Елена Кабаева
Особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, имеющими ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Закон об образовании РФ рассматривает две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями: дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Детям с ОВЗ необходим особый подход в обучении – особые методы работы, так как они утратили один или несколько способов восприятия мира : слуха, зрения, речи, возможности передвигаться.
Также у детей с ОВЗ могут быть выявлены дефекты умственного развития, особенности психики.
Публикация «Особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, имеющими ЗПР» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
Но несмотря на это, в современное время для «особенных» детей имеется масса вариантов их обучения, развития и социализации.
Рассмотрим понятие «задержка психического развития» (ЗПР) в логике темы данной статьи.
Л. С. Маркова дает следующее определение: «Задержка психического развития - нарушение или замедление нормального темпа психического развития ребенка». В то же время этот термин неоднозначен, поскольку он используется для обозначения комбинированной и клинически гетерогенной группы нарушений развития. Несмотря на неоднородность в ЗПР, существуют общие специфические особенности состояния эмоционально-волевой сферы и когнитивной активности, позволяющие выделить их в определенную категорию.
В российской науке Г. Е. Сухарева впервые предложила термин «задержка психического развития», выделяя такие проблемы, как замедленный темп психического развития, личностная незрелость, негрубые нарушения интеллектуальной деятельности, по структуре и количественным показателям сильно отличающиеся от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.
Задержка психического развития также характеризуется как сниженное интеллектуальное функционирование, ограничение адаптивного восприятия, когда отдельные психические функции, такие как мышление, внимание и память, отстают в развитии от четко установленных психологических норм для конкретного возрастного этапа.
Г. В. Бабина под понятием «слоговая структура слова» понимает «взаиморасположение и связь слогов в слове».
Также автор дает следующее определение: «Слоговая структура слова – это умение чередовать ударные и безударные слоги различной организации; слоговая структура слова представляет собой кинетическую артикуляционную программу; на усвоение этой программы влияют те компоненты, которые содержатся в самой слоговой структуре».
Я. И. Шкурат отмечает, что «нарушения слоговой структуры слов является сложным в коррекционном плане для логопедической работы. Недостаточная и неграмотная коррекция данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте приводит к возникновению уже у школьников дисграфии и дислексии и вторичных психических наслоений, которые связаны с болезненным переживанием этих явлений, о чем свидетельствует многолетняя логопедическая практика».
Исходя из психофизиологических особенностей детей с ЗПР, рассмотренных выше, нарушение слогового состава слова имеет следующие особенности :
- нарушение последовательности слогов в слове : (перестановка слогов, перестановка звуков соседних слогов);
- нарушение количества слогов : (сокращение (пропуск) слога, опускание слогообразующей гласной, увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечение согласных);
- искажение структуры отдельного слога : (сокращение стечений согласных, вставки согласных в слог);
- персеверации (пананама-панама);
- антиципации: слог заменяет вытесненный слог в слове (пипитан-капитан);
- контаминации: смешение элементов слов («холодильница» - холодильник, хлебница).
Таким, образом можно сделать следующие выводы:
1. У детей с ЗПР помимо нарушений психики и интеллекта отмечаются нарушения речи, которые носят системный характер, отмечаются проблемы в произношении, так как имеются нарушения в речевой моторике.
2. Нарушение слоговой структуры слова у детей с задержкой психического развития связано с незрелостью ВПФ: выраженная истощаемость внимания, неустойчивость, низкая скорость обработки информации, нарушение динамики мыслительной деятельности.