Приложение МААМ

Особенности викторин

ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВА
Особенности викторин
▼ Скачать + Заказать документы

Викторина – это игра в ответы на определенную тему, но чтобы она была для детей именно игрой, а не превращалась в обыкновенную беседу, она должна соответствовать особенностям игры, то есть содержать в себе все элементы игры – игровую задачу, игровые действия, игровые правила, а также содержать в себе элементы занимательности, быть интересной детям, проходить в хорошем темпе. Интерес детей к выполнению заданий и переживание интеллектуальных эмоций обеспечиваются неожиданными игровыми ситуациями и приёмами. Также необходимость принимать решение в короткий срок, общение со сверстниками, соревновательность, удовлетворение от правильного ответа и демонстрация своих способностей приносит детям много радости и эмоций.

Публикация «Особенности викторин» размещена в разделах

Викторина, как одна из форм интеллектуальной деятельности, оказывает на ребенка определенное просветительное и воспитательное влияние. Прежде всего, определим, в чем же заключается педагогический эффект от викторины.

Во-первых, викторина моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности.

Во-вторых, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи.

В-третьих, сплачивает, рождает, хотя и временную, общность. Общность, которая возникает во время проведения викторины, тяготеет к сохранению даже после её окончания. Возникшие в процессе викторины совместные усилия, взаимоподдержка и взаимовыручка рождают положительные эмоции, сближают и побуждают к их сохранению и воспроизведению.

В-четвертых, в кругу викторины законы и нормы повседневной жизни не берутся в расчет. Здесь действуют другие. Здесь другие мы и наши поступки. В народе говорят «В игре да в дороге познают людей».

Викторина выявляет личностные качества человека играющего - находчивость, решительность, настойчивость, коммуникабельность и даже, честность. Каким бы ни было сильным желание выиграть, человек не должен играть не по правилам. Правила определяют не только содержание той ситуации, которая ограничена викториной, а и формируют поведение человека. Нарушение правил ведет к осуждению, к исключению из викторины самого нарушителя и наказание всей команды в целом. Данный факт очень мобилизует детей и приучает к мысли «Один за всех и все за одного!»

В-пятых, викторина полностью отвечает принципу единства познания и рекреации. Наряду с удовольствием, наслаждением от самой викторины, человек получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других.

В-шестых, интеллектуальные викторины ориентированы на развитие нестандартного самостоятельного мышления, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции. Участие в интеллектуальных играх требуют от детей развития своего хронотопа (совокупности личностных представлений о пространстве и времени, поскольку одним из их условий является ограничение времени, что предполагает необходимость его структурирования.

В-седьмых, в викторине можно проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения. Человеку приятно делать то, что вызывает в нем ощущение уверенности и мастерства.

Классифицировать викторины по видам очень сложно. Признаки одной викторины оказываются присущими другой, они переплетаются, пересекаются, размывая границы.

Независимо от вида викторины, условий проведения, правила должны отвечать ряду требований.

Требование первое. Правила должны быть просты. Особенно важно соблюдение этого требования, когда участники заранее не подготовлены и их состав случаен. Сложные правила приходится долго разъяснять, растолковывать, а не подготовленный человек не склонен «загружать» себя сложной и в принципе ненужной ему информацией. В результате теряется интерес. Но и в том случае, когда человек включится в викторину, он будет путаться, сбиваться и тем самым нарушать темп проведения викторины или разрушать ее.

Требование второе. Викторина должна охватывать всех. Не должно быть таких ситуаций, когда одни участники вовлечены в процесс викторины, а другие оказываются в положении пассивных наблюдателей. Такая ситуация, например, возникает тогда, когда при командной викторине участники получают индивидуальные задания или когда проводится конкурс, который требует от участников определенных способностей - спеть, сыграть, нарисовать и т. д. Тот, кто такими способностями не обладает, выполнять задание не станет.

Третье требование. Викторина должна быть интересна для всех. Это требование тесно связано со следующим.

