Ирина Чеглакова
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Своевременное сенсорное развитие в период раннего детства –
определяющее условие адекватной и быстрой ориентировки в бесконечно
меняющемся окружении, способности эмоционально воспринимать
красоту и гармонию мира. По мнению Л. Н. Павловой, быстрое включение
сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека,
основ его полноценного развития [21]. И. П. Афанасьева считает, что
«источником познания ребенка является чувственный опыт [1].
Публикация «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Следовательно, главное в раннем возрасте – его обогащение, необходимое
для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь –
пополнение представлений о свойствах предметов. Развивая
представления о цвете, форме, величине окружающих предметов,
необходимо ознакомить детей с так называемыми сенсорными эталонами.
Вначале малыши только знакомятся с основными свойствами предметов,
сравнивают их, подбирают одинаковые, запоминают названия, затем
начинают различать их и, наконец, пользоваться своими представлениями
для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных
ситуациях».
Освоение эталонных значений проходит в несколько этапов, где
первым и очень важным является период раннего возраста. В период
первых трех лет обогащается сенсорный опыт посредством сознания,
тактильного чувства, зрения, слуха, ребенок начинает различать величину,
форму и цвет предмета, совершенствуется деятельность органов чувств,
накапливаются представления об окружающем мире.
В исследованиях Н. М. Аксариной, Н. М. Щеловановой,
Н. М. Денисовой прослеживается процесс сенсорного развития детей
первого года жизни. О. В. Баженова отмечает сложность развития
восприятия ребенка. В этот период наблюдается разнообразие изменений,
относящихся к развитию основных форм чувствительности [49].
Рассмотрим первый год жизни, который является периодом
сенсомоторных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные
особенности предметов, которые имеют существенное значение для
непосредственного двигательного приспособления. Основная задача
предоставить богатство и разнообразие внешних впечатлений, развитие
внимания к свойствам предметов. В условиях ограниченности ребенок
будет испытывать «сенсорный голод», ведущий к значительным
нарушениям в развитии.
В действиях ребенка возникают первые познавательные реакции.
Заинтересованность к окружающему миру появляется тогда, когда у
ребенка начинают развиваться движения, совершенствоваться зрение. В
предметной деятельности ребенок узнает свойства и качества предметов,
обнаруживает первые связи между ними. Так же самостоятельная
предметная деятельность позволяет накапливать практический опыт [25].
На втором-третьем годах жизни задачи усложняются. Ребенок еще не
готов к усвоению сенсорных эталонов, но он продолжает накапливать
представления о свойствах предметов. В этот период следует знакомить со
всеми основными разновидностями свойств: шестью цветами спектра
(исключить голубой оттенок, так как ребенок может спутать его с синим,
формами (круг, квадрат, овал, прямоугольник). Современные исследования
установили тот факт, что тенденция знакомить ребенка с ограниченным
набором форм, цвета, их заучиванию и правильному употреблению
названий приводит к ограничению багажа знаний об окружающем мире,
снижению внимания на разновидности свойств предмета. Как установила
Э. Г. Пилюгина, ребенку этого возраста характерна черта
«опредмеченности» восприятия, т. е. он использует слова-заменители для
описания предмета (например, квадрат называет «кирпич» или «домик»).
Так же знакомя его со свойствами предметов, мы должны делать акцент на
умении учитывать эти свойства и правильно понимать слова: «форма»,
«цвет» и т. д. Но исключением является величина, которую нельзя
«абсолютно» обозначить, так как она познается в сравнение и фиксируется
в устной форме. Необходимо организовывать наглядное сопоставление,
которое далее перейдет в процесс сопоставления «на глаз», что позволяет
сравнивать предметы по внешним свойствам и между предметами,
которые нельзя приложить вплотную (например, объемные фигуры).
При создании благоприятных условий у ребенка второго года жизни
происходит интенсивный процесс освоения сенсорными способностями.
Манипулируя предметами, дети в этот период выполняют задание
автоматически (шарик проходит только в круглое отверстие, треугольник в
треугольное) и при этом их интересует только момент исчезновения –
практическое действие с предметом. Так же сначала дети путем проб и
ошибок размещают вкладыши разной величины в соответствующие
гнезда. Этот процесс начинается с хаотичных действий и приводит к
зрительному сопоставлению. Пик сенсорного развития характеризуется
сортировкой разнородных предметов по цвету [51].
Еще одной особенностью является не последовательное изучение
предмета и невозможность выделения его сторон. Ребенка интересует
более яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Очень часто
можно наблюдать, когда ребенок увлеченно рассматривает красочное
изображение, даже не подразумевая, что оно перевернуто верх ногами.
Практический опыт ребёнок получает в результате многократных
сравнений величины, формы, цвета в процессе подбора одинаковых или
подходящих друг к другу предметов или их частей, что приводит его к
достижению результатов в быту (различает большую и маленькую утварь,
обувь).
Дети третьего года жизни должны осознать то, что цвет, форма,
величина и др. – постоянные признаки предмета, которые нужно
учитывать при любых действиях. На данном этапе завершается
становление фундамента сенсорного развития, далее начинается
систематическое усвоение ребенком сенсорной культуры.
Г. А. Урунтаева [14] выделила особенности сенсорного развития в
раннем детстве : образование нового типа внешних ориентировочных
действий; «примеривание», а затем зрительное соотнесение предметов по
признакам; образование первичных представлений о свойствах предметов.
В результате систематической работы по сенсорному воспитанию
детей раннего возраста формируются способности :
1. Выделение и учет основных характеристик предметов и
явлений.
2. Группировка предметов по образцу с учетом основных
характеристик при выборе из четырёх разных видов.
3. Соотношение разнородных предметов по основным
характеристикам при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре
разных цвета, либо четыре разных величины и т. д.).
4. Распознавание предметов и явлений в разнообразных цветовых
гаммах, имеющих характерный цвет (лист, яблоко, банан и т. д., при
разной величине (лису и лисенка, собаку и щенка).
5. Обозначение различных предметов в соответствии с их
характерными сенсорными признаками (листок, помидор, морковь, яблоко,
звездочки).
6. Использование «опредмеченных» слов-заменителей для
обозначения основных характеристик: формы (кирпич, мяч, шар, крыша,
яйцо, огурец, цвета (трава, апельсин, помидор, цыплёнок, небо) и т. п.
7. Подбор предметов необходимой формы или цвета для развития
самостоятельной сюжетной игры (бруски загружает в машину).
8. Активное использование общепринятых названий цвета, часто
без соотнесения на конкретный предмет (желтым обозначает предмет и
красного, и зеленого цвета) [13].
Таким образом, необходимо знать, что вначале происходит
ознакомление детей с осязаемыми свойствами, которые можно
обследовать путем ощупывания, а потом с такими сенсорными
свойствами, ориентировка на которые возможна только в плане
зрительного восприятия. Одним из основных условий организации
процесса знакомства с различными свойствами предметов и явлений
является развивающая предметно-пространственная среда. А для того,
чтобы управлять развитием личности с учетом индивидуальных и
возрастных особенностей, педагогу необходимо повышать свою
компетентность. Рассмотрим психолого-педагогические условия
сенсорного развития детей раннего возраста.