Олеся Паничкина
Особенности работы с одаренными детьми (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое детская одарённость?
Под одарённостью ребёнка мы понимаем более высокую, чем у его сверстников при равных условиях, восприимчивость к обучению и более выраженные творческие проявления.
Публикация «Особенности работы с одаренными детьми (из опыта работы)» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Одарённость как системное образование личности является координатором, регулятором, стимулятором творческой деятельности, способствует нахождению таких решений, которые дают возможность ребёнку лучше приспосабливаться к миру, к окружению, другим людям, самому себе. Как правило, в одарённых детях можно выделить ни один, а несколько совокупных признаков и способностей.
Это высокая эрудиция, умение логически и нестандартно мыслить, умение правильно излагать свои мысли, большой лексический запас, способность к быстрому и точному запоминанию, хорошая память, которая позволяет вспомнить и применить необходимые знания через длительный промежуток времени, высокая работоспособность на занятиях, быстрота выполнения задания, предлагаемая преподавателем, потребность к усиленному, сложному заданию.
Существует 3 категории одарённых детей:
1) с необыкновенно высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
2) с признаками специальной умственной одарённости: например, к математике или языкам, изобразительному искусству или музыке;
3) проявляющие яркую познавательную активность, отличающуюся оригинальностью психического склада, незаурядными умственными способностями. Это случай потенциальной творческой одарённости.
Таким образом, можно говорить об общей, специальной и творческой видах одарённости детей.
Одарённые - это наиболее перспективная группа детей, к которым нельзя подходить со стандартными мерками, т. к. их обучение по традиционным методикам губит креативность (творческое начало в человеке). Они не достигают высоких показателей ни как «творцы», создающие новое, ни как «губки» впитывающие предлагаемые педагогом готовые знания. Наиболее полное раскрытие потенциала одарённых и талантливых детей составляет актуальную задачу современного образования.
За рубежом уже создано и применяется множество особых программ для одарённых детей, большое внимание уделяется подготовке учителей для работы с особо восприимчивыми к учению и творческими детьми.
В нашем ДОУ немало одарённых детей. Я постоянно держу их в поле зрения, провожу с ними индивидуальную работу, привлекаю к участию в конкурсах, выставках, советую посещать художественную школу, студии. Обращаю внимание родителей на феномен одарённости.
В группах, где есть одарённые дети, очень интересно работать.
Рисунки этих детей являются образцом для подражания их сверстников. Присутствие этих детей стимулирует к подготовке к занятиям и самого педагога, влияет на творческий настрой остальных детей.
Известный русский психолог Лев Семёнович Выготский писал: «Обучать творческому акту искусства нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя педагогу содействовать его образованию и проявлению».
Важнейшим условием творчества, считает Л. C. Выготский, является то, «что деятельность воображения ребёнка почти никогда не возникает без помощи и участия взрослых. Дошкольник учится не только у педагога, сколько вместе с ним. Они вместе проходят по длительной истории вынашивания и развития способов деятельности, завершающихся актом творчества».
В нашем восхождении к творчеству можно выделить три стадии: подготовительную, постановочную и завершающую. На всех этих этапах работы я использую разнообразные методы и приёмы.
Чтобы ребёнок почувствовал себя «своим» человеком в удивительном мире цвета, научился пользоваться палитрой, смешивать краски и получить бесконечное количество оттенков, я использую игру «Цветовая угадай-ка».
Игра «Цветовая угадай-ка».
В этой игре я знакомлю детей с самой возможностью, смешивая 2 цвета, получить третий, отличный от них обоих. Я отбираю 4-5 красок из гуашевого набора и, смешав 2 из них, предлагаю угадать, соединением каких цветов получен этот оттенок. Дети доказывают верность своего ответа (а кто-то убеждается в своей ошибке) тем, что сами пробуют составить такой же цвет. Затем они в свою очередь предлагают свою цветовую загадку.
Таким образом, с помощью таких игр я создаю условия, чтобы ребёнок осознал выразительную силу цвета и научился пользоваться ею в соответствии с собственной индивидуальностью.
А вот другая игра-задание-«Волшебные зонтики».
Напоминаю детям одну из любимых сказок - «Оле Лукойе» Г. Х. Андерсена. Два зонтика было у этого повелителя детских снов. Один он раскрыл над постелью хороших, добрых детей, а другой. Пусть ребёнок представит себе и изобразит эти два зонтика. Тут в его распоряжении, кроме цвета, множество других выразительных средств: форма зонта, узоры, фантастические сцены, лица, которые могут быть изображены на зонтике; или напротив, отсутствие всяких украшений.
Большое внимание уделяю другим изобразительным средствам - например, линии. Ребёнок берёт в руки карандаш, цветной мелок, тонкую кисть или перо и учится проводить разные линии. Но не просто толстые и тонкие, прямые и волнистые, а ласковые, колючие, энергичные, ленивые, т. е. имеющие какую-то эмоционально - оценочную характеристику. А потом, когда он будет рисовать детей и животных, битвы и праздники, космонавтов и волшебников, пускай следит, чтобы линия, рождающаяся под его рукой, всегда соответствовала характеру персонажа, выражала отношение автора к изображаемому событию.
В работе с одарёнными детьми постоянно обращаю внимание на органическую связь между внутренним состоянием живых существ и их внешним выражением. Предлагаю ребёнку понаблюдать (а потом нарисовать, описать словами, изобразить пластически, как кошка нежится и как готовится к прыжку. Как петух в момент опасности настороженно косит глазом и угрожающе вздымает перья. Какая поза, какие движения характерны для собаки, когда она провинилась и чувствует это?
Так постепенно развиваю у детей новое восприятие, новое отношение ко всему в жизни. Таким образом, я расширяют жизненный опыт ребёнка, о чём Л. С. Выготский сказал так: «Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, тем больше он знает и усвоил. тем продуктивнее будет деятельность его воображения».
Развитие способностей и талантов - сложная работа, которую должны вести увлечённые делом родители, педагоги, воспитатели.