Ирина Инякина
Особенности развития детского музыкального творчества
▼ Скачать +Заказ
Детское музыкальное творчество - важный момент в развитии личности ребёнка.
Творчество — это :
• деятельность, рождающая что-то новое, никогда ранее не существовавшее;
• создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
• процесс создания субъективных ценностей.
Публикация «Особенности развития детского музыкального творчества» размещена в разделах
Проблемой детского творчества занимались многие психологи, искусствоведы, учителя. Благодаря теоретическим исследованиям есть два способа понять, нужна ли помощь в развитии творческих способностей со стороны взрослого. Некоторые исследователи (В. Глоцер, Б. Джефферсон) утверждают, что «любое вмешательство учителя в процесс творчества ребенка влияет на индивидуальное проявление личности». Другие исследователи (А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова и другие) признают интуитивность и оригинальность детского творчества, но при этом считают необходимым адекватное влияние со стороны взрослого. Таким образом, можно сделать вывод, что на детское творчество можно повлиять по-разному. Если с помощью взрослых ребенок усваивает соответствующие способы действий и положительно оценивает свое творение, такое вмешательство способствует развитию детского творчества.
Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности : пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Дети обычно спонтанно импровизируют в разных играх. Они поют куклам колыбельную, поют солдатский марш, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.
Дети любят инсценировать песни, водить хороводы. Им помогают художественный текст и характер музыки. Если взрослый во время выступления не показывает готовые движения при инсценировке песни, то дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные движениями.
Кроме того, дошкольники умеют составлять простейшие ритмические и мелодические мотивы разного характера (походка, танец, спокойствие, импровизировать на определенную тему на детских музыкальных инструментах («Сыграть дождь на металлофоне или треугольнике», «Думай и трогательный марш на ксилофоне или деревянных палках»и др.).
Креативность может проявляться у каждого ребенка по-разному, в зависимости от природных задатков и развития основных музыкальных способностей. У одних детей может проявляться способность воспринимать музыку творчески, у других - к одному из видов исполнительского или продуктивного творчества. Поэтому нужно подходить к вопросу развития детских творческих способностей индивидуально, учитывая особенности каждого ребенка.
Возможности детей выполнять творческие задачи в музыкальной деятельности тщательно проанализированы в исследованиях Н. А. Ветлугиной. Установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. В процессе активного восприятия образа в картине, литературном произведении, музыке дети знакомятся с выразительными и изобразительными средствами, с помощью которых автор передает то или иное содержание. Следовательно, необходимо использовать произведения искусства для обогащения детского творческого опыта : слушать классическую музыку, любоваться живописью, читать художественную литературу, смотреть спектакли.
Еще одно важное условие – это накопление исполнительского опыта. В процессе музыкальной деятельности дети развивают музыкальные способности, приобретают необходимые навыки, умения, знания, позволяющие ребенку выразить собственные музыкальные впечатления.
Для развития песенного творчества у ребенка необходимо развитие основных музыкальных навыков : ладовое чувство, музыкального и слухового исполнения, чувства ритма. Кроме того, для творческих проявлений нужна фантазия, свободное руководство в нестандартных ситуациях, умение применить свой опыт в новых условиях.
Успех детских творческих проявлений зависит от силы их певческих навыков, от умения в пении выражать определенные чувства и настроения, а также петь чисто и выразительно. Обычно эти навыки дети осваивают к старшему дошкольному возрасту. Но нужно гораздо раньше формировать творческие проявления, используя посильные детские творческие задания (спеть свое имя, колыбельную и т. д.).
Креативность возникает из интуитивных и осознанных действий. Постепенно их сочетание становится более прочным.
Детские творческие проявления в ритме, танце - важный показатель музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать свой музыкально-игровой образ, танцевать, если у него развито музыкальное восприятие, чувствовать характер музыки.
Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребенок эмоционально реагировал на музыку, верил в необычную ситуацию, уметь совершать движения с воображаемыми предметами, а также свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкальных образов и танцевальные композиции.
Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкальным и ритмическим движениям. На уроках музыки, в повседневной жизни детского сада, в семье необходимо целенаправленно учить детей воплощать в движениях характер музыки, музыкальные образы. Обучение основано на овладении обобщенными способами музыкальной деятельности, необходимыми для творческих проявлений в танце : ребенка учат слушать музыкальное произведение, стремиться к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни и инструментальное произведение, и воспитывать творческое отношение к музыке в целом.
Креативность в детском танце возможна до тех пор, пока его музыкально-эстетическое исполнение постоянно обогащается, и у него есть возможность проявить самостоятельность.
Детское инструментальное творчество проявляется в импровизации - композиции при игре на детском музыкальном инструменте. Это прямое и сиюминутное выражение впечатлений. Это возникает из жизненного и музыкального опыта детей. Накопление и обогащение музыкальных впечатлений - непременное условие творческих проявлений детей.
Прослушивание вокальных, инструментальных произведений, как в записи, так и в «живом» исполнении педагогов или профессиональных исполнителей, разговоры о выразительных средствах музыкального языка, изучение и сравнение тембров инструментов, их выразительных способностей необходимы детям для последующего творчества, в том числе инструментального.
Одним из условий успешного инструментального творчества является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, позволяющих передавать детям простейшие музыкальные образы.
В самостоятельной деятельности детей и в семье инструментальное творчество может чередоваться с разучиванием оркестровых партий и подбором мелодий на слух.
Поэтому для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:
- уважение принципа свободы;
- накопление впечатлений от восприятия искусства;
- накопление исполнительского опыта (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);
- развитие базовых музыкальных навыков;
- оборудование для музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье с музыкальным сопровождением, различными костюмами и атрибутикой, комната для танцев, музыкальные инструменты для детей.