детей с нарушениями в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Зайцева Мария Олеговна
Особенности воспитания детей с нарушениями
Проблема изучения человеческого интеллекта из-за своей важности постоянно находится в цен- тре внимания психологов, педагогов, физиологов и т. д. Особое место этот вопрос занимает в коррек- ционной педагогике, где говорится о работе с детьми, первичный дефект которых непосредственно за- трагивает интеллектуальную сферу, и его решение имеет, таким образом, не только развивающее, но и коррекционное значение. Актуальность данной темы заключается в том, что разработка методов более полноценного воспитания детей с нарушенным интеллекта возможно лишь в том случае, если подроб- но изучить основные особенности воспитательного процесса детей данной категории. Важно найти эти специфические пути педагогического воздействия, с помощью которых можно помочь ребенку макси- мально полноценно развить столь значимые для жизни и в то же время наиболее трудные для него, в плане овладения, интеллектуальные способности.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2023
Т. Г. Наретина, в своём учебном пособии «Специальная педагогика и коррекционная психология» выделила основные коррекционные задачи воспитания и обучения детей с интеллектуальной недоста- точностью:
• Развивать познавательную деятельность детей.
• Развивать общие интеллектуальные навыки: анализ, сравнение, синтез, конкретизация, обобщение, классификация, группировка, абстрагирование и т. п.
• Формировать умения ориентироваться в задании, воспитывать навыки самоконтроля, само- оценки.
• Развивать устную монологическую речь ребёнка и формировать представления и знания де- тей об мире, который их окружает.
• Производить логопедическую коррекцию речевых расстройств.
• Осуществлять поведенческую психокоррекцию ребёнка.
• Формировать навыки общения, правильного поведения[1].
• Так же, в учебном пособии В. В. Воронковой «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе» были выделены основные направления воспитательной работы с детьми с нарушениями ин- теллекта. Воронкова считала необходимым формирование у детей гражданских и нравственных ка- честв, правильной дисциплины, защищённости социальных прав; предоставление условий для укреп- ления здоровья и нормального физического развития; создание у воспитанников эстетических вкусов, чувства красоты и прекрасного; развитие творческих способностей, умений общаться и быть важным как индивидуальность; развитие кругозора и интеллектуальных способностей. Педагог отметила, что все поставленные воспитательные задачи в специальной (коррекционной) школе решают исключи- тельно с учётом всех возможностей каждой отдельной группы детей, а также с учётом возрастных и психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью[2].
• Обращаясь к пособию для учителей и воспитателей В. Ф. Мачихиной «Воспитательная работа во вспомогательной школе» подробно изучили особенности самого процесса воспитания детей с интел- лектуальной недостаточностью. Педагог-психолог отметила, что эти особенности обусловлены, прежде всего, психофизическими особенностями детей с нарушениями интеллекта, а именно:
• Нарушениями познавательной сферы, которая усложняет самостоятельную коммуникацию ребёнка во всех его направлениях.
• Снижением способности к обобщениям, что приводит к несогласованности слова и конкрет- ной деятельности.
• Нарушениями эмоционально-волевой сферы, из-за чего происходит отсутствие самостоя- тельности, желание становиться лучше.
• Учащиеся с интеллектуальными нарушениями имеют потребность в самооценке, они не мо- гут по достоинству оценить своё поведение и деятельность.
• Необходимо учитывать, что дети, обучающиеся в коррекционной школе всегда наиболее яр- ко и радостно реагируют на заслуженную похвалу и поощрение.
• Так же важно учитывать возрастные особенности детей с нарушениями интеллекта, знать структуру дефекта, различать проявления, связанные с первичным нарушением и вторичными откло- нениями.
• Необходимым и важным является осуществление индивидуального и разнообразного под- ходя к обучающимся в процессе воспитания[2].
Таким образом, перейдём к описанию характеристик процесса воспитания детей с интеллекту- альными нарушениями. Кандидат педагогических наук А. М. Щербакова в учебном пособии «Воспита- ние ребёнка с нарушениями развития» описала процесс воспитания особенных детей и отметила его особенности. Первое, что она отметила – это процесс, в котором обязательно должны взаимодейство- вать воспитатель и воспитанники для достижения поставленных целей и задач. Также Щербакова ска- зала о многофакторном характере процесса воспитания, который обуславливается тем, что он всегда подвижен, динамичен и изменчив. Третьей особенностью педагог считает комплексность процесса, в котором должно быть единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания. Также Щерба- кова отмечает обязательное наличие двухстороннего характера процесса воспитания : наличие прямой связи – от воспитателя к воспитаннику и обратной связи – от воспитанника к воспитателю; в специаль- ной школе ещё выделяется комбинированная связь – от родителей, учителей, психолога к воспитателю и от воспитателя к воспитаннику. По мнению А. М. Щербаковой важно помнить, что чем больше инфор- мации у воспитателя, чем она интереснее и объективнее, тем крепче будут связи между воспитателем и воспитанниками, соответственно сам процесс воспитания будет прочнее и более усваиваемый[3].
Специальная (коррекционная) школа подготавливает воспитанников к самостоятельной жизни, а также комфортному существованию в социальном окружении. Следовательно, процесс воспитания должен удовлетворять запросам воспитуемого, помочь ему разобраться в ситуациях, которые возни- кают в процессе воспитания, утвердиться как личность и быть востребованным.
Вывод. Таким образом, рассматривая основные особенности воспитания детей с нарушенным интеллектом, необходимо помнить основную цель воспитания особенных детей, которая заключается в подготовке к жизни человека, физически и нравственно способного самостоятельно жить в современ- ном мире. Опираясь на эту цель необходимо делать упор именно на такие методы воспитания, кото- рые помогут ребёнку с нарушенным интеллектом более комфортно существовать в социуме и по мак- симуму владеть элементарными навыками самообслуживания.
Список литературы
1. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология : учебно-методическое пособие / Т. Г. Неретина. — 4-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2019. – 376с.
2. Мачихина, В. Ф. Воспитательная работа во вспомогательной школе : пособие для учителей и воспитателей / под ред. В. П. Мачихиной. М. 1980. – 63с.
3. Щербакова, А. М. Воспитание ребенка с нарушениями развития : учебное пособие / А. М. Щербакова - М. : Изд-во НЦ ЭНАС. – 2004. – 40 с.