Анна Томашевская
Особенности учебного процесса в дополнительном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Наши дети не готовятся к будущей жизни – они живут сегодняшним днем. Им нужна интересная, творческая жизнь. Через такие подходы как внимание, уважение, защита интересов возникают взаимоотношения между педагогом и ребенком. Результатом активной деятельности детей не только в школе, но и за ее пределами являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуникабельность, умение адаптироваться, организованность. Задача педагогов – направить деятельность учащихся в нужное русло, чтобы их действия были социально одобряемы и признаваемы.
Публикация «Особенности учебного процесса в дополнительном образовании» размещена в разделах
В связи с переходом на новые образовательные стандарты в школе, дополнительное образование усовершенствуется и переходит на более высокий уровень. Оно сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни. И, конечно, оно должно быть доступным, открытым и привлекательным для обучающихся и для их родителей.
В настоящее время дополнительное образование детей - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование – специфическая среда общения, поле деятельности, основополагающее средство формирования гуманистических ценностных установок, оно способствует профориентации, придает становлению человека новое качество. Основой дополнительного образования является опора не на отдельные индивидуальные особенности ребенка, а на целостное личностное развитие.
Педагоги «Станции юных натуралистов» городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской республики не просто обучают детей, а творчески подходят к работе, «вкладывая душу», «отдавая сердце детям». На занятиях педагоги стремятся наряду с образовательным процессом уделять значительное место развитию знаний в естественнонаучном, социально-гуманитарном и туристско-краеведческом направлении. Чтобы дети обладали ключевыми компетентностями, занятия должны быть увлекательными и интересными, для этого педагоги применяют различные методы и формы обучения.
Процессу экологического образования и просвещения на Станции юннатов всегда уделялось и уделяется должное внимание. Воспитать экологически грамотного гражданина своей страны, патриота своего города всегда было приоритетным в деятельности с обучающимися всех объединений. Ежегодно станцией проводятся социально-значимые акции: «Очистим школьный двор и город от мусора», «Покормите птиц зимой», «Ёлочка живи», «Первоцветы», «Акции по защите животных».
Станция юннатов, имея конвергентную лабораторию, предлагает своим обучающимся развивать компетенции средствами опытно-проектной и экспериментально-исследовательской деятельности в области смежных естественнонаучных дисциплин, таких как химия, биология, физика и география.
Ежегодно в организации обучается до 600 детей с 5 до 18 лет, реализуется до 18 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса на Станции. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.
Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать свои конструктивные, методические знания, умения и навыки. Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.
Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т. д.
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно. Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.
Чтобы шагать в ногу со временем и быть конкурентоспособной организацией, проводящей занятия на высоком уровне, необходимо иметь профессионально грамотные педагогические кадры. На станции юннатов разработана программа деятельности по самообразованию педагогов, целью которой является создание благоприятных педагогических условия для появления у педагогов осознанной потребности в самопознании себя и своей педагогической деятельности. Свою профессиональную компетенцию педагоги дополнительного образования Станции юннатов повышают не только за счет внутристанционной методической работы, но и на курсах повышения квалификации.
Успешное развитие организации невозможно без слаженной работы коллектива. Успешность в работе определяется единым «духом» Станции и доброжелательным микроклиматом. Коллектив полон творческих планов, имеет желание в передаче положительного педагогического опыта проведения занятий своим коллегам.
Можно сказать, что сегодня дополнительное образование является чуть ли не самым демократическим институтом обучения, образования и воспитания, который предоставляет юному поколению самые разнообразные услуги интеллектуального, оздоровительного и креативного характера, обеспечивает не только равный доступ детей к различным областям свободной, творческой деятельности, но и дает реальные и дифференцированные возможности для их духовного и физического развития. Станция юннатов в своей работе уделяет особое значение образовательному процессу, делая его привлекательным для детей и позволяющим найти ребенку сферу самореализации и удовлетворения своих интересов и потребностей.