Власов
Особенности развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста
h3]Особенности развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста[/h3]
Под физическими качествами и способностями понимают такие качества и способности, которые характеризуют физическое состояние ребенка. Прежде всего – это состояние его морфофункционального развития : конституция организма и физиологические функции. Признаками, характеризующими конституцию организма являются показатели телосложения: рост, вес, окружность тела. Особо следует отметить двигательную функцию. Она определяется как способность человека выполнять определенный набор движений и обладать определенным уровнем развития физических качеств. Было выявлено, что периоды наиболее интенсивного развития и проявления общей выносливости, силы, сохранение равновесия и некоторых других способностей у мальчиков и девочек не совпадают. Данный факт позволяет говорить о половых различиях в темпах развития физических качеств. У детей в дошкольном возрасте нервная система обладает большой пластичностью, поэтому у ребенка новые условные связи образуются легко. Данное свойство следует использовать при формировании в раннем возрасте разнообразных двигательных навыков и навыков самообслуживания. Однако организм дошкольника еще недостаточным образом готов сопротивляться неблагоприятным факторам среды: у детей часто болеют желудочно-кишечными, простудными и другими заболеваниями. Теория физического воспитания позволяет учесть психофизиологические особенности детей в дошкольном возрасте : возможности работоспособности организма, интересы и потребности, различные формы мышления (наглядно- действенного, наглядно-образного и логического, своеобразие преобладающего вида деятельности в зависимости от которого происходит развитие и важные изменения в психике ребенка, а также подготовка к «переходу ребенка к новой высшей ступени его развития» .
Публикация «Особенности развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Учеными выявлено, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают. Активнее всего происходит увеличение показателей быстроты в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет наблюдаются некоторые замедления в росте силовых показателей. Это следует учесть при организации работы по развитию физических качеств у дошкольников.
Для эффективного развития быстроты следует применять упражнения, которые направленны на развитие способности быстро выполнять движения. Освоение детьми упражнений лучше всего происходит в медленном темпе. Педагогу необходимо предусмотреть, то чтобы упражнения были не продолжительными и однообразными. Их необходимо повторять в различных условиях с разной интенсивностью, усложнением или упрощением.
Для того что бы воспитать у детей умение развивать максимальный темп бега возможно использование таких упражнений как: бег в разном темпе (быстром и медленном); бег с ускорением (прямо, по диагонали). Выполнение упражнений в различном темпе способствует развитию у детей умения использовать различные мышечные усилия в соответствии с выбранным темпом. Что бы развить умение поддерживать темп движений на протяжении некоторого промежутка времени следует использовать бег на короткие дистанции: 15, 20, 30 метров. Для обучения быстрому началу движения используется бег с ускорением по сигналам; старт из различных исходных положений. Данные упражнения включаются во все формы физического воспитания в ДОУ : утренняя гимнастика, физкультурные занятия, упражнения, подвижные игры на прогулке. Для того чтобы развить ловкость нужно использовать более сложные координационные упражнения и усложнять условия проведения: использование нестандартных исходных положений (бег из исходного положения стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из положения стоя спиной к направлению движения; быстрая смена положений; изменения темпа или скорости движения; выполнение взаимосогласованных действий одновременно несколькими участниками. Можно также использовать упражнения в которых детям необходимо приложить усилия для сохранения равновесия: кружиться на месте, ходьба на носках. Упражнения, способствующие развитию силовых способностей делят на две группы :
- упражнения с сопротивлением, которое веса бросаемых предметов
- упражнения с сопротивлением, которое возникает под воздействием веса собственного тела.
Так же большое значение при развитии силовых способностей имеет количество повторений: маленькое количество повторений не способствует развитию силы, а чрезмерно количество может привести к утомлению.
Еще важно следить за темпом выполнения упражнений: чем выше темп, тем меньшее количество повторений нужно выполнить. В упражнениях на силу следует приоритет отводить тем где используется горизонтальное и наклонное положение туловища. Так как позволяют разгрузить сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьшить кровяное давление в момент выполнения упражнения. Целесообразно чередовать упражнения с мышечными напряжениями и их расслаблением. Для развития выносливости наиболее эффективны упражнения циклического характера (ходьба, бег, прыжки). При выполнении таких упражнений задействуются наибольшее количество мышц, происходит чередование напряжения и расслабления мышц, регулируются темп и продолжительность выполнения. Для освоения новых движений следует использовать метод целостного разучивания. При использовании расчленения движений ребенок упускает его смысл, что приводит к потере интереса. Ребенку необходимо видеть сразу результат своего действия.
