Приложение МААМ

Особенности развития словаря в онтогенезе

Светлана Левицкая
Особенности развития словаря в онтогенезе
▼ Скачать + Заказать документы

В психолого-педагогической и психолингвистической литературе изучение словаря, иначе лексической стороны речи, рассматривается в рамках развития речевой деятельности в целом.

Большой вклад в развитие представлений о речевой деятельности детей внес выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский, который считал, что речь является для ребенка средством установления связи между ним и внешним миром. Речь является значимой функцией с момента рождения ребенка, т. к. посредством него ребенок взаимодействует со взрослыми.

Темочки:

А. Н. Гвоздев отмечает, что после достижения ребенком двух лет роль речи в его развитии приобретает еще большую ценность. Это обусловлено тем, что ребенок в данном возрасте начинает реагировать на словесные раздражители, однако слова на данном этапе не дифференцируются, а воспринимаются как комплекс слов, связанных с конкретной ситуацией. Внешним проявлением данного новообразования является появление у ребенка ориентировочного рефлекса на услышанную речь. Затем на его основе формируется подражание, сводящееся к многократному повторению воспринятых слов. Первые слова ребенка, которые он повторяет за взрослым, напоминают лепет и для них характерны нерасчлененность, неразборчивость. Часто это только фрагменты или только ударные слоги исходного слова, например: «молоко – мокко», «собака – бака» и др.

В научной литературе этот этап становления детской речи носит название «слово-предложение», т. к. ребенок одним словом обозначает целые предложения, выражает свои желания, мысли и при этом слова употребляются ребенком без соблюдения грамматических, лексических и других правил языка. У звукосочетаний, употребляемых вместо слов, так же отсутствуют грамматическое оформление и грамматическое значение.

К 1,5 – 2 годам ребенок начинает расчленять звукосочетания на части речи. Это связано, прежде всего, с обогащением словарного запаса ребенка, который достигает около 300 слов к данному возрасту. В словаре ребенка появляются слова разных частей речи.

На данном этапе речевого развития ребенка происходит качественное изменение словаря, а именно меняется способ усвоения новых слов. Если до этого ребенок узнавал новые слова только через пассивное восприятие речи окружающих, то теперь он активно познает мир через вопросно-ответную форму общения с окружающими. Получая знаки от окружающих людей, а затем, осознавая их, ребенок открывает для себя функции знаков.

К 3,5 – 4 годам у ребенка формируется достаточно богатый словарный запас и правильное соотнесение слов с предметами. Следует отметить, что предметная отнесенность на этом не заканчивается.

Следующий этап характеризуется обогащением и уточнением словаря и значения слов у дошкольников. Изначально слова имеют расплывчатые значения или используются для обозначения нескольких предметов, действий, признаков, при этом сопровождаются активной жестикуляцией для большего уточнения его значения и для лучшего донесения его смысла до окружающих. Затем происходит уточнение значения слов. Вместе с уточнением значения слов происходит развитие структуры значения слова. Слова могут иметь сложные структурные значения, например, одно и то же слово может обозначать и предмет, и обобщать совокупность предметов, признаков, действий.

Н. В. Серебрякова анализировала словарный состав разговорной речи детей старшего дошкольного возраста и выявила, что наиболее употребительными словами в их лексиконе являются существительные, прилагательные и глаголы. В словаре существительных содержится больше всего слов, обозначающих людей. Прилагательные в речи дошкольников встречаются реже (на 100 употребленных слов приходится только 8,65 прилагательных) и чаще всего употребляемые прилагательные имеют широкое значение и активное сочетание (маленький, большой, детский, плохой, мамин и др.).

В разговорной речи дошкольники 6 – 7 лет часто употребляют прилагательные, обозначающие размеры: большой, маленький, огромный, крупный, средний, громадный, крошечный, крохотный. При этом характерна асимметричность в использовании прилагательных со значением размера, например, прилагательные со значением «большой» представлены гораздо шире, чем со значением «маленький» .

Е. Н. Винарская описала факторы, от которых зависит развитие лексики ребенка :

– неречевая предметная деятельность ребенка, которая обеспечивает расширение словарного запаса и представлений у ребенка в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами окружающей действительности;

– речевая деятельность окружающих взрослых и их общение с ребенком.

Становление словаря ребенка имеет непосредственную связь с социальной средой ребенка, в частности семьей ребенка, т. к. с рождения ребенок большинство времени пребывает в семье и круг общения ограничивается ее членами. В связи с этим уровень культурного развития семьи, культура речи родителей и характер речевого общения с ребенком определяют уровень и качество развития лексики у ребенка.

