Папки-передвижки

Особенности развития коммуникативных навыков у детей со зрительной депривацией

Вельменко Елена Ивановна
Особенности развития коммуникативных навыков у детей со зрительной депривацией
▼ Скачать + Заказать документы

Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни школьника. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Особую важность при работе с детьми, с ограниченными возможностями здоровья приобретает вопрос о степени сформированности коммуникативных умений. Понятие коммуникации связывается с информационной, содержательной стороной общения. Вместе с тем, в педагогике термин «коммуникативные умения», объединяет более широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребёнка в общение. Исследования М. И. Лисиной доказывают, что именно общение служит основной движущей силой развития. Овладение техникой общения как, и многими другими умениями, у умственно отсталого ребёнка происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты несколькими людьми. От уровня развития коммуникативных способностей у этих учащихся зависит и уровень их дальнейшей социализации. Данные выводы определяют цель работы — развитие коммуникативных способностей у учащихся, имеющих умственную отсталость в зависимости от индивидуальных способностей каждого.

Каково же значение коммуникативной компетенции для школьника?

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия его будущей жизни.

Таким образом, возникает вопрос о необходимости коррекции коммуникативных умений учащихся с проблемами в развитии приёмам общения. С целью выявления и коррекции коммуникативных навыков школьников необходимо наблюдать за детьми в повседневной жизни, которые показывают степень речевой активности, коммуникативных умений. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что, несомненно, с возрастом ситуация изменяется в лучшую сторону, но показатели у детей с проблемами в развитии остаются ниже нормы. Многие дети не отвечает абсолютно правильно на все вопросы, не допуская при этом ошибок. Тем не менее, применение в системе коррекционных приёмов для развития и коррекции мышления, коммуникативной деятельности должно иметь место в работе воспитателя. Непосредственная работа по развитию коммуникативных навыков осуществляется в процессе учебной деятельности (на самоподготовке, на внеклассных занятиях и мероприятиях.

В работе с детьми для развития данной компетенции:

определить её понятие и структуру, а так же определить содержание в соответствии с данной возрастной группой;

применить системный подход, обеспечивая взаимодействие различных субъектов;

в целях достижения более полного результата выбрать методы, технологии и техники развития компетенции.

Работа с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью, способствующие развитию коммуникативной компетенции довольно широкие,главные для этого условия:

Компетентность педагога. Рациональное распределение времени занятия, самоподготовки, правильно выбранные формы и методы, способствующие развитию обучающихся. Всё это повышает активность детей, приводит их к заинтересованной работе. Для того чтобы обучающиеся могли научиться коммутировать в рамках внеклассного занятия, самоподготовки, их нужно учить это делать именно на занятии. Ставя перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся, представить себе, какие формы и методы формирования и развития будут более эффективными при работе с данной группой обучающихся.

В ходе самоподготовок использовать формы учебной коммуникации для формирования устной и письменной коммуникации. Это монологические и диалогические формы.

Монологические формы:

рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы;

выступать с готовой заранее речью или неподготовленной речью;

делать сообщения;

высказывать своё мнение, уметь опровергать чужое.

Диалогические формы:

все формы учебного диалога (беседа педагога и ученика, беседа в парах, беседа в группах);

дискуссии, споры;

ролевые и деловые игры (ролиговорящего и роли слушающего);

выступления в качестве ведущих на мероприятиях, театрализация.

Приступая к работе над данной компетенцией нужно помнить, что только хорошо продуманная система может дать положительные результаты. В результате применения данных форм работы с детьми, постепенно отрабатываются умения, необходимые для развития коммуникативных навыков.

На первом этапе обучающиеся отрабатывают в себе следующие умения:

готовность обучающихся участвовать в урочном общении;

отвечать на вопросы, давая более полный ответ;

задавать вопросы, следя за темой;

делать сообщения.

На втором этапе обучающиеся приобретают следующие умения:

простота и чёткость речевого высказывания;

отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому;

умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;

вступать в контакт с другими.

На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества:

умение вести беседу в паре, группе

умение вести диалог

умение участвовать в дискуссии

участвовать в конференциях, играх.

Данная работа по развитию коммуникативных навыков в ходе самоподготовки основывается на применении различных форм, методов и приёмов в работе, способствующих повышению самостоятельной активности обучающихся в ходе занятия. Взаимодействие с классом основываю на вовлечение учащихся в процесс образования и воспитания в качестве его активного участника. Применяю методы, направленные на привлечение к активному сотрудничеству:

работа в группах, подгруппах (способствует развитию умения работать с субъектом)

работа в группах переменного состава (отработка умения работать в коллективе переменного состава)

взаимопроверка, самопроверка (самоконтроль, ответственность)

работа ученика-консультанта (из числа более сильных обучающихся)

самооценка (способствует развитию самостоятельности, саморегуляции).

Однако, формирования базовых компетенций лишь посредством самоподготовки недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен процесс самоподготовки, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает кругозор школьников, создаёт ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых. Виды, используемых мною внеклассных мероприятий различны: викторины, конкурсы, тренинги, «заочные путешествия», и другие. Применение современных технологий в ходе внеклассных занятий: элементы телесно-ориентированной психотехники, метод отработки базовых эмоций, направленных на умение контролировать себя, свои эмоции в различных ситуациях, а так же применение ролевых игр, проигрывание различных ситуативных моментов, решение предлагаемых мною проблемных ситуаций. На это направлен цикл занятий: «Вокруг тебя Мир», «Наши эмоции», «Умей управлять своими эмоциями» и другие. Все в комплексе способствует развитию речевых навыков общения, эмоциональной раскрепощённости, умению вести себя в различных ситуациях, что способствует формированию коммуникативных навыков у обучающихся.

Публикации по теме:

Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы)Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы) Ксения Арзамасова. Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков. Презентация опыта работы.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ «Транспорт. Предлоги У — В» смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Конспект.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности развития коммуникативных навыков у детей со зрительной депривацией
Опубликовано: 18 декабря 2024 в 21:52
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития коммуникативных навыков у детей со зрительной депривацией» (включая файлы) размещена пользователем Вельменко Елена Ивановна (УИ 3437695) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД