Валентина Барсук
Особенности сезонных наблюдений в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте одним из основных средств формирования преставлений об окружающем мире является природа. В процессе ознакомления с природой ребенок открывает для себя окружающий мир. Ознакомление с природой должно быть осмысленным и увлекательным для ребенка.
Наблюдение на прогулке с детьми 5-6 лет более длительные, чем в предыдущих группах. Воспитатель должен уточнять, расширять и систематизировать знания детей о явлениях окружающего мира; вызывать и поддерживать у детей творческую активность, интерес к природе и объектам окружающей действительности. Наблюдения могут быть как запланированными, так и случайными. Воспитатель должен хорошо знать сезонные изменения в природе.
Публикация «Особенности сезонных наблюдений в старшей группе» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Наблюдения на прогулке должны быть направлены на тот объект, который предлагается рассмотреть с детьми. В свободное время следует знакомить детей с произведениями писателей и поэтов, которые помогут расширить их представления об окружающей действительности.
Зима.
Сказка о зиме.
За семью горами, за семью лесами стоит восьмая гора и растет восьмой лес. Владычествует там царь Годович со своими четырьмя дочерьми – Зимой, Весной, Летом и Осенью.
Зима – дочка старшая. Живет она в ледяном дворце со снежным крыльцом. Сама хозяйка – красавица писанная: высокая, стройная, с косой длинною-длинною, белою-белою под серебряной короной. А глаза у нее черные-черные; на кого посмотрит – того и заворожит и заморозит.
Зима-царевна принимается за работу трудную. Над землей-матушкой летает и ковром ее покрывает. Взмахнет рукой – и белый снег пойдет, распустит косу длинную - метелица завьюжит.
И не жалеет Зима ни снега хрустящего, ни мороза звенящего. Знает она: чем больше снега на земле, тем богаче урожаю быть. На полях белые ковры расстелила, в белые шапки ели одела, посыпала серебром и разрисовала узорами сосны и березки, в звонкий лед реки, озера и пруды заковала.
Весна.
Как весна пришла.
Саша сегодня в школу не пошел. Накануне он долго катался на лыжах, и сегодня проснулся с болью в горле – ангина. И мама оставила его дома. Но в постели лежать не хотелось. Саша сел на подоконник и стал смотреть на улицу.
На улице было холодно, мела метель, завывал ветер. Вдруг выглянуло солнышко, и все вокруг преобразовалось, посветлело. Ветер стих, и метель успокоилась. Воробей прилетел. Сел на ветку прямо напротив Сашиного окошка и стал принимать солнечные ванны. А сам распевает во все горло: «Жив я жив! Жив я жив!». Мальчик даже рассмеялся. Вот так воробей, вот так молодец!
Вдруг видит Саша, летит мимо окна что-то маленькое и блестящее, потом еще и еще… Пригляделся, а это капель. Капелька за капелькой падают – кап, кап, кап, кап, кап!
- Откуда это вода льется? – удивился мальчик.
И вдруг догадался:
- Это же снег на крыше подтаял, висит сосульками, а с каждой сосульки капельки вниз срываются и тоненько звенят: «Тень, тень, тень!». Капельки в снег падают и торопят его – тай, тай, тай!
А солнышко на небе улыбается, и от этого снегу жарко становится, он и тает. Вот капельки уже собираются вместе в струйку и бегут, куда глаза глядят, приговаривая: «Бежим, бежим, бежим…». Много их, капелек, собирается – целый ручеек. А ручеек еще быстрее мчится и булькает и поет: «Льюсь! Льюсь! Льюсь!».
Рядом другой ручеек спешит за ним – третий.
Вот так, пока Саша у окошка сидел, Весна пришла.
Лето.
Кого касатиком зовут.
Чаще всего это слово употребляют бабушки: маленького внука своего они ласково называют касатиком, внучку – касатушкой. А сумеет ли кто ответить, что эти слова означают?
Касатиками в народе называли ласточек. И бабушки недаром сравнивают своих внучат с птичками: эти шустрые узкокрылые птички во всех странах пользовались особенной любовью. Изображения ласточки можно найти на древнейших наскальных рисунках, не раз упоминается она в мифах глубокой старины, о ней сложены песни, пословицы. Да и как не любить эту птичку, если человек давно приметил ее красоту в полете, большую заботу о своих птенцах.
Осень.
Прочти, это интересно!
Улетают на зиму в теплые края не только перелетные птицы.
Наблюдается это интересное явление и у бабочек. Они, как и птицы, летят на юг зимовать. Вот как описывает один путешественник перелет бабочек.
«Над рекой, над лесом проносились они рассыпанным строем. Необозримая эскадрилья растянулась на шестнадцать километров. Прошел день, и два, и три, а бабочки все летели и летели».
Перелеты бабочек – сплошные загадки. Зачем, кажется, нашей крапивнице или репейнице из наших краев непременно лететь в жаркие страны?
Почти половину жизни проводят репейницы на юге, в Турции, Иране. Но все равно средняя полоса для них родной дом.
На следующий год, примерно в июне, мы снова встречаемся с ними, уставшими после утомительного перелета. Крылышки обтрепаны, краска на них потускнела. Вяло, неторопливо перелетают они с цветка на цветок. Но отдыхать некогда, кончается их короткая жизнь, и нужно успеть оставить потомство. Отложив яйца, бабочки погибают. Пробежит лето, и, пройдя стадию гусеницы и куколки, появятся на свет молодые, совсем юные бабочки, которые очень скоро, в первые осенние дни, также засобираются в дальнюю дорогу.
Совершают огромные перелеты не только бабочки, но и божьи коровки, и стрекозы, и некоторые другие насекомые. Изучение этих перелетов продолжается, и люди, вероятно, в скором времени сделают такие открытия, которых, кажется, и ждать было невозможно.