Четвертое требование. Викторина должна быть доступна для всех предполагаемых участников. Доступность викторины - это ее соответствие интеллектуальным и физическим возможностям человека. Тем не менее, при определенной организации в «детские» викторины с удовольствием играют взрослые. Принцип известной детской игры в испорченный телефон использован для телевизионной игры «Пойми меня», которая благодаря телевидению получила популярность.

Требование пятое. Задания, содержащиеся в викторине, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех. Равенства требует не только задание, а и способ привлечения к его выполнению. Такими способами могут быть розыгрыш порядка участия по жребию, выбор конверта с заданием по принципу вытягивания билета на экзамене и др.

Само определение викторин как соревновательных говорит об их сути. Чтобы соревновательность возникла, необходимо противопоставление играющих друг другу, будь то парная игра или командная. Дух соперничества в наибольшей степени проявляется там, где играющие знают друг друга – одна группа ДОУ против другой, одна команда группы против другой и т. д. В этих случаях игра проходит с большим азартом, то есть сопровождается таким эмоциональным состоянием, как возбуждение, связанное со страстным ожиданием добиться победы. Это состояние передается и зрителям - болельщикам, рождает атмосферу приподнятости и праздничности, раскрепощает болельщиков и позволяет привлекать к участию в викторине. Дети охотно откликаются на оказание помощи «своей» команде, готовы подсказать, заменить игрока и т. д.

Обязательный элемент соревновательных викторин - судья или жюри, в обязанность которых входит следить за соблюдением правил и, если это предусмотрено, оценивать проведение викторины и определять победителя.

Еще одним элементом викторин являются награды победителям. Какой бы она ни была, получение ее приятно. Приз венчает победителя. Но и здесь есть несколько психологических моментов, которые следует учитывать:

• Во-первых, приз должен соответствовать уровню и сложности викторины.

• Во-вторых, не следует вручать призы всем только за их участие. Вариант вручения призов всем участникам игры возможен, но при этом основной приз должен оставаться основным, а остальные носить характер утешительных и отличаться от главного.

• В-третьих, приз не обязательно должен быть материальным. Он может быть чисто символическим в виде венка, торжественно возлагаемого на голову победителя, шуточной медали с соответствующей надписью и т. п.

• В-четвертых, само представление приза как цели, к достижению которой будут стремиться соревнующиеся, может нести в себе элемент викторины, если его представить в скрытом виде, как «темный приз».

По численности состава, викторины могут быть командными, парными и индивидуальными.

Воспитанники моей группы часто являются участниками викторин, проводимых как мною самой в группе, так и проводимых на уровне МБДОУ и города.

Подробнее расскажу о том, как лично я занимаюсь подготовкой и проведением викторин.

Каждый раз, подготавливая материал, я понимала, что викторина требует наличия у детей определенных знаний, представлений, обобщений. Поэтому я готовила детей в разных видах деятельности: НОД, в сравнительных беседах, итоговых обобщающих беседах по определенной теме, в комплексных занятиях, наблюдениях на прогулке. Ведь чем лучше подготовлены дети, тем увереннее и полнее их ответы, тем самым активней становится их участие и интересней проходит развлечение. Учитывая особенности детей дошкольного возраста, я широко использовала в викторинах наглядный материал : картины, плакаты и модели, на основе которых дети должны были дать правильный ответ, сделать умозаключение, вывод. Чтобы вызвать у детей интерес к викторине, желание играть, я тщательно продумывала различные приемы: использование загадок, считалки, сюрпризные моменты, вопросы. Причем вопросы должны были полностью отвечать теме викторины и базироваться на тех знаниях и представлениях, которые получили дети в процессе работы над темой или по сезону.

