Вельменко Елена Ивановна
Особенности развития коммуникативных навыков у детей со зрительной депривацией
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни школьника. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Особую важность при работе с детьми, с ограниченными возможностями здоровья приобретает вопрос о степени сформированности коммуникативных умений. Понятие коммуникации связывается с информационной, содержательной стороной общения. Вместе с тем, в педагогике термин «коммуникативные умения», объединяет более широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребёнка в общение. Исследования М. И. Лисиной доказывают, что именно общение служит основной движущей силой развития. Овладение техникой общения как, и многими другими умениями, у умственно отсталого ребёнка происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты несколькими людьми. От уровня развития коммуникативных способностей у этих учащихся зависит и уровень их дальнейшей социализации. Данные выводы определяют цель работы — развитие коммуникативных способностей у учащихся, имеющих умственную отсталость в зависимости от индивидуальных способностей каждого.
Каково же значение коммуникативной компетенции для школьника?
Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во-вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.
В-третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия его будущей жизни.
Таким образом, возникает вопрос о необходимости коррекции коммуникативных умений учащихся с проблемами в развитии приёмам общения. С целью выявления и коррекции коммуникативных навыков школьников необходимо наблюдать за детьми в повседневной жизни, которые показывают степень речевой активности, коммуникативных умений. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что, несомненно, с возрастом ситуация изменяется в лучшую сторону, но показатели у детей с проблемами в развитии остаются ниже нормы. Многие дети не отвечает абсолютно правильно на все вопросы, не допуская при этом ошибок. Тем не менее, применение в системе коррекционных приёмов для развития и коррекции мышления, коммуникативной деятельности должно иметь место в работе воспитателя. Непосредственная работа по развитию коммуникативных навыков осуществляется в процессе учебной деятельности (на самоподготовке, на внеклассных занятиях и мероприятиях.
В работе с детьми для развития данной компетенции:
определить её понятие и структуру, а так же определить содержание в соответствии с данной возрастной группой;
применить системный подход, обеспечивая взаимодействие различных субъектов;
в целях достижения более полного результата выбрать методы, технологии и техники развития компетенции.
Работа с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью, способствующие развитию коммуникативной компетенции довольно широкие,главные для этого условия:
Компетентность педагога. Рациональное распределение времени занятия, самоподготовки, правильно выбранные формы и методы, способствующие развитию обучающихся. Всё это повышает активность детей, приводит их к заинтересованной работе. Для того чтобы обучающиеся могли научиться коммутировать в рамках внеклассного занятия, самоподготовки, их нужно учить это делать именно на занятии. Ставя перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся, представить себе, какие формы и методы формирования и развития будут более эффективными при работе с данной группой обучающихся.
В ходе самоподготовок использовать формы учебной коммуникации для формирования устной и письменной коммуникации. Это монологические и диалогические формы.
Монологические формы:
рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы;
выступать с готовой заранее речью или неподготовленной речью;
делать сообщения;
высказывать своё мнение, уметь опровергать чужое.
Диалогические формы:
все формы учебного диалога (беседа педагога и ученика, беседа в парах, беседа в группах);
дискуссии, споры;
ролевые и деловые игры (ролиговорящего и роли слушающего);
выступления в качестве ведущих на мероприятиях, театрализация.
Приступая к работе над данной компетенцией нужно помнить, что только хорошо продуманная система может дать положительные результаты. В результате применения данных форм работы с детьми, постепенно отрабатываются умения, необходимые для развития коммуникативных навыков.
На первом этапе обучающиеся отрабатывают в себе следующие умения:
готовность обучающихся участвовать в урочном общении;
отвечать на вопросы, давая более полный ответ;
задавать вопросы, следя за темой;
делать сообщения.
На втором этапе обучающиеся приобретают следующие умения:
простота и чёткость речевого высказывания;
отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому;
умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;
вступать в контакт с другими.
На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества:
умение вести беседу в паре, группе
умение вести диалог
умение участвовать в дискуссии
участвовать в конференциях, играх.
Данная работа по развитию коммуникативных навыков в ходе самоподготовки основывается на применении различных форм, методов и приёмов в работе, способствующих повышению самостоятельной активности обучающихся в ходе занятия. Взаимодействие с классом основываю на вовлечение учащихся в процесс образования и воспитания в качестве его активного участника. Применяю методы, направленные на привлечение к активному сотрудничеству:
работа в группах, подгруппах (способствует развитию умения работать с субъектом)
работа в группах переменного состава (отработка умения работать в коллективе переменного состава)
взаимопроверка, самопроверка (самоконтроль, ответственность)
работа ученика-консультанта (из числа более сильных обучающихся)
самооценка (способствует развитию самостоятельности, саморегуляции).
Однако, формирования базовых компетенций лишь посредством самоподготовки недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен процесс самоподготовки, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает кругозор школьников, создаёт ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых. Виды, используемых мною внеклассных мероприятий различны: викторины, конкурсы, тренинги, «заочные путешествия», и другие. Применение современных технологий в ходе внеклассных занятий: элементы телесно-ориентированной психотехники, метод отработки базовых эмоций, направленных на умение контролировать себя, свои эмоции в различных ситуациях, а так же применение ролевых игр, проигрывание различных ситуативных моментов, решение предлагаемых мною проблемных ситуаций. На это направлен цикл занятий: «Вокруг тебя Мир», «Наши эмоции», «Умей управлять своими эмоциями» и другие. Все в комплексе способствует развитию речевых навыков общения, эмоциональной раскрепощённости, умению вести себя в различных ситуациях, что способствует формированию коммуникативных навыков у обучающихся.