Ольга Шикина
Особенности речевого развития детей с аутизмом
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель: специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Шикина О. Н.
ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Особенности речевого развития
детей с аутизмом
Ершов2018г.
Ранний детский аутизм (РДА) — особая аномалия психического развития, при которой, прежде всего, нарушено формирование эмоционального контакта ребёнка с окружающим миром. Основным признаком аутизма является неконтактность ребёнка, которая проявляется уже на первом году жизни: нарушены все формы довербального общения (экспрессивно-мимическое, предметно – действенное, не формируется зрительный контакт, ребёнок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает ручки с немой просьбой, чтобы его взяли на руки, как это делает здоровый малыш.
Публикация «Особенности речевого развития детей с аутизмом» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
При аутизме на самых ранних этапах речь может развиваться нормально, и ребёнок по темпу её развития иногда даже обгоняет здоровых сверстников. Затем, обычно в возрасте до 30 месяцев (в среднем около 18 месяцев, она утрачивается: ребёнок перестает говорить с окружающими, хотя иногда может разговаривать сам с собой или во сне.
автор рассказывает о трудностях диагностики и занятий с ребенком-аутистом;
«Развитие речи у аутичных детей. Методическое пособие и наглядные материалы»– здесь изложена прогрессивная методика Нуриевой Ларисы, которая занимается проблемой преодоления барьера между аутятами и внешним миром посредством развития речи;
«Аутичный ребенок. Пути помощи» – методическое пособие специалистов Российской академии образования в сотрудничестве с Центром лечебной педагогики. Эта книга отмена премией Президента, так что она одобрена и рекомендована;
«Игры с аутичным ребёнком» автор Е. Янушко. Использование сенсорных и терапевтических игр поможет наладить контакт с аутичным ребёнком, оптимально организовать режим дня и быт, создать необходимые условия для игр и занятий.
Рекомендуемая литература для родителей об РДА?
«Коррекционная работа с аутичным ребенком» – известная книга, автором которой является Ольга Сергеевна Рудик, педагог-психолог. В своей книге автор подробно рассказывает о синдроме аутизма, а также предлагает действенную методику работы с такими детками. Это пособие поможет родителям, педагогам, психологам, которые работают с «детьми дождя»;
Сборник вопросов и ответов «Образование обучающихся с ограниченными возможностями по здоровью: направления, формы и особенности обучения и воспитания, инструктивно-методические материалы». Здесь в очень удобной форме представлена ценная информация о детках с ОВЗ и рекомендации по работе с ними;
«Аутята. Родителям об аутизме», она построена в стиле живого общения с читателем, Особенности речевого развития детей с аутизмом :
Мутизм (отсутствие речи);
Эхолалия (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом);
Наличие слов-штампов, фраз-штампов;
Нарушение коммуникативной функции речи;
Неразвитость диалога;
Неологизмы;
Отсутствие или позднее появление в речи личных местоимений;
Автономность речи.
Примерные задания для детей-аутиков по развитию речи :
Задание№1. Рассмотрите с ребёнком игрушки, которые есть у вас дома. Правильно назовите их;
Назвать ласково игрушки, назовите ласково кукол по имени, рассмотрите части тела зверей;
Наклейте в альбом картинки с игрушками.
Задание№2. Наклейте в альбом картинку «Семья» и фотографии всех членов семьи и учитесь правильно их называть.
Задание№3. Рассмотреть вместе с ребёнком посуду на кухне и назвать, уточнить для чего нужна;
Рассмотреть и назвать части посуды, из чего сделана посуда;
Наклейте в тетради картинки по теме «Посуда».
Задание№4 Рассмотреть с ребёнком одежду, сходить в магазин «Одежды», уточнить виды одежды;
Наклейте в тетради или нарисуйте картинки с одеждой;
Составьте предложения по картинкам, учите образовывать прилагательные от существительных; уточнить глаголы.
Задание№5 Наклейте в альбоме картинки по теме «Овощи»и «Фрукты», составляйте словосочетания;
Назвать правильно форму, цвет, размер, тактильные ощущения (твёрдый или мягкий, вкус (сырой, жареный, варёный, сочность, запах; объяснить, где овощи растут и как за ними ухаживают и т. д.
Темы: мебель, животные, времена года и т. д.