Включаю в викторины и художественное слово. Я использую его в разных вариантах. Вначале как какой-то организующий момент, например: речевка, загадка, стихотворение. В других случаях, как заставку в игре или как заключительное слово. А иногда художественное слово составляло основу вопроса или ответа, в таких заданиях, например, как разгадывание кроссворда. Вносят разнообразие в викторины и загадки. Большой интерес у детей вызывал такой прием как словотворчество. Использовала такие задания, как подобрать рифмы к заданному слову. Это задание я давала сама или команды друг другу. Я считаю, что в викторинах словесные дидактические игры можно использовать для расширения и активизации словаря детей, для обогащения их представлений о признаках и свойствах объектов природы. Я использовала дидактические игры «Кто больше назовет» слов-действий, слов-определений о животных, птицах, деревьях, дожде, снеге (по теме викторины).

А на практическом опыте, думаю, что очень хорошо проводить и показывать для детей игровые и интеллектуальные викторины. Лучше всего использовать викторину как итог работы над темой, в тематических праздниках и развлечениях.

Одним из таких примеров можно назвать праздник правильной речи «Приключения в стране Говорушек», который прошел в нашем детском саду в виде интеллектуальной викторины, которая помогла выявить знания по речевому развитию у воспитанников подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности. В викторине принимали участие дети одной группы, разделенные на 2 команды.

Викторина «По экологическим страницам» была проведена в виде состязания между воспитанниками и их родителями. Конечно, при составлении данной викторины задания учитывали возрастные интеллектуальные способности каждой категории участников.

Викторина «Сказка старинная – не короткая, не длинная» имела форму индивидуальной работы, где каждый участник был сам за себя! По такому же типы мною были организованы викторины «По следам листопадничка» - обобщение знаний о диких животных нашего леса и «Такие разные цветы!» - итоговое мероприятие при изучении лексической темы «Цветы»

В текущем учебном году с воспитанниками ДОУ так же были проведены несколько викторин. Самой весомой была «Познай истину», где соревновались команды от всех групп старшего дошкольного возраста. Викторина по безопасности.

В заключение вышесказанного хочу отметить, что роль викторины, как развлечения, заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка, его интеллектуального развития, так как пробуждает любознательность и радость от правильных решений. На чувства детей оказывает влияние красочное оформление помещения, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей, мини-соревнования. При использовании такой формы работы уместно применение компьютерных презентаций с элементами мультимедиа: двигающиеся картинки, звуковые эффекты, необычные вставки, озвученный персонаж, открывающиеся и закрывающиеся окошки, и многое другое. Поэтому я активно в своей работе использую такой вид работы.

Публикации по теме:

Беседа «Развитие мозга и его особенности» Добрый день, сегодня хотела бы поделиться с Вами интересной беседой, на тему "Развитие мозга и его особенности". Как известно, в начале.

Возрастные особенности детей 6–7 лет В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые.

Особенности адаптации детей 1,5–3 лет к ДОУ Особенности адаптации детей 1,5 – 3 лет к ДОУ Ваш малыш подрос. Он узнает родителей, улыбается, сидит, берет игрушки, лепечет, начинает.

Особенности адаптации ребенка с ОВЗ Особенности адаптации ребенка с ОВЗ Специалисты и родители нередко отмечают трудности в адаптационном периоде ребенка к занятиям и детскому.

Особенности детского экспериментирования Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно-исследовательской.

Особенности общения с застенчивыми детьми Особенности общения с застенчивыми детьмиЗастенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений.

Особенности речевого развития детей с РДА Аутизм – психическое расстройство, которое возникает в результате нарушений развития головного мозга, характеризуется дефицитом социального.

Психологические особенности детей 6 лет Для дошкольного старшего возраста (6-7 лет) характерны существенные изменения в организме ребенка. Это определенный этап созревания. На.

Возрастные особенности детей 3–4 лет Возрастные особенности детей 3-4 лет. МОТОРИКА Ребенок хорошо бросает через голову мяч, и хватает его в процессе игры, когда мяч катится.

Эмоциональные особенности дошкольников Эмоциональные особенности дошкольников. К дошкольному возрасту у ребенка уже сравнительно богатый эмоциональный опыт. Он быстро и ярко реагирует,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности викторин
Опубликовано: 28 июля 2019 в 20:34
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности викторин» (включая файлы) размещена пользователем ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВА (УИ 295733) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД