Светлана Левицкая
Особенности развития словаря в онтогенезе
▼ Скачать +Заказ
В психолого-педагогической и психолингвистической литературе изучение словаря, иначе лексической стороны речи, рассматривается в рамках развития речевой деятельности в целом.
Большой вклад в развитие представлений о речевой деятельности детей внес выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский, который считал, что речь является для ребенка средством установления связи между ним и внешним миром. Речь является значимой функцией с момента рождения ребенка, т. к. посредством него ребенок взаимодействует со взрослыми.
Публикация «Особенности развития словаря в онтогенезе» размещена в разделах
А. Н. Гвоздев отмечает, что после достижения ребенком двух лет роль речи в его развитии приобретает еще большую ценность. Это обусловлено тем, что ребенок в данном возрасте начинает реагировать на словесные раздражители, однако слова на данном этапе не дифференцируются, а воспринимаются как комплекс слов, связанных с конкретной ситуацией. Внешним проявлением данного новообразования является появление у ребенка ориентировочного рефлекса на услышанную речь. Затем на его основе формируется подражание, сводящееся к многократному повторению воспринятых слов. Первые слова ребенка, которые он повторяет за взрослым, напоминают лепет и для них характерны нерасчлененность, неразборчивость. Часто это только фрагменты или только ударные слоги исходного слова, например: «молоко – мокко», «собака – бака» и др.
В научной литературе этот этап становления детской речи носит название «слово-предложение», т. к. ребенок одним словом обозначает целые предложения, выражает свои желания, мысли и при этом слова употребляются ребенком без соблюдения грамматических, лексических и других правил языка. У звукосочетаний, употребляемых вместо слов, так же отсутствуют грамматическое оформление и грамматическое значение.
К 1,5 – 2 годам ребенок начинает расчленять звукосочетания на части речи. Это связано, прежде всего, с обогащением словарного запаса ребенка, который достигает около 300 слов к данному возрасту. В словаре ребенка появляются слова разных частей речи.
На данном этапе речевого развития ребенка происходит качественное изменение словаря, а именно меняется способ усвоения новых слов. Если до этого ребенок узнавал новые слова только через пассивное восприятие речи окружающих, то теперь он активно познает мир через вопросно-ответную форму общения с окружающими. Получая знаки от окружающих людей, а затем, осознавая их, ребенок открывает для себя функции знаков.
К 3,5 – 4 годам у ребенка формируется достаточно богатый словарный запас и правильное соотнесение слов с предметами. Следует отметить, что предметная отнесенность на этом не заканчивается.
Следующий этап характеризуется обогащением и уточнением словаря и значения слов у дошкольников. Изначально слова имеют расплывчатые значения или используются для обозначения нескольких предметов, действий, признаков, при этом сопровождаются активной жестикуляцией для большего уточнения его значения и для лучшего донесения его смысла до окружающих. Затем происходит уточнение значения слов. Вместе с уточнением значения слов происходит развитие структуры значения слова. Слова могут иметь сложные структурные значения, например, одно и то же слово может обозначать и предмет, и обобщать совокупность предметов, признаков, действий.
Н. В. Серебрякова анализировала словарный состав разговорной речи детей старшего дошкольного возраста и выявила, что наиболее употребительными словами в их лексиконе являются существительные, прилагательные и глаголы. В словаре существительных содержится больше всего слов, обозначающих людей. Прилагательные в речи дошкольников встречаются реже (на 100 употребленных слов приходится только 8,65 прилагательных) и чаще всего употребляемые прилагательные имеют широкое значение и активное сочетание (маленький, большой, детский, плохой, мамин и др.).
В разговорной речи дошкольники 6 – 7 лет часто употребляют прилагательные, обозначающие размеры: большой, маленький, огромный, крупный, средний, громадный, крошечный, крохотный. При этом характерна асимметричность в использовании прилагательных со значением размера, например, прилагательные со значением «большой» представлены гораздо шире, чем со значением «маленький» .
Е. Н. Винарская описала факторы, от которых зависит развитие лексики ребенка :
– неречевая предметная деятельность ребенка, которая обеспечивает расширение словарного запаса и представлений у ребенка в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами окружающей действительности;
– речевая деятельность окружающих взрослых и их общение с ребенком.
