Мария Стрельникова
Особенности развития связной речи дошкольников и младших школьников с легкой степенью умственной отсталости
▼ Скачать + Заказать документы
При умственной отсталости, в силу органического характера интеллектуального дефекта, фразовая речь не может быть полноценно сформирована без систематических и целенаправленных занятий.
Фразовая речь при умственной отсталости имеет значительные и своеобразные отклонения от нормы. Прежде всего, фраза у таких детей появляется значительно позже, чем у детей с нормальным интеллектом, и не достигает полноценного развития даже к школьному возрасту. Ответы детей часто имеют эхолаличный характер или состоят из речевых штампов. Отчетливо проявляется недостаточность понимания связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира, недоразвитие смысловой стороны речи. В простейшей ситуации дети не могут выделить главного. Они называют то, на что в данный момент падает их взор. Смысловых связей дети не улавливают. Основное место в речи умственно отсталых дошкольников занимают неполные предложения с пропусками подлежащего и сказуемого или даже отдельные фрагменты предложений. Значительно позже, чем при нормальном развитии, дети начинают пользоваться распространенными предложениями. В качестве второстепенного члена, как правило, вступает дополнение. Характерным является стойкое нарушение связей согласования и управления. Сложные предложения в речи умственно отсталых детей встречаются крайне редко и имеют большое количество аграмматизмов. Для этих детей характерно соскальзывание с предложений сложносочиненных на сложноподчиненные. Помимо нарушений фразовой речи обнаруживает бедность и элементарность словаря, его конкретность. Бедность словаря выражается в преобладании употребления существительных и глаголов, в отсутствии обобщающих слов. Пассивный словарь оказывается больше активного. Речь маловыразительна, монотонна, звукопроизношение нарушено. Встречаются дети, речь которых кажется хорошо развитой, но при более внимательном наблюдении вскрывается, что она состоит из готовых речевых штампов, механически заученных, лишенных реального содержания. Все это указывает на достаточно глубокое недоразвитие всех сторон и форм речи. Поэтому работа по развитию речи должна осуществляться на специальных логопедических занятиях и закрепляться во время всех других видов деятельности, как школьников, так и дошкольников. Грамматическим строем языка дети овладевают двумя способами – на специальных занятиях и в процессе общения с взрослыми в повседневной жизни во время различных видов деятельности.
Публикация «Особенности развития связной речи дошкольников и младших школьников с легкой степенью умственной отсталости» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Работа по формированию связной речи включает в себя следующие основные этапы: фразовая речь, диалогическая речь, связная монологическая речь. Формирование связной речи требует серьезной подготовительной работы. Подготовительная работа включает в себя развитие понимания ребенком обращенной речи, упражнения по умению выполнять несложные инструкции, обогащение словаря, а также овладение построением фразы. Одна из важных целей подготовительного периода – развитие словаря. В процессе этой работы словарь будет расти и утоняться, что в свою очередь будет стимулировать фразовую речь. Приемы работы по формированию фразовой речи могут быть следующими:
- составление предложений по производимым действиям, по знакомым бытовым ситуациям, по картинкам,
- дополнение предложений,
- распространение предложений.
Диалогическая речь – сложная форма речевой деятельности. Определенные трудности вызывает задача правильного грамматического оформления ответа и вопроса. Овладение диалогической речью – непременное условие дальнейшего перехода к связной речи. Наиболее доступная и живая форма усвоения диалога – игра. Обучение связной речи должно строиться на темах близких детям, с опорой на их личный жизненный опыт. При этом важной остается задача научить их видеть окружающее, наблюдать, сравнивать, делать обобщения. Для этого хороши упражнения в словесном описании различных предметов или явлений, особенно в плане сравнения. Так как жизненный опыт учащихся с умственной отсталостью весьма ограничен, их речевое развитие идет за счет приобретения разнообразных знаний, поэтому чтение книг играет большую роль в развитии речи. Чтение завершается пересказом прочитанного.
В зависимости от уровня речевого развития ребенка, логопед решает, с какого этапа надо начинать работу с ребенком. Это может быть любой из этапов работы над фразовой или связной речью, если предыдущими стадиями ребенок уже овладел. В каждом конкретном случае работа должна носить индивидуальный характер с учетом особенностей личности ребенка. При планировании работы логопед должен учитывать следующее: речевое и общее развитие ребенка, его возраст и интересы, его опыт и условия жизни. Работу следует строить на эмоциональном, доступном материале, с опорой на наглядность.
Все этапы формирования связной речи у умственно отсталых детей в условиях специального обучения соответствуют этапам становления связной речи детей с нормальным интеллектом. Но, у умственно отсталого ребенка связная речь самостоятельно, без специально организованного обучения, способствующего формированию его речевой деятельности, не развивается.
Нарушения речи у детей с умственной отсталостью характеризуется стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов.
При регулярной, систематической коррекционно-логопедической работе к старшим классам, у большинства учащихся наблюдается положительная динамика в развитии активного словарного запаса, развитии связной речи, но грамматический и смысловой уровни развития речи не достигают нормы.