Перетягина Есения Владимировна
Особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Автор: Перетягина Есения Владимирована
Воспитатель детей раннего возраста.
МАДОУ "Детский сад №111" г. Пермь
Грамотная речь - важное условие всестороннего и полноценного развития ребенка. Чем богаче и вернее речь малыша, тем проще ему формулировать и произносить собственные мысли, тем обширнее его способности в знании, находящейся вокруг реальности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее формируется его психическое развитие.
Публикация «Особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».
М. М. Кольцова в собственной книге «Ребенок учится говорить» доказывает значимость развития мелкой моторики рук для формирования активной речи детей.
Проведя, ряд исследований и опытов педагог пришла к выводу, что в случае, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма, то и постановка речи освоена в возрастных нормах, в случае если же развитие мелкой моторики отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Марионилла Максимовна сообщает: «Говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикулярного аппарата, но и движений пальцев рук», и выдвигает вывод о том, собственно, что кисть руки возможно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционный район кисти руки считать ещё одной речевой областью мозга». В своей книжке М. М. Кольцова подводит результат собственных изучений: «Связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук мы считаем возможным рассматривать, как мощный физиологический стимул формирования речи детей».
В начале развиваются тонкие движения пальцев кисти, вслед за этим бывает замечена артикуляция всей руки; всё дальнейшее улучшение речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все причины рассматривать, кисть руки как орган речи - подобный же, как артикуляционная установка. Кисть руки содержит наибольшее значение в моторной зоне коры головного мозга. М. М. Кольцова подчёркивает, что воздействие проприоцептивной импульсации мышц руки в детском возрасте важна, пока идёт составление речевой моторной области.
По мнению М. М. Кольцовой, «систематические упражнения по тренировке пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Данный факт обязан применяться в работе с ребятами и там, где постановка речи случается вовремя, и тем более там, где присутствует отставание, заминка моторной стороны речи.
Работа по развитию мелкой моторики по развитию речи протекает по следующей инструкции:
- Пальчиковая гимнастика (театр на руке, игры с пальцами).
- Внедрение всевозможных приспособлений (массажные мячики, валики, ёжики, скалочки, семена).
- Игры с маленькими предметами (косточки, бусы, камни, пуговицы, скрепки, спички, маленькие игрушки).
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
- Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание орнаментов, вышивание, плетение,
- Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
- Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
- Игры в сухом бассейне, заполненном мячиками различной величины или же цветными крышками:
- Нахождение заданных предметов,
- Угадывание предмета с закрытыми глазами, на ощупь.
- Внедрение способа Су Джок (работа с разными семенами):
- Сортировка, перекладывание, выкладывание орнаментов.
- Использование аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для влияния на биологическом уровне функциональные точки, находящиеся на пальцах рук.
Организуя работу по развитию ручной моторики у дошкольников, нужно принимать во внимание их возрастные особенности. Так, при работе с ребятами от 2 до 3 лет рекомендуется применить игры на постановку хватания, соотносящих перемещений, подражание движения рук, становление движения пальцев, кистей рук, например, как на данном этапе закладывается фундамент для формирования свежих психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие ребенку перейти на нужную возрастную ступень.
Основываясь на концепции дошкольного воспитания, в работе по развитию мелкой моторики стоит придерживаться правил:
- поручения нужно выбирать с учетом растущей сложности;
- принимать во внимание личные особенности малыша, темп его формирования, возможностей;
- работу проводить периодически, систематически;
- соблюдать временной регламент, дабы не вызвать переутомления ребенка;
- в процессе изучения и формирования создавать у детей позитивную мотивацию при помощи обстановки успеха;
- работу по развитию мелкой моторики проводить в системе всевозможных видах занятий, персональной работы, с помощью родителей, а главное - начиная с раннего возраста малыша, с первых дней посещения детского сада.
Выбор игр, их сложность, количественный и высококачественный состав (то есть численность упражнений и уровень их сложности) варьируется в зависимости от персональных индивидуальностей детей.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук рекомендовано проводить во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время и после сна - по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой любой малыш занимается по 7-10 мин. в день. Упражнения нужно выбирать так, чтобы в них находилось как возможно больше всевозможных движений пальцами.
Овладение деликатно координированными движениями рук методом особых упражнений и игр. Они ориентированы на нормализацию мышечного тонуса, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию серии двигательных актов, становление активных двигательных координаций, важных для полновесного развития способностей. На несложных, простых для выполнения упражнениях дети обучаются исполнять произвольные движения по команде взрослого. Показав упражнение 2 раза, предлагается ребенку исполнить самому, по команде. Это развивает его слух. На данном же рубеже применяются игры с предметами.
Для становления мелкой моторики рук ребят нужно обучить способами самомассажа рук. Он оказывает воздействие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов. В данных упражнениях применяется классические движения: разминание, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев. Для улучшения самомассажа кисти применяются грецкий орешек, мячик-ежик, прищепки, су-джок.
Исполнять упражнения надо в обязательном порядке, руками по очереди. Впоследствии выполнения самомассажа идут по порядку упражнения, нацеленные на постановку тактильных чувств кинетического компонента двигательного действия и упражнения, содействующие развитию динамической координации движений пальцев рук. Нужно уделять особенную заботу упражнениям на отработку силы пальцев и кисти рук, упражнениям - играм на расслабление, на переключение позы, на ритмическую компанию движений, особым упражнениям с речевым сопровождением, играм-манипуляциям, играм-потешкам. С поддержкой этих упражнений компенсируется работа левого полушария, а их выполнение настоятельно просит от малыша заинтересованности, сосредоточенности.
Актуальны упражнения, развивающие мелкую моторику, графические способности (обводка, рисунок на бумаге в клеточку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеткам, продолжение рисунка с соблюдением величины и направленности штрихов, штриховка изображений по инструкции, графические диктанты и т. д.). Выполняя их, дети не только запоминают нужные умения, но и обучаются ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку, развивают мыслительную работу, память. Упражнения, игры, всевозможные поручения на постановку графических способностей считаются одним из направлений коррекционной работы. Они содействуют развитию небольшой моторики и координации перемещений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, сила нажима, регуляция размаха, развивают зрительное восприятие и внимание.
Таким образом, для полноценного развития мелкой моторики дошкольного возраста нужно принимать во внимание возрастные и личные особенности; работу по развитию нужно проводить в системе всевозможных видов занятий; в процессе изучения и формирования - создавать позитивную мотивацию.