Становление словаря ребенка имеет непосредственную связь с социальной средой ребенка, в частности семьей ребенка, т. к. с рождения ребенок большинство времени пребывает в семье и круг общения ограничивается ее членами. В связи с этим уровень культурного развития семьи, культура речи родителей и характер речевого общения с ребенком определяют уровень и качество развития лексики у ребенка.
К шести месяцам ребенок активно начинает реагировать на словесный раздражитель поворотом головы в сторону источника речи, а так же фиксацией взгляда на лице говорящего.
А. Н. Гвоздев отмечает, что первыми в речи ребенка появляются существительные, они употребляются в той форме, в которой были восприняты из речи окружающих. Чаще всего это слова в именительном падеже, т. к. в речи взрослых преобладают слова, обозначающие названия предметов. Затем ребенок начинает соединять существительные в том же неизмененном виде, что связано с механическим повторением ребенком услышанного, без использования грамматических форм. На более поздних стадиях становления речи у ребенка формируется умение согласовывать слова между собой с учетом закономерностей языковой системы.
Н. С. Жукова отмечает, что глаголы в речи ребенка появляются позже существительных и при построении предложений они сначала опускаются. Названия действий употребляются детьми в той форме, в которой они были восприняты от окружающих и ставятся в конец предложения. При появлении в речи ребенка двух – трех форм одного и того же глагола формируется согласование слов, сначала в числе, затем в лице и роде. К 2,5 – 3 годам в словаре глаголов ребенка насчитывается около 50 активно употребляемых глаголов.
Прилагательные в речи ребенка появляются только после существительных и глаголов, что связано с несформированностью у детей чувства признака предметов и явлений. Слова, обозначающие признаки, появляются в речи ребенка в результате формирования навыка сравнивать предметы между собой и умения делать выводы. Данные навыки формируются на основе жизненного и языкового опыта. На начальном этапе формирования связной речи в предложениях прилагательные ставятся после существительных.
Одними из первых в активном словаре ребенка появляются наречия, количество которых быстро увеличивается. Наречия употребляются для обозначения различных отношений места, времени, количества и т. д.
С усвоением речевых конструкций формируется понимание правил правильного употребления окончаний, суффиксов, приставок. При этом формирование новых слов подчинено принципам словообразования. Неологизмы, характерные для детской речи, как правило, соответствуют лексическим и грамматическим нормам, но являются необычными по звучанию.
А. И. Лаврентьева занималась изучением системной организации детского словаря и выделила 4 этапа ее становления:
1 этап – словарь ребенка представлен набором отдельных слов.
2 этап – ситуационный, на котором происходит рост активного словаря, формируются системы и группы слов.
3 этап – тематический. Слова объединяются в группы на основе ситуационной и тематической схожести, в результате чего развивается антонимия.
4 этап. Возникает синонимия, изменяется характер ассоциативных реакций, словарь по строению приближается к системе словаря взрослого человека.
К трем годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Появляются слова-обобщения, обозначающие родовые понятия. Происходит уточнение значений слов, и появляются первые предлоги. Ребенок в речи активно употребляет предложения, состоящие из 5 – 6 согласованных между собой слов, например, существительных с прилагательными в косвенных падежах.
К четырем годам происходит еще больший рост словарного запаса, в котором насчитывается около двух тысяч слов. Происходят так же качественные изменения в речи ребенка, а именно, формируется глагольное управление, отмечается появление сложных предлогов, усваиваются сравнительные степени прилагательных и наречий. В разговорной речи появляются сложные предложения с союзами.
У ребенка пяти лет словарь насчитывает более 2200 слов. Происходит усвоение названий геометрических фигур, величин и пространственных отношений. После пяти лет формируется способность к выделению и называнию частей предметов, общих и частных признаков сравниваемых предметов, усваиваются слова, обозначающие свойства предметов и отвлеченные понятия.
Итак, обобщив вышесказанное, можно сказать о том, что лексическая сторона речи представляет собой компонент языка, который включает в себя пассивный и активный словарный запас ребенка и умение грамотно пользоваться им в разных ситуациях. Становление и развитие лексической стороны происходит поэтапно вместе с ростом и развитием ребенка, а так же развитием его речевой деятельности в целом, мышления и активного взаимодействия с ближайшим окружением. Главным фактором развития речи ребенка является его коммуникация со взрослыми, которые должны обладать высоким уровнем развития культуры речи.