Наталья Дворецкая
Особенности трудового воспитания младших школьников в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей младшего школьного самостоятельности, трудолюбия, трудовой инициативы, навыков самообслуживания в семье представляет собой важную задачу трудового воспитания.
В традиционном обществе ребенок с раннего возраста естественным образом включался в трудовую жизнь семьи. Современное общество столкнулось с такими проблемами, как несамостоятельность подрастающего поколения, трудности с профориентацией, неготовность к длительному тяжелому труду, стремление к красивой «кинематографической» жизни, низкий уровень ответственности. Трудовому воспитанию в семье не уделяется должного внимания. Рабочие обязанности сводятся к чистке игрушек. Родители редко читают и рассказывают о людях разных профессий, в том числе и о своих собственных.
В то же время тенденции развития общества и современные технологии требуют воспитания образованного, активного человека, способного нестандартно мыслить, готового к грамотному преобразованию мира и самого себя. Именно родители являются авторитетом для своего ребенка, ориентиром, которым он руководствуется.
Л. В. Савина подчеркивает, что в семье имеются благоприятные условия для организации трудового воспитания детей младшего школьного, основанные на наглядности, доступности разнообразного труда, ощутимости результата этого труда, возможности участвовать в этом труде для ребенка. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности школьник, поражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками [39].
Основные виды трудовых навыков первоначально развиваются в условиях семейного воспитания. К ним относятся:
1) самообслуживание;
2) умения в хозяйственно-бытовом труде;
3) труд в природе;
4) ручной труд [35].
Самообслуживание являет собой трудовой навык, подразумевающий уход за собой как жизненную необходимость. Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены (туалетом, носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и обуви и пр.); воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.