Гузель Шакирова
Особенности речевого развития детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые родители. Меня зовут Шакирова Гузель Альбетовна. Я учитель-логопед. Буду работать с вашими детьми. Сегодня мне хотелось бы рассказать Вам о работе учителей-логопедов в нашем детском саду. В нашем ДОУ два учителя логопеда. Один логопед принимает детей в логопункте, работая с детьми индивидуально, отбирая детей со всего детского сада со значимыми и тяжелыми нарушениями речи. Так же проводятся групповые занятия в средних и старших группах. Второй логопед работает с детьми только в логогруппе. Который усиленно работает над группой детей с нарушениями речи, пройденные ПМПК. Работа состоит из индивидуальных и ежедневных групповых занятий.
Публикация «Особенности речевого развития детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Таким образом с вашими детьми я начну знакомиться на групповых занятиях, посещая их один раз в неделю. В занятия обязательно будут включены: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логоритмика и нейропсихологические упражнения для развития обеих полушарий мозга.
После нового года, в вашей группе будет проводиться диагностика. с которой вы сможете всегда ознакомиться. Связавшись со мной через вашего воспитателя.
Как логопед, я хотела бы рассказать вам об особенностях речевого развития детей 4-5 лет. В возрасте 4-5 лет заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качество предметов, действия с ними, их функциональные признаки. К 5 годам активный словарь детей увеличивается приблизительно до 3000 слов. Особенно это заметно во время игр. Играя даже в одиночестве с игрушками, они активно строят диалог сами с собой.
Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом – неправильно.
Наблюдаются недостатки произношения 4-5 (как показывает статистика, раньше в этом возрасте были 1-2 звука) звуков, чаще [р], [рь],[л], [ль], [с], [ц], из-за сложности артикуляции этих звуков. Определённую трудность для детей этого возраста представляют слова с большим количеством согласных звуков (регулировщик, экскаватор, велосипедист и т. д., поскольку произношение некоторых звуков у них ещё не закреплено.
Также у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи. Они легко подражают взрослым. Если в этом возрасте активно работать с недостатками звукопроизношения, то эффективность намного выше, чем после 5 летнего возраста. До 5 лет можно развивать речь ребёнка, формировать правильное произношение звуков, а после 5 – возможна только коррекция. В 5 лет артикуляционного аппарат уже сформирован и у детей закрепляется неправильное произношение звуков. Требуется значительно больше времени, чтобы переучить ребёнка говорить правильно.
В усвоении грамматического строя дети так же учатся согласовывать названия предметов с прилагательными, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов («красный шар», «красная шапка»); начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около, соединительные союзы и местоимения. Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам.
Развитый речевой слух даёт ему возможность различать громкость звука, ускорение и замедление темпа речи, улавливает различные интонации, голосовые модуляции. Дети с удовольствием подражают взрослым.
Пятый год жизни – заключительный этап в развитии языка, но детское словотворчество ещё продолжается.
Итак, в каких же случаях необходимо обратиться за консультацией к логопеду?
1. Если ребёнок испытывает трудности при произношении каких-либо звуков (смягчает, заменяет, искажает или звук отсутствует в речи).
2. Речь ребёнка не понятна окружающим (часто «сюсюкает», «каша во рту», глотает окончания и т. п.).
3. Говорит очень быстро на вдохе, наблюдается заикание или запинки в речи.
4. Выраженные нарушения строения и подвижности органов артикуляции (асимметрия губ, языка, повышенное слюнотечение, межзубное произношение большинства звуков, недостаточная подвижность языка: ребёнок не может вытянуть язык вперед, повернуть влево, вправо, поднять вверх и т. д.).
5. Маленький словарный запас. Не знает и не использует в речи обобщающие понятия («посуда», «мебель», «насекомые» и т. д.).
6. Ребёнок не умеет согласовывать слова в роде, числе, падеже, образовывать слова с уменьшительно- ласкательным суффиксом, затрудняется в употреблении предложно-падежных конструкций. Наблюдается большое количество аграмматизмов в речи.
7. Не умеет связно выражать свои мысли. Затрудняется в составлении предложения, рассказа по сюжетной картинке, серии сюжетных картин. Не может последовательно пересказать, прочитанные ему, небольшой рассказ или сказку.
Необходимо помнить, что чем раньше будет начата коррекционная логопедическая работа, тем она эффективнее!