Наталья Дроздова
Особенности речевого развития ребёнка в дошкольной педагогике
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности речевого развития ребенка в дошкольной педагогике.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.
Этапы становления речи детей:
Публикация «Особенности речевого развития ребёнка в дошкольной педагогике» размещена в разделах
I этап – Подготовительный (от рождения до 1 года). Происходит подготовка к овладению речью.
II этап – Преддошкольный (от 1 года до 3 лет). С появлением первых слов начинается этап становления активной речи.
III этап – Дошкольный (от 3 до 7 лет). Формирование фонематического восприятия, увеличение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, монологической речи.
IV этап – Школьный (от 7 до 17 лет). Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний, формируется письменная речь.
Цель речевого развития дошкольников:
- формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Задачи речевого развития дошкольников:
- овладение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; речевого творчества;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Направления работы по развитию речи:
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
К концу 1 года жизни – 10 – 12 слов;
К концу 2 года жизни – до 300 – 400 слов;
К концу 3 года жизни – до 1500 слов;
К концу 4 года жизни – до 1900 слов;
К концу 5 года жизни – до 2000 – 2500 слов;
6 – 7 лет – до 3500 – 4000 слов.
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя:
Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам).
Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений).
Словообразование.
4. Развитие связной речи:
Диалогическая (разговорная) речь
Монологическая речь (рассказывание).
5. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
6. Воспитание любви и интереса к художественному слову
Детская литература - это художественные, научно-художественные и научно-популярные произведения, написанные специально для детей — от дошкольного до старшего школьного возраста.