В старшем дошкольном возрасте наблюдается активное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. В процессе развития личности и деятельности появляются новые качества и потребности : происходит расширение знаний о предметах и явлениях, которые ребенок ранее не наблюдал. Детей начинают интересовать связи, которые существуют между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в данные связи в значительной мере определяет его развитие. Переходя в старшую группу у детей происходит изменение психологической позиции: впервые они начинают ощущать себя старшими среди других детей в ДОУ. Воспитателю необходимо помочь дошкольникам понять это новое положение. Ему следует поддерживать в детях ощущение «взрослости» и на основе этого вызывать у них мотивацию к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Исходя из потребности старших дошкольников в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель должен обеспечивать условия для воспитания у детей самостоятельности, инициативы, творчества. Ему постоянно необходимо создавать ситуации, которые побуждают детей активно использовать свои знания и умения, ставить перед ними все более сложные задачи, развивать их волю, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатые дела до конца, нацеливать на поиск новых, творческих решений. Важным является: предоставление детям возможность самостоятельно решать поставленные задачи, направлять их на поиск не одного, а нескольких вариантов решения одной задачи; поддержка детской инициативы и творчества; демонстрация детям роста их достижений; способность вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Способствует развитию самостоятельности у детей освоение умения поставить цель, продумать пути ее достижения, осуществить намеченный замысел, оценить полученный результат с точки зрения цели.
Перед педагогом задача по развитию данных умений ставится широко, так как необходимо создать основу, которая будет способствовать активному овладению детьми всеми видами деятельности. Растущие возможности детей объясняются тем, что увеличиваются физиологические нагрузки на организм во время утренней гимнастики, занятий и других форм работы. Происходит заметное возрастание продолжительности непрерывного бега в медленном темпе (до 1,5–2 мин., постепенно увеличивается количество прыжков до 50–55 подряд, повторение происходит с небольшим перерывом 2–3 раза.
Происходит увеличение объема и интенсивности общеразвивающих упражнений. Начинают все шире использовать упражнения с применением гимнастических снарядов (стенок, скамеек, парные и групповые упражнения с обручами, палками, веревками. В этих упражнениях важно следить за точностью принятия исходного положения, четким выполнением промежуточных и конечных поз, соответствием выполнения движений заданному темпу. Объяснения и указания должны быть краткими, точными, направленными на качественное выполнение упражнений: точность положений и направлений движения отдельных частей тела с необходимой амплитудой, соответствующим мышечным напряжением. Эффективность освоения основными движениями во многом зависит от уровня развития двигательных навыков. Чем выше уровень развития
двигательных качеств у ребенка, тем легче он овладевает техникой сложных движений. Например, прыжки в высоту, в длину с разбега требуют прежде всего многократных упражнений, которые обеспечивают развитие и укрепление мышц нижних конечностей, живота и спины, а также развитие функций равновесия и координации движений; основу содержания подготовительных упражнений для совладения лазаньем должны составлять упражнения, которые способствуют укреплению мышц туловища, рук и ног, и координации движений. Следует не забывать о том, что формирование двигательных навыков будет происходить быстрее, если упражнения повторяются многократно с небольшими перерывами. Так, прыжки в высоту и длину с разбега на первом занятии следует повторять 8–9 раз подряд, а затем постепенно уменьшить количество повторений до 3-4 раз, примерно для освоения данного движения будет достаточно 3-4 занятий. Необходимо приучать детей осознанно относиться к точности и правильности выполнения движений, соответствуя их образцу. Особенно этот факт важен при освоении детьми новых сложнокоординированных двигательных действий, например, прыжок в длину и высоту с разбега. Многочисленные исследования, проводимые такими учеными, подтверждают тот факт, что двигательные навыки и физические качества нужно целенаправленно начинать развивать с детства. В последние годы проблемы, касающиеся развития двигательных навыков и физических качеств у дошкольников начали привлекать пристальное внимание специалистов. Это подтверждает еще раз актуальность и недостаточное изучение возрастной динамики. В то же время развитие двигательных навыков и физических качеств дошкольников зависит во многом от системы работы, интенсивности и частоты занятий детьми физическими упражнениями, условиями организации двигательной активности. Используя врожденные данные и склонности, систематично организовывая работу возможно добиться высоких результатов в физической культуре и спорте. К примеру, ловкий и быстрый ребенок может достичь высоких результатов в легкой атлетике, а сильный в борьбе, тяжелой атлетике. Эффективное закрепление основных навыков движений происходит по средствам использования подвижных и спортивных игра. При этом следует не забывать о том, что включенное движение в игру должно быть хорошо освоено детьми. Важно менять последовательность движений и условия игр поскольку это способствует развитию и воспитанию у детей ловкости и сообразительности. Закрепление полученного опыта осуществляется, выполняя данные движения на прогулке. Для мотивации детей к самостоятельной двигательной деятельности нужно обладать достаточным количеством пособий и игр, специально отведенное место, где дети могут упражняться в выполнении различных движений. Педагогу важно поощрять у детей желание соревноваться в движениях; ему необходимо заботиться о рациональной смене движений, способствовать объединению детей в группы для игр или выполнения двигательных задач.