К шести месяцам ребенок активно начинает реагировать на словесный раздражитель поворотом головы в сторону источника речи, а так же фиксацией взгляда на лице говорящего.

А. Н. Гвоздев отмечает, что первыми в речи ребенка появляются существительные, они употребляются в той форме, в которой были восприняты из речи окружающих. Чаще всего это слова в именительном падеже, т. к. в речи взрослых преобладают слова, обозначающие названия предметов. Затем ребенок начинает соединять существительные в том же неизмененном виде, что связано с механическим повторением ребенком услышанного, без использования грамматических форм. На более поздних стадиях становления речи у ребенка формируется умение согласовывать слова между собой с учетом закономерностей языковой системы.

Н. С. Жукова отмечает, что глаголы в речи ребенка появляются позже существительных и при построении предложений они сначала опускаются. Названия действий употребляются детьми в той форме, в которой они были восприняты от окружающих и ставятся в конец предложения. При появлении в речи ребенка двух – трех форм одного и того же глагола формируется согласование слов, сначала в числе, затем в лице и роде. К 2,5 – 3 годам в словаре глаголов ребенка насчитывается около 50 активно употребляемых глаголов.

Прилагательные в речи ребенка появляются только после существительных и глаголов, что связано с несформированностью у детей чувства признака предметов и явлений. Слова, обозначающие признаки, появляются в речи ребенка в результате формирования навыка сравнивать предметы между собой и умения делать выводы. Данные навыки формируются на основе жизненного и языкового опыта. На начальном этапе формирования связной речи в предложениях прилагательные ставятся после существительных.

Одними из первых в активном словаре ребенка появляются наречия, количество которых быстро увеличивается. Наречия употребляются для обозначения различных отношений места, времени, количества и т. д.

С усвоением речевых конструкций формируется понимание правил правильного употребления окончаний, суффиксов, приставок. При этом формирование новых слов подчинено принципам словообразования. Неологизмы, характерные для детской речи, как правило, соответствуют лексическим и грамматическим нормам, но являются необычными по звучанию.

А. И. Лаврентьева занималась изучением системной организации детского словаря и выделила 4 этапа ее становления:

1 этап – словарь ребенка представлен набором отдельных слов.

2 этап – ситуационный, на котором происходит рост активного словаря, формируются системы и группы слов.

3 этап – тематический. Слова объединяются в группы на основе ситуационной и тематической схожести, в результате чего развивается антонимия.

4 этап. Возникает синонимия, изменяется характер ассоциативных реакций, словарь по строению приближается к системе словаря взрослого человека.

К трем годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Появляются слова-обобщения, обозначающие родовые понятия. Происходит уточнение значений слов, и появляются первые предлоги. Ребенок в речи активно употребляет предложения, состоящие из 5 – 6 согласованных между собой слов, например, существительных с прилагательными в косвенных падежах.

К четырем годам происходит еще больший рост словарного запаса, в котором насчитывается около двух тысяч слов. Происходят так же качественные изменения в речи ребенка, а именно, формируется глагольное управление, отмечается появление сложных предлогов, усваиваются сравнительные степени прилагательных и наречий. В разговорной речи появляются сложные предложения с союзами.

У ребенка пяти лет словарь насчитывает более 2200 слов. Происходит усвоение названий геометрических фигур, величин и пространственных отношений. После пяти лет формируется способность к выделению и называнию частей предметов, общих и частных признаков сравниваемых предметов, усваиваются слова, обозначающие свойства предметов и отвлеченные понятия.

Итак, обобщив вышесказанное, можно сказать о том, что лексическая сторона речи представляет собой компонент языка, который включает в себя пассивный и активный словарный запас ребенка и умение грамотно пользоваться им в разных ситуациях. Становление и развитие лексической стороны происходит поэтапно вместе с ростом и развитием ребенка, а так же развитием его речевой деятельности в целом, мышления и активного взаимодействия с ближайшим окружением. Главным фактором развития речи ребенка является его коммуникация со взрослыми, которые должны обладать высоким уровнем развития культуры речи.

Публикации по теме:

Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию»Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее.

Особенности возникновения и развития традиций создания игрушки из дерева и природных материалов в РоссииОсобенности возникновения и развития традиций создания игрушки из дерева и природных материалов в России На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития словаря в онтогенезе
Опубликовано: 9 января 2023 в 05:04
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития словаря в онтогенезе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Левицкая (УИ 3129156) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД